Общая характеристика младенческого возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младенчество – особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С.Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Ведущая деятельность - эмоциональное общение ребенка со взрослым, которое носит ситуативный и непосредственный характер (осуществляется в данной конкретной ситуации и по ее поводу). Малыш еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. Возникшая в период новорожденности потребность в общении интенсивно развивается. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. его общение со взрослым приобретает избирательный характер.

В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу (2-ое полугодие) связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Общение уже протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.

Таким образом, во 2-м полугодии «общение ради общения» уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. М.И.Лисина называет это общение ситуативно-деловым.

В младенческом возрасте идет быстрое формирование двигательных навыков детей. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться за предметами, захватывает предметы рукой. Акт хватания осуществляется под контролем зрения и имеет большое значение для психического развития ребенка, так как с ним связано возникновение предметного восприятия.

Со 2-го полугодия жизни у ребенка появляется новый способ воздействия на взрослого – указательный жест, который возникает из протянутой к недосягаемому предмету руки. Этот жест предметно отнесен и, как указывал Л.С.Выготский, «из движения, направленного на предмет, становится движением, направленным на другого человека, средством связи», предшественником слова. Начинается «сотрудничество» ребенка и взрослого [2, c.143-144].

Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Она открывает широкие возможности для обучения через подражание.

К концу 1 года жизни у ребенка появляется новая важная особенность в манипуляции с предметами: дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.

Например, ребенок ухватил конец бельевой веревки. Случайно, сильно дернув конец, он обратил внимание, как подскочило белье на веревке, натянутой под потолком. Смотрит на прыгающее белье, пока оно не перестало колыхаться. Играет концом веревки. Снова случайно дернул. Все белье заколыхалось. И тут-то он начинает непрерывно с силой дергать веревку, наслаждаясь результатом.

В последние месяцы 1 года жизни дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия.

Большое достижение в развитии ребенка – ходьба – основное новообразование младенческого возраста. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможность ориентировки в пространстве.

Как происходит развитие речи ребенка показано в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной и др.

К концу 1-го месяца жизни у него возникает так называемое слуховое сосредоточение – особое внимание на обращенные к нему слова. Начиная с 3-го месяца появляются собственные речевые реакции – гуление – в составе вышеописанного комплекса оживления на появление взрослого, а затем – с 5-ти месяцев – лепет, сочетающийся со звуком и действиями малыша.. С 6-ти месяцев ребенок начинает произносить «псевдослова», состоящие из нескольких слогов, пока еще лишенных смысла, но с 8 месяцев приобретающих предметную отнесенность. Первые односложные слова («мама», «папа», «баба» и т.д.) ребенок начинает произносить в период с 4 до 8 месяцев, хотя конкретную предметную отнесенность они начинают приобретать только к 10 месяцам.К этому периоду относится усвоение ребенком семантики слова. И к концу 1 года жизни он точно понимает и определенным образом реагирует на 10-20 слов.

На первых порах овладения языком у ребенка появляется автономная речь: «ам-ам», «ням-ням», «бяка», «ав-авка» и т.д. Однако      

при правильном речевом воспитании, когда взрослые требуют четкого произношения слов, автономная речь быстро исчезает, у ребенка развивается фонематический слух, артикуляция, происходит усвоение грамматического строя языка, развивается чутье языка. Постепенно происходит усвоение ребенком семантики слова. И к концу 1 года жизни он точно понимает и определенным образом реагирует на 10-20 слов.

 

Кризис первого года жизни

Содержание кризиса одного года жизни младенца связано со следующими моментами.

  1. Развитие ходьбы. Ходьба – основное средство передвижения в пространстве. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого: теперь не только мама ведет ребенка, но и он ведет ее куда хочет.

Ходьба – основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

  1. Появление первого слова:
    • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением – символизирующую функцию речи);
    • увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.
  2. Проявления аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируются воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Как указывает В.И.Слободчиков, в младенческом возрасте «…автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра) настаивает на своей самости» [5,.c.246]. Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.

 


        Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

 

Так, кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте сущность кризиса новорожденности.
  2. Какие механизмы помогают новорожденному ребенку адаптироваться в новых для него условиях?
  3. Дайте характеристику комплексу оживления.
  4. Выделите основные достижения периода новорожденности.
  5. В чем специфика общения в младенческий период?
  6. Определите специфику социальной ситуации младенчества.
  7. Какие новообразования формируются к концу младенчества?
  8. Выделите основные признаки кризиса 1 года.

9.* Познакомьтесь с ситуацией:

           Мама Наташи (девочке 6 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

 

   Дайте характеристику действиям мамы с точки зрения их эффективности. Ответ обоснуйте.


Литература

  1. Авдеева Н.Я., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр.соч. в 6 т. Т.4. – М., 1984.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999. – С.96-117.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995..
  5. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
  6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология – СПб., 2006. – С.66-82.
  7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С.30-34.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 323.