Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие. Среди всех психических функций (восприятие, память, мышление, речь, внимание) доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Важнейшая характеристика восприятия в этом возрасте, как считает Л.С.Выготский, - его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. По Л.С.Выготскому, в раннем детстве господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, которое непосредственно переходит в действие.

Память ребенка раннего возраста становится как бы продолжением, развитием восприятия. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше.

Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а не его значение.

Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Речь. Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Развитие речи идет по двум направлениям:

· совершенствуется понимание речи взрослых;

· формируется собственная активная речь.

     Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Формируются коммуникативная, обобщающая, регулирующая функции речи. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

  Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Словарный запас детей в 1,5 года обычно содержит около 10 слов. К году и восьми месяцам он увеличивается до 50. К 2 годам словарный запас ребенка, как отмечает В.С.Мухина, состоит из 300 слов, а к 3-летнему возрасту составляет – 1200 – 1500 слов.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.

Воображение формируется через игру, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Внимание. В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 293.