Общая психологическая характеристика дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребенка. В дошкольный период происходит открытие ребенком мира человеческих отношений, стремление включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность.

В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

А.Н.Леонтьев считает, что в этот период жизни мир окружающих людей как бы распадается для ребенка на два круга.

П е р в ы й круг – это близкие люди: мать, отец или те, кто заменяет их ребенку. Отношения с ними определяют отношения ребенка со всем остальным миром. В т о р о й, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге.

Мир взрослых людей, мир их отношений так интересует ребенка, что он хочет активно действовать в этом мире. Но напрямую это невозможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру, которая начинает бурно развиваться с 4-летнего возраста и позволяет ребенку смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, потому что социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «Ребенок – общественный взрослый».

 


         В работах Е.Е.Кравцовой [4] было углублено представление об игре как ведущем типе деятельности дошкольника. В этот период последовательно сменяют друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игры с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития. Центральное место в дошкольном возрасте занимает сюжетно-ролевая игра, но способность ребенка к ее актуализации обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой - образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой деятельности. Другими словами, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. Точно также, как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжетно-ролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследованиях Д.Б.Эльконина, развиваясь, создает основу лоя игры с правилами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности.

 

Психическое развитие ребенка в дошкольный период происходит также в таких видах деятельности, как изобразительная и конструктивная. Особенность этих видов деятельности в том, что их результат – определенная вещь: рисунок, вылепленная из пластилина фигурка, модель машины и т.д.

Для того, чтобы научиться рисовать, лепить, конструировать, ребенку необходимо правильно вычленять свойства предметов: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. У него должны быть хорошо сформированы и включены в сложные познавательные акты сенсорные процессы (ощущения), т.е. ему нужно иметь представление о предмете, о его отдельных частях и их пространственном положении.


         Одним из видов деятельности в дошкольном возрасте становится восприятие сказки.

Сказка рассматривается отечественными и зарубежными исследователями и как произведение искусства, и как культурное наследие, которое передается ребенку в повествовательной форме. В сказке запечатлены осознанные и неосознанные проблемы, важные для людей, и способы решения этих проблем. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Дети любят слушать сказки. Им доступен и понятен язык и стиль сказки. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Ребенок отождествляет себя с положительными героями.

Д.Б.Эльконин считал, что понимание сказки глубоко своеобразно, поскольку опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действия героя и вместе с ним проживает его жизнь, успехи и неудачи.

 

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них:

- потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

- потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

- потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных  навыков и умений. 

Центральными новообразованиями являются: соподчинение мотивов, осознание своего места в системе общественных отношений, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.