Формирование личности в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дошкольный возраст, по словам А.Н.Леонтьева, - это этап первого рождения личности. У детей возникают такие личностные образования, как:

- соподчинение мотивов;

- усвоение нравственных норм;

- формирование произвольности поведения;

- возникновение самосознания и самооценки.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Так, ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, но одобряемого взрослыми. Одним из сильных мотивов для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабый – собственное обещание ребенка.


    Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.

 

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Они учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку действий (говорить правду – хорошо, обманывать – плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду).


     Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм. В исследованиях Е.В.Субботского им рассказывалась история, герой которой мог получить конфету или игрушку, сказав неправду, и лишался этой возможности, если говорил правду. Беседы по поводу этого рассказа показали, что с 4 лет все малыши считали, что, независимо от желания получить конфету или игрушку, надо сказать правду, и уверяли, что они поступили бы именно так. Несмотря на эти правильные знания, большинство участвовавших в опытах пошли на обман, чтобы получить конфету.

В исследованиях (С.Г.Якобсон, В.Г.Шур, Л.П.Почеревина) было установлено, что дети, хотя и знают правила, часто нарушают нормы поведения, если соблюдение правил противоречит их желаниям. Так, ребятам, утверждавшим, что делить игрушки не поровну плохо, предполагалось распределить их между собой и еще двумя детьми. Результаты показали, что большинство из них взяли себе больше игрушек. В момент распределения они как бы «забывают» норму.

 

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.

Самооценка формируется к концу дошкольного возраста, и ее содержанием является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, о которых ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.

Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента и преобладанием эмоционального компонента. В силу этого положительное отношение ребенка к себе более выражено. Зачастую это заимствовано из отношений взрослых к ребенку. Появление подлинной самооценки, то есть устойчивого, внеситуативного отношения к себе, Л.С.Выготский связывает с кризисом 7 лет.

Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

 



Кризис 7 лет

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С.Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Он становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка:

  1. Согласно Л.С.Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок теряет детскую наивность. Теперь по его поведению взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим, которая не является слепком его внешней жизни. Таким образом, происходит дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни (до семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями, его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое).
  2.  Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Так, если раньше ребенок действовал по схеме «захотел – сделал», то уже в этот период – «захотел – осознал – сделал». Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.
  3. Происходят существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

  

       Хорошей иллюстрацией может служить приводимая Л.С.Выготским история мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, заметно мешавший ему в подвижных играх, этот мальчик очень любил играть с ребятами в футбол. Такие игры заканчивались для него, как правило, неутешительно, так как сверстники сердились не него за неловкость, дразнили, исключали из игры. Неудачи и насмешки, конечно же огорчали ребенка, но, несмотря на хронический неуспех, у него не возникало чувства собственной неполноценности и всякий раз при первой же возможности он стремился снова и снова принять участие в игре. Так продолжалось довольно долго. И вдруг наступил момент, когда мальчик стал наотрез отказываться от игры в футбол. Никакие уговоры не помогали, он заявлял, что лучше посидит дома, а играть с ребятами ему совсем неинтересно.

Что же произошло? Неужели мальчику действительно расхотелось играть? Конечно, нет. Просто к повзрослевшему ребенку пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непосредственного желания играть.

    

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний.

  1. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л.И.Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка.

        Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на    

   рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей   

   появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

     Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное новообразование, которое начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе – большие, а в детском садике – только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

     Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые мотивы, интересы теряют побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Выделите сущность социальной ситуации развития дошкольника.
  2. Назовите потребности, характерные для ребенка в дошкольный период.
  3. Какие виды игр наблюдаются в дошкольный период? Дайте им характеристику.
  4. Что такое игровая деятельность?
  5. Проанализируйте особенности развития дошкольника в различных видах деятельности. Сформулируйте резюме по каждому виду.
  6. Приведите примеры проявлений возрастных особенностей познавательной сферы дошкольника.
  7. Дайте характеристику основным новообразованиям дошкольного возраста.
  8. Какие особенности можно выделить в эмоциональной сфере дошкольника?
  9. Проанализируйте внутренние проявления кризиса 7 лет. Какие из них в наибольшей степени способствуют успешному обучению в школе?.

10. * Познакомьтесь с ситуацией:

Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в

воскресенье много детей, то он смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.

          Дайте психологическое объяснение поведению Саши.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблема формирования личности. – Воронеж, 1995.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4. – М., 1984.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
  5. Лисина М.И.Генезис форм общения детей // Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. О.Шуаре Матра. - М., 1992. - С.210-230
  6. Кравцова Е.Е.Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии. - 1996. - №6.
  7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: Краткий курс. – СПб., 2006.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.