Цели психодиагностики ребенка к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В основном, все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.

 

Е.А.Сорокоумовой выделяются следующие цели диагностики готовности к школе:

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определенного подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному поведению.

 

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению выбираются основные ее критерии и подбираются соответствующие методики для их диагностики.

Например, для диагностики уровня сформированности произвольности Д.Б.Эльконин предлагает методику «Графический диктант».

Суть этой методики в следующем. Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. Учитель показывает ее на доске. После этого идет «диктант»: учитель говорит, куда должен двигаться ребенок от указанной точки отсчета, например: «Вверх на клеточку; на две клеточки вправо; на одну влево» и т.д. Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают определенный узор. После этого предлагается работать самостоятельно.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А.Венгера и В.В.Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д.Векслера, прогрессивных матриц Дж.Равена (цветной вариант) [8, с. 95].

Ориентационный тест школьной зрелости Йиерасика - Керна поможет проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение следовать образцу, развитие мелкой моторики руки, координация зрения и движения руки) [8, с. 95].

     Психологическую готовность детей к обучению в школе по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения для него учебной деятельностью. По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.  

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе.
  2. Дайте характеристику педагогической готовности ребенка к школе.
  3. Что такое психологическая готовность?
  4. Выделите основные составляющие личностной готовности.
  5. Сравните критерии психологической готовности и проявления кризиса 7 лет. Что в них общего и чем они отличаются?
  6. Подберите методики по диагностике различных сторон готовности ребенка к школьному обучению.
  7. * Проанализируйте ситуацию:

Саша и Коля поступили в 1-ый класс. Саша уже умел считать до 100, читать и писать печатными буквами. У Коли эти умения были не сформированы. Кто, по- вашему мнению, через полгода достигнет больших результатов – Саша или Коля?

  1. *Проанализируйте индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению и определите возможные направления комплексного психолого-педагогического сопровождения их развития (см. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа.- 2004.-№2.-с.11-14)

 

      

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  3. Дубровина И.В. Психология/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2004.
  4. Ильин Е.П. Психология. – СПб., 2004.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М., 1995.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003.
  10. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе//Вопросы психологии. – 1983. - №4.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.