Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сюжетно-ролевые игры детей глубоко изучены в исследованиях отечественных (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и зарубежных психологов (Ж.Пиаже, В.Штерн и др.).

Сущность этих игр состоит в том, что в них отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно, взаимоотношения взрослых. Таким образом ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности, сначала эмоционально, а потом интеллектуально осваивается система человеческих отношений. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями – несомненный факт, признаваемый многими исследователями. Однако, некоторые психологи, признавая эту обусловленность, вместе с тем считают игру явлением биологическим по своей природе. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну выходят из рамок времени и пространства, социального слоя национальной дифференцировки, процесса культуры.

По мнению Л.С.Выготского, игра не есть простое воспоминание о пережитом, но есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л.С.Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок использует один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.

Наряду с влиянием игры на развитие познавательных функций, отечественные психологи подчеркивали ее роль в формировании произвольности. Игра выступает как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказаться от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли и тем самым обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.

Ролевые игры – это всегда совместные, групповые игры. В игровом коллективе у детей появляется потребность регулирования взаимоотношений со сверстниками. Между ними складываются определенные нормы поведения, появляются нравственные чувства. Дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!», «Разве доктор так обращается с больными?» и т.д. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, налагаемые ею.

Специфичность дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим подчинением правилам игры.

А.Н.Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. По мнению Д.Б.Эльконина, конкретный характер отношений между людьми может быть очень разным. Это и отношение сотрудничества, взаимной помощи, разделение труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения деспотизма, враждебности, грубости и т.д. Здесь все зависит от социальных условий ребенка.

Игровые действия, которые использует ребенок, всегда реальны и социальны. В них он овладевает действительностью, обогащая свой социально-нравственный опыт.

Игровая деятельность – это специальный социально определяемый вид совместной деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения. [7,.c.102].

В старшем дошкольном возрасте в игры вводятся правила, налагающие определенные ограничения на поведение партнеров: прятки, фанты, спортивные игры. Это так называемые игры по правилам, которые непосредственно предшествуют учебной деятельности, более широко представлены в жизни школьников и взрослых. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. Способность подчиняться правилам и переход к внешним правилам имеет особое значение для формирования предпосылок учебной деятельности. Овладение правилами в игре учит ребенка управлять своим поведением, подчиняться определенной задаче.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.