Формирование личности в раннем детстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самосознание. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Овладевая возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивая простейшие навыки самообслуживания, ребенок начинает понимать, что различные действия выполняет именно он. Внешне это выражается в том, что ребенок говорит о себе не в третьем, а в первом лице: «Я сам», «Я убегаю», «Возьми меня с собой» и т.д. Выделение себя среди других людей говорит о развитии самосознания ребенка. Появляется стремление к самостоятельности, складываются предпосылки к воле. Ребенок способен к самообслуживанию, умеет вступать в контакт с другими людьми с помощью речи, выполняет элементарные правила поведения и т.д.

Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства.

В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым – начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам – внеситуативно-познавательное (М.И.Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми, В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

В раннем детстве ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе.

Особенности эмоциональной сферы ребенка в данный период. Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако малыша легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет.

В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими: «Не шуми, папа устал, он спит». На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к ребятам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям и т.д. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.

На 2 году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х.Шакуров). Это создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и своим качествам.

      

Кризис трех лет

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б.Эльконину. В литературе получил образное название «Я – сам!». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений.

Он, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет.

  1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.
  2. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Например, Ребенка зовут со двора в дом: он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
  3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.
  4. Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
  5. Протест-бунт, выраженный в семье с единственным ребенком через деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.
  6. Протест-бунт, выраженный в семье, имеющей несколько детей, через ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.
  7. Обесценивание требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

 


     Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра.

Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их со-бытия. В этой форме ребенок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна – она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевал физическими действиями). Здесь же впервые зарождается специфическая форма сознания «Мы – Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения. [5, c.260-261].

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какое новообразование младенческого периода позволяет ребенку расширить пространство для познания окружающей действительности?
  2. Выделите два направления развития ведущей деятельности в раннем возрасте.
  3. В чем специфика социальной ситуации развития данного периода?
  4. Выделите ведущие достижения раннего возраста.
  5. Какие виды игр выделил А.Н.Леонтьев?
  6. Дайте характеристику символической деятельности в раннем возрасте.
  7. Проанализируйте особенности развития познавательной сферы ребенка раннего возраста. Какая психическая функция является доминирующей в данный период?

8. * Познакомьтесь с ситуацией:

       Кате 2 года и 2 мес. Родители заметили, что их дочка хочет играть с ножницами, настоящей посудой, утюгом и т.п. Тогда они стали ей покупать такие же принадлежности, но игрушечные. Однако, Катя продолжала тянуться к реальным предметам, игнорируя «красивые» игрушки.

       Дайте психологическое обоснование поведению Кати, учитывая возрастные особенности ее возраста.

9.* Составьте рекомендации для родителей, способствующие эффективности общения с ребенком в период кризиса 3 лет.


Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Божовия Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
  7. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1988.
  8. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника//Избр.психол.труды. – М., 1989.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 447.