Самосознание. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Овладевая возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивая простейшие навыки самообслуживания, ребенок начинает понимать, что различные действия выполняет именно он. Внешне это выражается в том, что ребенок говорит о себе не в третьем, а в первом лице: «Я сам», «Я убегаю», «Возьми меня с собой» и т.д. Выделение себя среди других людей говорит о развитии самосознания ребенка. Появляется стремление к самостоятельности, складываются предпосылки к воле. Ребенок способен к самообслуживанию, умеет вступать в контакт с другими людьми с помощью речи, выполняет элементарные правила поведения и т.д.
Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства.
В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым – начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам – внеситуативно-познавательное (М.И.Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Ребенок сравнивает себя со взрослыми, В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
В раннем детстве ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе.
Особенности эмоциональной сферы ребенка в данный период. Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако малыша легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет.
В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими: «Не шуми, папа устал, он спит». На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к ребятам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям и т.д. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.
На 2 году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х.Шакуров). Это создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и своим качествам.
Кризис трех лет
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б.Эльконину. В литературе получил образное название «Я – сам!». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Симптомы кризиса трех лет описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений.
Он, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет.
Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра.
Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их со-бытия. В этой форме ребенок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна – она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевал физическими действиями). Здесь же впервые зарождается специфическая форма сознания «Мы – Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения. [5, c.260-261].
Вопросы и задания для самоконтроля
8. * Познакомьтесь с ситуацией:
Кате 2 года и 2 мес. Родители заметили, что их дочка хочет играть с ножницами, настоящей посудой, утюгом и т.п. Тогда они стали ей покупать такие же принадлежности, но игрушечные. Однако, Катя продолжала тянуться к реальным предметам, игнорируя «красивые» игрушки.
Дайте психологическое обоснование поведению Кати, учитывая возрастные особенности ее возраста.
9.* Составьте рекомендации для родителей, способствующие эффективности общения с ребенком в период кризиса 3 лет.
Литература
Дата: 2019-12-22, просмотров: 447.