Общие закономерности психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения своим особенностям, но психическое развитие имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность (разновременность). Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности – предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за свои собственные достижения.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития, имеет собственную ценность.

Характеристиками стадий психического развития выступает социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность (см.т.1.3.).

В третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите основные факторы психического развития.
  2. Приведите примеры биологических факторов развития человека.
  3. Выделите сущность теории культурно-исторического развития психики ребенка Л.С.Выготского.
  4. Сформулируйте свою точку зрения на проблему о соотношении обучения и развития. Ответ обоснуйте.
  5. Какие закономерности психического развития вы считаете основными, а какие второстепенными? Ответ обоснуйте.
  6. * Проанализируйте свой уровень актуального развития и зону ближайшего развития с точки зрения усвоения психологических понятий, используя оглавление учебника по возрастной психологии.

 

Литература

 

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психического развития ребенка. – М., 1999.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С.244-269.
  3. Гапонова С.А. Возрастная психология. – Н.Новгород, 1999.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. – С.63-67.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2004. _С.20-22.
  6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2004. – С.320-327.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
  8. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости//Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1996.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.

 

 

 1.3. Проблема возрастной периодизации психического развития

План

1. Значение периодизации психического развития. Классификация

отечественных и зарубежных периодизаций психического развития.

2. Основные критерии построения возрастной периодизации

Л.С.Выготского.

3. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 338.