Закономерности психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План.

1 Факторы психического развития.

2. Движущие силы психического развития.

3. Проблема соотношения обучения и развития.

4. Общие закономерности психического развития.

                               Факторы психического развития

Одним из важных теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека. Различают два вида факторов: биологический и средовой (социальный).

К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. Прежде всего по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое человеческое строение речедвигательного аппарата и др. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшей нервной деятельности, прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга, т.е. задатки, на основе которых формируются способности. Носителями наследственной информации являются гены, которых в зародыше человека содержится от 40 до 80 тыс.

Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.)

Несмотря на продолжающуюся дискуссию по проблеме соотношения биологического и социального в человеке, несомненно, что гармоническое развитие личности, оптимальное формирование ее способностей возможно только на основе учета биологического фактора и адекватного развития врожденных задатков.


      Однако, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности. Собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность фактором психического развития.

 

Следующий фактор – средапонятие, включающее и природные, и социальные условия развития человека. Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывают природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности и т.д. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредованное. На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает социальная среда (общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение: родители, члены семьи, воспитатели, педагогики, сверстники), в связи с чем фактор среды часто называют социальным.  

В зависимости от того, какой из факторов считается ведущим (биологический или социальный), в психологии определилось два направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел заложенных возможностей.

В социологизаторском направлении противоположный подход к развитию психики ребенка. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске с помощью целенаправленного обучения и воспитания у любого человека, независимо от его природных задатков, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства.

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов.

Теорию конвергенции, т.е. слияния двух факторов развития разработал В..Штерн, который считал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок. Одновременное влияние двух факторов (биологического и социального) анализировалось Штерном на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Эта концепция соответствует, как подчеркивает Л.Ф.Обухова (1995), здравому смыслу пословиц: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься».   

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С.Выготского, который выдвинул теорию культурно-исторического развития высших психических функций (подробнее об основных положениях см. в приложении).

Л.С.Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок. Таким образом, необходимо различать два плана поведения человека:

  1. Натуральный – как результат биологической эволюции животного мира;
  2. Культурный – как результат исторического развития общества.

Условиями формирования плана культурного поведения является общение ребенка со взрослыми, подражание им, что способствует возникновению и развитию высших психических функций. Они возникают как бы дважды: первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями (формами) самого ребенка.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становясь внутренними психическими процессами ребенка. Как говорит Л.С.Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми…затем внутри ребенка». Речь ребенка, например, первоначально – только средство общения с окружающими, и только пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью.

Наряду с биологическим фактором, средой, активностью выделяют еще два фактора психического развития: воспитание и обучение. Обучение ориентировано на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка, а воспитание преследует цель формирования и развития ребенка как личности.

Итак, факторами психического развития являются:

  • наследственность и врожденность;
  • среда;
  • активность;
  • воспитание и обучение.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.