Методы возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы, которыми пользуются психологи, исследуя процессы возрастного развития человека, заимствованы из других психологических и пограничных с психологией наук.

Так, из общей психологии пришли все методы, которыми пользуются при изучении познавательных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Широкое применение среди этой группы методов получил «метод близнецов». С его помощью изучаются различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, исследуются проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека.

Из социальной психологии в возрастную психологию пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных группах, а также взаимоотношения между людьми. В качестве примера можно привести социометрические методы.

Рассмотрим особенности применения таких методов исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование, которые часто используются в возрастной психологии.

Метод наблюдения – один из основных в психолого-педагогических исследованиях. Он позволяет получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Для проведения наблюдения ставится цель и составляется план. Результаты фиксируются в дневнике, записи в котором ведутся систематически и на их основе делается вывод об особенностях развития.


     Многие психологи проводили наблюдение за своими детьми и на основании этого делали вывод об их развитии. В.Штерн, на основе наблюдения за развитием своих двух дочек, написал работу по развитию речи. Ж.Пиаже построил концепцию развития сенсомоторного интеллекта на основе наблюдения за тремя своими детьми. В.С.Мухина проводила наблюдение за поведением своих сыновей-близнецов.

 

Некоторые трудности возникают при использовании метода опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопрос (система понятий, которыми пользуются дети вплоть до подросткового возраста, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые). Поэтому рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Одним из самых надежных методов в работе с детьми является эксперимент. Часто используется констатирующий эксперимент, позволяющий выявить имеющиеся особенности в интеллектуальном и личностном развитии. При изучении особенностей развития детей экспериментальное исследование лучше проводить в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и актуальные потребности ребенка. Наряду с констатирующим экспериментом применяется и формирующий эксперимент, позволяющий проследить динамику развития определенных психических функций.

В возрастной психологии широко используется метод тестов, позволяющий выявить степень умственного и личностного развития детей. Впервые в начале XX в. А.Бине, по заказу министра образования Франции, разработал батарею стандартизированных задач для каждого возраста. Американский психолог Л.Термен предложил формулу измерения коэффициента детского интеллекта. Для психодиагностики детей используют и адаптированные к данному возрасту тестовые методики Кеттелла, Векслера и др.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

I - Подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующих этапах.

II – Набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используются, как правило, несколько методов в их сочетании.

III – Обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования, который дает возможность выявить существенные связи и закономерности. В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксированного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); сравнительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей).

IV – Интерпретация. Проводится истолкование полученных данных на основе психологической теории.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите разделы возрастной психологии.
  2. С каким событием связывают рождение возрастной психологии как самостоятельной отрасли?
  3. Что является предметом возрастной психологии?
  4. Приведите примеры эволюционных, революционных и ситуационных изменений в возрастной психологии.
  5. В чем различие хронологического и психологического возраста?
  6. Определите отличие возрастной психологии от других отраслей психологии.
  7. Какая из теорий возрастной психологии, на ваш взгляд, наиболее объективная? Ответ обоснуйте.
  8. * Представьте, что вам необходимо исследовать взаимоотношения детей во 2-м классе. Какие методы возрастной психологии вы будете использовать? Ответ обоснуйте.

 


Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002. – 208 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология /Под общ.ред.М.В.Гамезо. – М., 2003. - С. 5-28.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений /Под ред.проф.В.Е.Клочко. – М., 2004. – С.8-20.
  6. Ильин Е.П. Психология. – СПб., 2004. – С.198-200.
  7. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-н/Д. 1998.
  8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – С.7-9.
  9. Немов Р.С. Психология: В 3 ки. Кн.2. Психология образрвания. – М., 1995. С.5-12.
  10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: Краткий курс. – СПб., 2006. – С. 9-15.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.