Проблемы возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько подходов к вопросу о проблемах возрастной психологии. Так, Р.С.Немов определяет в качестве основных следующие проблемы:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. С одной стороны, это развитие зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит от среды (если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл). Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином этапе зависит от организма или среды, не предоставляется возможным. В этом и заключается суть проблемы.

2. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным.

3. Проблема соотношения задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда частных вопросов: Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например, музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, в данном случае, абсолютного слуха?

4. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Что в большей степени влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения?

5. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменениям личности ребенка, и наоборот: способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие?

Е.А.Сорокоумова среди наиболее существенных проблем возрастной психологии на современном этапе выделяет:

а) научное обоснование возрастных норм, различных психофизиологических функций как в молодом, так и в пожилом возрасте;

б) определение эталонов зрелости индивида, личности;

в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

г) научное прогнозирование развития ранних периодов жизни и понимание их роли для последующего развертывания психических ресурсов человека.

Одной из центральных проблем возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития. В начале XX века было два течения, по-разному трактующих эту проблему.

- Биогенетическая теория – согласно которой определяющим фактором развития ребенка является биологический – генетический фактор – наследственность (от греческого bios – жизнь и genesis – происхождение). А становление психики и поведения – это результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей, существующих в виде задатков. Отсюда следует признание предопределенности хода психического развития.

- Социогенетическая теория – здесь среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка (от латинского soci ( etas ) – общество и греческого genos – происхождение). Согласно этой теории, с помощью обучения и воспитания у любого человека, независимо от его природных задатков, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства. А для того, чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды: какова среда – такова и личность человека.

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс развития ребенка, привел к созданию теории конвергенции. Ее автор – В.Штерн – считал развитие результатом конвергенции (слияния) внутренних задатков с внешними условиями жизни. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует, как подчеркивает Л.Ф.Обухова (1995), здравому смыслу пословиц: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься».

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.