Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Предмет, задачи, проблемы и методы возрастной психологии… 5
1.2. Закономерности психического развития………………………... 13
1.3. Проблема возрастной периодизации психического развития… 21
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА
2.1. Психическое развитие ребенка от рождения до года……………33
2.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве………………..40
2.3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте………...47
2.4. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.. 60
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
И ПОДРОСТКА
3.1. Особенности личности младшего школьника и подростка……..71
3.2. Особенности самосознания и самооценки в младшем
школьном и подростковом возрасте……………………………...84
3.3. Психическое развитие младшего школьника и подростка
в различных видах деятельности…………………………………97
3.4. Развитие познавательной деятельности младшего школьника
и подростка………………………………………………………..118
3.5. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
и подростка……………………………………………………......129
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕЙ ЮНОСТИ
4.1. Общая характеристика юношеского возраста………………….138
4.2. Формирование профессионального самоопределения………...147
Приложения……………………………………………………………………..153
Введение
На современном этапе развития общества предъявляются все более высокие требования к уровню развития психолого-педагогической компетентности будущих специалистов в области образования. В связи с этим в настоящее время в учебных планах педагогических учебных заведений существенно повышен статус психологии. За последние годы выпущено множество книг, связанных с вопросами общей, возрастной и педагогической психологии. Однако, в них базовые понятия излагаются с различных, часто противоречащих друг другу позиций, отличающихся друг от друга смыслом, вкладываемом в одни и те же обсуждаемые понятия. Человеку, только еще начинающему знакомство с психологической наукой, очень трудно соотнести материал, имеющийся в различных учебниках, и разобраться, идет ли речь об одинаково понимаемых понятиях, но излагаемых чуть по-разному, или это различные точки зрения. Кроме того, эти книги в большинстве своем посвящены какому-то одному разделу психологии, в них не всегда можно проследить связь с другими разделами. В настоящее время в современном образовательном пространстве усиливается тенденция к интеграции и системному подходу. Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого целого. Интеграция знаний на основе межпредметных связей дает возможность охватить связи по горизонтали и вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на более высоком уровне целостное видение проблем, ситуации, явления в большей полноте многогранности, многоаспектности. Тем более важно проследить такие связи в рамках одного учебного курса.
Создание данного пособия в значительной мере обусловлено необходимостью систематизации обширной информации, разбросанной по многочисленным источникам, изложению ее с единой позиции, применительно к задаче преподавания предмета «Психология» студентам Дзержинского педагогического колледжа. Оно представляет из себя полный курс лекций, который был апробирован автором пособия и другими преподавателями ДПК.
Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Его структура отражает структуру курса «Психология».
Пособие состоит из 3 частей, каждая часть – из глав, каждая глава – из тем. В конце каждой части имеется приложение, содержащее материал для самостоятельной работы студентов, а также информацию, позволяющую расширить представление об изучаемом разделе.
Часть 1 «Общие основы психологии» дает базовое представление о предмете и раскрывает такие фундаментальные понятия как «психика», «сознание», «метод исследования», «деятельность», «личность» и др. На этих знаниях строится дальнейшее изучение как этого предмета, так и других связанных с ним дисциплин. Часть состоит из глав: «Введение в психологию», «Деятельность», «Познавательная деятельность», «Личность».
Часть 2 «Возрастная психология» рассматривает базовые категории, изученные в предыдущей части, в преломлении конкретного возраста: дается характеристика особенностей психического развития, деятельности и формирования личности человека в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Часть состоит из глав: «Введение в возрастную психологию», «Психология детства», «Психология младшего школьника и подростка», «Психология юношеского возраста».
Часть 3 «Педагогическая психология» представляет собой дальнейшее развитие знаний, полученных в первых двух частях курса. Она рассматривает закономерности обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей и т.д. Если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, психологические особенности каждого периода развития ребенка, то педагогическая – условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. Часть состоит из глав: «Введение в педагогическую психологию», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагогической деятельности».
Каждая тема пособия имеет определенную логику построения. Ее рассмотрение начинается с плана, в котором отражена последовательность изучения темы. Далее идет непосредственное изложение материала. Здесь представлены различные точки зрения на проблему, определение места изучаемого вопроса в области знаний, детальное рассмотрение различных сторон понятия. Теоретический материал иллюстрируется результатами психолого-педагогических исследований. С целью повышения учебно-познавательной мотивации в содержание включены занимательные факты, связанные с историей возникновения понятия, трактовкой самого термина, примерами. Психология неразрывно связана с педагогикой и частными методиками. Она ориентирована на практическую деятельность. Поэтому в структуре изложения материала отдельно выделены педагогические выводы, вытекающие из основных психологических закономерностей. Результаты психолого-педагогических исследований, занимательные факты, педагогические выводы выделены специальными значками.
В конце каждой темы приведены вопросы и задания для самоконтроля. Они составлены с учетом выявления трех уровней: репродуктивного, частично-поискового и творческого.
Заканчивается рассмотрение темы списком литературы, в который включены источники, раскрывающие более подробно содержание темы и представляющие интерес для дальнейшего изучения материала.
Предлагаемое пособие предназначено для преподавателей психолого-педагогических дисциплин и студентов всех специальностей, изучающих этот учебный предмет.
Вторая часть учебного пособия посвящена вопросам возрастной психологии. В ней рассматриваются закономерности психического развития и формирования личности от рождения до старшего школьного возраста включительно.
В пособии применяются следующие обозначения:
v значком помечены занимательные факты из области психологии, примеры, иллюстрирующие теоретический материал
v значком обозначены замечания к основному тексту, например, другие точки зрения на обсуждаемую проблему
v значком помечены педагогические выводы и методические рекомендации, которые следуют из теоретических положений
Литература
Литература
1.3. Проблема возрастной периодизации психического развития
План
1. Значение периодизации психического развития. Классификация
отечественных и зарубежных периодизаций психического развития.
2. Основные критерии построения возрастной периодизации
Л.С.Выготского.
3. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
Эпоха детства (3-11 лет)
Литература
Глава 2. Психология детства
Кризис первого года жизни
Содержание кризиса одного года жизни младенца связано со следующими моментами.
Ходьба – основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Как указывает В.И.Слободчиков, в младенческом возрасте «…автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра) настаивает на своей самости» [5,.c.246]. Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.
Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Так, кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство.
Вопросы и задания для самоконтроля
9.* Познакомьтесь с ситуацией:
Мама Наташи (девочке 6 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»
Дайте характеристику действиям мамы с точки зрения их эффективности. Ответ обоснуйте.
Литература
Кризис трех лет
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б.Эльконину. В литературе получил образное название «Я – сам!». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Симптомы кризиса трех лет описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений.
Он, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет.
Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра.
Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их со-бытия. В этой форме ребенок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна – она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевал физическими действиями). Здесь же впервые зарождается специфическая форма сознания «Мы – Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения. [5, c.260-261].
Вопросы и задания для самоконтроля
8. * Познакомьтесь с ситуацией:
Кате 2 года и 2 мес. Родители заметили, что их дочка хочет играть с ножницами, настоящей посудой, утюгом и т.п. Тогда они стали ей покупать такие же принадлежности, но игрушечные. Однако, Катя продолжала тянуться к реальным предметам, игнорируя «красивые» игрушки.
Дайте психологическое обоснование поведению Кати, учитывая возрастные особенности ее возраста.
9.* Составьте рекомендации для родителей, способствующие эффективности общения с ребенком в период кризиса 3 лет.
Литература
Кризис 7 лет
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С.Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Он становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.
За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка:
Хорошей иллюстрацией может служить приводимая Л.С.Выготским история мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, заметно мешавший ему в подвижных играх, этот мальчик очень любил играть с ребятами в футбол. Такие игры заканчивались для него, как правило, неутешительно, так как сверстники сердились не него за неловкость, дразнили, исключали из игры. Неудачи и насмешки, конечно же огорчали ребенка, но, несмотря на хронический неуспех, у него не возникало чувства собственной неполноценности и всякий раз при первой же возможности он стремился снова и снова принять участие в игре. Так продолжалось довольно долго. И вдруг наступил момент, когда мальчик стал наотрез отказываться от игры в футбол. Никакие уговоры не помогали, он заявлял, что лучше посидит дома, а играть с ребятами ему совсем неинтересно.
Что же произошло? Неужели мальчику действительно расхотелось играть? Конечно, нет. Просто к повзрослевшему ребенку пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непосредственного желания играть.
Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний.
Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на
рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей
появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное новообразование, которое начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе – большие, а в детском садике – только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые мотивы, интересы теряют побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.
Вопросы и задания для самоконтроля
10. * Познакомьтесь с ситуацией:
Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в
воскресенье много детей, то он смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.
Дайте психологическое объяснение поведению Саши.
Литература
Литература
Младший школьный возраст.
Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими.
Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности – внутренние мотивы. К этой группе можно отнести познавательный интерес, интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет. Они называют четыре, пять предметов. Во 2 классе круг учебных предметов, интересующих детей сужается, а к 3 кл. – доходит до двух и даже одного. Интерес к содержанию предмета также имеет свою динамику: сначала это увлеченность фактами и событиями, а в 3 классе – и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей.
Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности, подразделяют на два вида:
Социальные мотивы представлены довольно широко уже у учащихся 2-3 классов. Дети говорят: «Хочу быть врачом, чтобы лечить людей», «В наше время нельзя не учиться», т.е. они знают о важности обучения. Но такие мотивы остаются только «знаемыми» по выражению А.Н.Леонтьева, а не реально действующими.
Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности. Сначала похвала учителя, а затем и выставленная объективная оценка становятся все более и более значимыми для ученика. Причем, если социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, часто остаются только «знаемыми», то мотивы получения высокой отметки и похвалы учителя являются реально действующими. К 3 классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывают М.В.Гамезо с соавт. (2003), в этом возрасте имеют ряд особенностей:
- они носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал и т.д. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.
- ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает , как правило, лишь внешней стороне их поступков.
Еще один важный вид мотивации младшего школьного возраста – мотивация достижения. Мотивация достижения в любой деятельности состоит из двух мотивационных тенденций:
У каждого человека обычно преобладает та или иная тенденция: одни нацелены на успех, другие главным образом стремятся избежать провала, неприятностей в связи с несделанной или плохо сделанной работой.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мотивации достижения. Поэтому, если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Подростковый возраст.
Стремление подростка занять достойное место среди сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.
В подростковом возрасте появляются и новые мотивы учения, связанные:
Исследуя особенности личности подростков 60-80 гг. Д.И.Фельдштейн, опираясь на зависимость психического развития подростка от ведущего вида деятельности, выделяет 4 группы мотивов общественно полезного труда в период от 10 до 15 лет:
1) адекватные общественно значимому смыслу труда, т.е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива и личные интересы;
2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса;
3) групповой солидарности, которая оттесняет и социальную значимость дела, и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности;
4) индивидуалистические.
Они включают две подгруппы:
А) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением;
Б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды.
Исследования более тысячи детей показали, что у подростков 10-11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3 % относятся к индивидуально-общественным, а 13,3% - к индивидуалистическим мотивам.
Структура мотивов подростков 14-15 лет меняется. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%, частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50%) в иерархии побудительных сил занимают индивидуально-общественные мотивы, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализация себя в общественно полезном, ценимом обществом труде.
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Литература
Литература
Литература
– М., 2003.
3. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования
письменной речи у младших школьников. - М., 1994.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.,
1995
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.
7. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред.В.Д.Шадрикова. – М., 1990.
8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. Гл.6. – М., 1987.
9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003.
10. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Литература
Литература
4.2. Формирование профессионального самоопределения
План
Литература
Приложение 1
Основные положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С.Выготского:
Приложение 2.
Рекомендации по работе учителя с «изолированным» учеником
Педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее же общие рекомендации состоят в следующем:
1) вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;
2) помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.);
3) преодоление аффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
4) выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;
5) использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Предмет, задачи, проблемы и методы возрастной психологии… 5
1.2. Закономерности психического развития………………………... 13
1.3. Проблема возрастной периодизации психического развития… 21
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА
2.1. Психическое развитие ребенка от рождения до года……………33
2.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве………………..40
2.3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте………...47
2.4. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.. 60
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
И ПОДРОСТКА
3.1. Особенности личности младшего школьника и подростка……..71
3.2. Особенности самосознания и самооценки в младшем
школьном и подростковом возрасте……………………………...84
3.3. Психическое развитие младшего школьника и подростка
в различных видах деятельности…………………………………97
3.4. Развитие познавательной деятельности младшего школьника
и подростка………………………………………………………..118
3.5. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
и подростка……………………………………………………......129
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕЙ ЮНОСТИ
4.1. Общая характеристика юношеского возраста………………….138
4.2. Формирование профессионального самоопределения………...147
Приложения……………………………………………………………………..153
Введение
На современном этапе развития общества предъявляются все более высокие требования к уровню развития психолого-педагогической компетентности будущих специалистов в области образования. В связи с этим в настоящее время в учебных планах педагогических учебных заведений существенно повышен статус психологии. За последние годы выпущено множество книг, связанных с вопросами общей, возрастной и педагогической психологии. Однако, в них базовые понятия излагаются с различных, часто противоречащих друг другу позиций, отличающихся друг от друга смыслом, вкладываемом в одни и те же обсуждаемые понятия. Человеку, только еще начинающему знакомство с психологической наукой, очень трудно соотнести материал, имеющийся в различных учебниках, и разобраться, идет ли речь об одинаково понимаемых понятиях, но излагаемых чуть по-разному, или это различные точки зрения. Кроме того, эти книги в большинстве своем посвящены какому-то одному разделу психологии, в них не всегда можно проследить связь с другими разделами. В настоящее время в современном образовательном пространстве усиливается тенденция к интеграции и системному подходу. Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого целого. Интеграция знаний на основе межпредметных связей дает возможность охватить связи по горизонтали и вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на более высоком уровне целостное видение проблем, ситуации, явления в большей полноте многогранности, многоаспектности. Тем более важно проследить такие связи в рамках одного учебного курса.
Создание данного пособия в значительной мере обусловлено необходимостью систематизации обширной информации, разбросанной по многочисленным источникам, изложению ее с единой позиции, применительно к задаче преподавания предмета «Психология» студентам Дзержинского педагогического колледжа. Оно представляет из себя полный курс лекций, который был апробирован автором пособия и другими преподавателями ДПК.
Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Его структура отражает структуру курса «Психология».
Пособие состоит из 3 частей, каждая часть – из глав, каждая глава – из тем. В конце каждой части имеется приложение, содержащее материал для самостоятельной работы студентов, а также информацию, позволяющую расширить представление об изучаемом разделе.
Часть 1 «Общие основы психологии» дает базовое представление о предмете и раскрывает такие фундаментальные понятия как «психика», «сознание», «метод исследования», «деятельность», «личность» и др. На этих знаниях строится дальнейшее изучение как этого предмета, так и других связанных с ним дисциплин. Часть состоит из глав: «Введение в психологию», «Деятельность», «Познавательная деятельность», «Личность».
Часть 2 «Возрастная психология» рассматривает базовые категории, изученные в предыдущей части, в преломлении конкретного возраста: дается характеристика особенностей психического развития, деятельности и формирования личности человека в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Часть состоит из глав: «Введение в возрастную психологию», «Психология детства», «Психология младшего школьника и подростка», «Психология юношеского возраста».
Часть 3 «Педагогическая психология» представляет собой дальнейшее развитие знаний, полученных в первых двух частях курса. Она рассматривает закономерности обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей и т.д. Если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, психологические особенности каждого периода развития ребенка, то педагогическая – условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. Часть состоит из глав: «Введение в педагогическую психологию», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагогической деятельности».
Каждая тема пособия имеет определенную логику построения. Ее рассмотрение начинается с плана, в котором отражена последовательность изучения темы. Далее идет непосредственное изложение материала. Здесь представлены различные точки зрения на проблему, определение места изучаемого вопроса в области знаний, детальное рассмотрение различных сторон понятия. Теоретический материал иллюстрируется результатами психолого-педагогических исследований. С целью повышения учебно-познавательной мотивации в содержание включены занимательные факты, связанные с историей возникновения понятия, трактовкой самого термина, примерами. Психология неразрывно связана с педагогикой и частными методиками. Она ориентирована на практическую деятельность. Поэтому в структуре изложения материала отдельно выделены педагогические выводы, вытекающие из основных психологических закономерностей. Результаты психолого-педагогических исследований, занимательные факты, педагогические выводы выделены специальными значками.
В конце каждой темы приведены вопросы и задания для самоконтроля. Они составлены с учетом выявления трех уровней: репродуктивного, частично-поискового и творческого.
Заканчивается рассмотрение темы списком литературы, в который включены источники, раскрывающие более подробно содержание темы и представляющие интерес для дальнейшего изучения материала.
Предлагаемое пособие предназначено для преподавателей психолого-педагогических дисциплин и студентов всех специальностей, изучающих этот учебный предмет.
Вторая часть учебного пособия посвящена вопросам возрастной психологии. В ней рассматриваются закономерности психического развития и формирования личности от рождения до старшего школьного возраста включительно.
В пособии применяются следующие обозначения:
v значком помечены занимательные факты из области психологии, примеры, иллюстрирующие теоретический материал
v значком обозначены замечания к основному тексту, например, другие точки зрения на обсуждаемую проблему
v значком помечены педагогические выводы и методические рекомендации, которые следуют из теоретических положений
Глава 1. Введение в возрастную психологию
1.1. Предмет, задачи, проблемы и методы возрастной психологии
План
Дата: 2019-12-22, просмотров: 328.