Позиционирование — это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.
Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:
- выбор атрибута позиционирования, т.е. некоторой полезности товара для клиента, которая может стать эмоциональной причиной его покупки именно в данной фирме;
- выбор целевых рынков, так как для разных аудиторий наиболее привлекательные атрибуты позиционирования будут разными;
- оценка позиции конкурентов, которые предлагают товары для того же целевого рынка.
Атрибут позиционирования — это то ключевое преимущество товара, которое позволяет потребителю удовлетворять свои потребности наилучшим образом, отличает данный продукт от товаров конкурентов и является источником мотивации его покупок. Выбор атрибута для позиционирования начинается с идентификации природы и потенциала сегментов по выгодам. Потребители объединяются в группы (кластеры) по выгодам, которые они ожидают получить от использования товара или услуги. Возможные параметры для позиционирования:
- высокое качество;
- цена;
- имидж;
- решение специфических проблем;
- способ использования товара;
- комбинация выгод.
Позиционирование товара по отношению к конкурентам может осуществляться одним из двух способов:
- осуществляя уникальное позиционирование на основе новой незанятой позиции;
- позиционируя товар абсолютно так же, как конкурент, вытесняя его с данной позиции на рынке.
Уникальность позиции позволяет дифференцировать товар. Дифференциация товара — это акт отличия товара от его конкурентов по одной или более основным характеристикам или по характеристикам образа товара. Дифференциация обеспечивает чрезвычайно важный для фирмы способ достижения конкурентного преимущества и получения дополнительной прибыли путем создания дистанции между своим товаром и ценовой конкуренцией хуже позиционированных товаров-заменителей.
Если у фирмы имеется внутреннее конкурентное преимущество, то может быть очень выгодно товар позиционировать точно так же, как товар конкурента, но по значительно более низкой цене. Если товар позволяет воспользоваться преимуществами структуры издержек, то дальнейшая дифференциация и конкуренция могут строиться исключительно на цене. Позиционирование товара, основанное на низкой цене, соответствует выгоде, которую часть покупателей ожидают.
Простейшим способом визуального представления позиционирования на рынке конкурентных товаров является двумерная конкурентная карта, позволяющая сравнить представления потребителей о товарах разных производителей по двум важнейшим показателям. Конкурентная карта может основываться на потребительском рейтинге каждой торговой марки по каждому параметру. Её также можно составить по суждениям потребителей о схожести марок, по предпочтениям марок или «переключению» потребителей с одной марки на другую. Затем позиции этих товаров можно сравнить и определить, где на карте будет представлен идеальный товар для потребителя. Точка идеального товара показывает сочетание двух показателей, которые больше всего удовлетворили бы потребителей. Если идеальные точки потребителей группируются вместе, они образуют потенциальный целевой сегмент по выгодам.
Одной из опасностей конкурентных карт позиционирования товара является то, что незанятое место на поверхности карты может не означать новую возможность позиционирования. Оно может предлагать позицию, основанную на комбинации характеристик, которая никому не нужна («дыра в потребностях»). Компания, разрабатывающая и продвигающая на рынок товар в такую «дыру», может потерять огромные деньги, если нет достаточно реальной или потенциальной потребности в товаре, позиционируемом на рынке по-новому.
ТЕМА 6. МАРКЕТИНГОВАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА (4 часа)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.