В соответствии со стандартами ДСТУ ІSO 9000 маркетингу принадлежит ведущая роль в установлении требований к качеству продукции. В связи с этим, основными процессами по обеспечению качества, которые выполняются на этапе маркетинга и изучения рынка, являются:
- анализ данных конъюнктуры и оценивание качества своей продукции по сравнению с продукцией конкурентов;
- подготовка программы работ по проектированию, разработке, производству и продвижению продукции на рынок;
- определение текущих и перспективных потребностей в производстве продукции для разных рынков;
- периодический анализ контрактов;
- определение и уточнение требований потребителей к техническим характеристикам, номенклатуре, объему, стоимости и другим условиям обеспечения (продажи);
- согласование выбора аналогов при обосновании коммерческих предложений и технических требований на предлагаемую продукцию;
- анализ данных по результатам взаимодействий с деловыми партнерами, отчетов о просмотре контрактов, в т.ч. выполнение партнерами деловых обязательств, потерь, обусловленных несоблюдением требований договоров со стороны партнеров;
- анализ результатов выполнения программ взаимодействия с потребителями (заказчиками) и организациями по защите прав потребителей.
Каждая потребность выражается рядом требований (рис. 5.6), которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта.
Экономичность Функциональность
Общие требования потребителя
к объекту (средству удовлетворения
потребностей)
Безопасность Эстетичность Удобство
Рис. 5.6 Основные обобщённые требования потребителей
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.
При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:
- при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);
- при количественной статистической оценке (уровень качества);
- при проведении точной технической оценки (мера качества).
Качество характеризуется неустойчивостью. Потеря качества, например, происходит в результате износа. При использовании и эксплуатации большинство изделий теряют первичное значение своих характеристик - уменьшается прочность основных элементов конструкции, металлические конструкции испытают коррозию, одежда теряет форму и т.п. С продукцией происходят и другие бесчисленные изменения, которые ухудшают ее качество. В практической деятельности отслеживают процесс потери характеристик качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того, чтобы замедлить процесс физического износа, устанавливают благоприятные эксплуатационные режимы, используют разного рода профилактические работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит границу допустимых отклонений, то проводится капитальный ремонт.
Одновременно с физическим износом продукция испытает моральное старение, которое охватывает абсолютно все виды продукции. Этот экономический закон не имеет исключений и находится в прямой зависимости от научно-технического прогресса, его этапов, масштабов и направлений.
Круг качества - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, которые влияют на качество на разных стадиях жизненного цикла продукции или услуг (рис. 5.7). В отечественной технической литературе этот термин определяют как "петля качества" или "спираль качества".
Маркетинг Проектирование Планирование
и изучение рынка и разработка продукции и разработка процессов
Утилизация или вторичная Закупка
переработка после
завершения срока Типовые стадии
жизненного цикла
Эксплуатация продукции Производство
Техническая помощь Проверка
и обслуживание
Упаковка и
складирование
Монтаж и сдача
в эксплуатацию Сбыт и продажа
Рис. 5.7 Круг качества – стадии жизненного цикла продукции
Дата: 2019-12-22, просмотров: 251.