Правовыми основами государственной службы являются Конституция РК и закон «О государственной службе» введенной в РК с 1 января 2000 г.
Основными принципами государственной службы являются следующие:
1) Законность;
2) Казахстанский патриотизм;
3) Единство системы государственной службы;
4) Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
5) Общедоступность, то есть равное право граждан республики на доступ к государственной службе и дальнейшее продвижение;
6) Добровольность поступления граждан на государственную службу;
7) Профессионализм и компетентность государственных служащих;
8) Равная оплата труда за выполнение равнозначной работы;
9) Обязательность исполнения решений, принятых вышестоящими органами и должностными лицами;
10) Подконтрольность и подотчетность государственных служащих;
11) Учет общественного мнения и честность;
12) Правовая и социальная защищенность государственных служащих;
13) Поощрение государственных служащих за добросовестное исполнение обязанностей;
14) Личная ответственность за неисполнение должностных обязанностей;
15) Непрерывность повышения квалификации.
Таким образом, от деятельности государственных служащих требуется не только профессиональные данные, но и высокие нравственные качества, что обеспечивает высокий статус работников и доверие к ним со стороны граждан.
Регулирование всех вопросов связанных с государственной службой осуществляет уполномоченный орган по делам государственной службы и кадровая служба государственных органов. Причем уполномоченный орган непосредственно подчинен Президенту Республики Казахстан, что говорит о его высоком статусе.
В состав должностей государственных служащих входит политические и административные должности. К политическим должностям относятся должности, занимаемые государственными служащими, назначаемыми Президентом Республики Казахстан, палатами парламента, представителями Президента и правительства, руководителями центральных исполнительных органов.
Для административных государственных служащих устанавливаются категории.
Для государственных служащих законодательно определены права и обязанности.
Для государственных служащих определены ограничения, выход за рамки которых может повлечь освобождение от государственной службы и привлечение к ответственности. Государственный служащий не вправе быть депутатом, какого либо представительного органа, заниматься предпринимательской деятельностью, использовать в неслужебных целях средства материально – технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности.
Государственный служащий в течении месяца после вступления в должность должен передать в доверительное пользование имущество, использование которого влечет получение дохода. Государственный служащий не может занимать должности находящегося в подчинении его близких родственников.
Для поступления на государственную службу есть определенные ограничения. На государственную службу не могут быть приняты граждане признанные недееспособными, лишенные судом права занимать государственные должности, в течении года привлекавшиеся к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного преступления, имеющие не погашенную судимость и ряд других.
Поступление на государственную службу политических государственных служащих осуществляется на основании назначения либо избрания.
Право занятия административной государственной должности имеют граждане Республики Казахстан. Занятие должности и дальнейшее продвижение по службе осуществляется на конкурсной основе. При поступлении на государственную службу не допускается установление, каких либо ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношение к религии, принадлежности к общественным объединениям и по любым иным обстоятельствам.
Для граждан принятых на государственную службу может быть установлен испытательный срок до трех месяцев. Государственные служащие могут выполнять политические и административные должности и нести соответственно ответственность. Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы и должностных лиц. Формой политической ответственности может быть роспуск Парламента. В случаях нарушения Конституции и законов РК представительные органы могут быть распущены.
Политическая ответственность Президента возможна в форме импичмента. Только после этого можно применять другие меры наказания.
Основанием для прекращения государственной службы административными государственными служащими являются следующие причины: увольнение по собственному желанию, истечение срока контракта.
За не исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение полномочий, нарушение дисциплины на государственных служащих могут налагаться взыскания вплоть до увольнения с занимаемой должности.
Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную ответственность в порядке установленным законодательством.
Вопросы к экзамену
1. Предмет «Система административно-государственного управления».
2. Государственное управление как учебная дисциплина
3. Территориальный публичный коллектив
4. Политическая власть.
5. Государственная власть.
6. Субъект и объект государственного управления.
7. Представительная демократия в государственном управлении.
8. Непосредственная демократия в государственном управлении.
9. Необходимость государственного управления.
10. Формы и методы в государственном управлении.
11. Администрирование в государственном управлении.
12. Нормативная основа государственного управления.
13. Государство.
14. Административно-территориальное деление
15. Государственный аппарат, должностное лицо
16. Институты непосредственной демократии в управлении госсударством.
17. Государственное управление и человек.
18. Государственное управление и коллектив.
19. Государственное управление и общество.
20. Теритоия и управление.
21. Общегосударственное управление.
22. Государственное управление в сфере экономики.
23. Государственное управление в сфере социальных отношений.
24. Государственное управление в административно-политической сфере.
25. Государственное управление в сфере культуры и идеологии.
26. Роль главы государства в управлении государством.
27. Полномочия и деятельность Президента РК.
28. Роль законодательной власти в государственном управлении.
29. Структура, полномочия Парламента РК.
30. Законодательный процесс.
31. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении.
32. Состав и порядок формирования правительства РК.
33. Полномочия Правительства РК.
34. Деятельность Правительства РК.
35. Ответственность Правительства РФ.
36. Роль судебной власти в государственном управлении.
37. Судебная система в РК.
38. Конституционные принципы правосудия.
39. Место и роль прокуратуры в государственном управлении.
40. Прокурорский надзор.
41. Центральные органы с особым статусом.
42. Понятие местного самоуправления.
43. Правовые основы и гарантии местного государственного управления.
44. Экономические основы местного государственного управления.
45. Формы непосредственного участия населения в местном государственном управлении
46. Формы участия населения в местном управлении
47. Роль органов и должностных лиц местного государственного управления.
48. Представительные органы местного государственного управления.
49. Администрация местного государственного управления.
50. Ответственность государственных органов и служащих за правонарушения в сфере государственного управления.
51. Требования к госслужащим в РК.
52. Система разделения властей.
53. Верховенство закона в местном управлении.
54. Государственное управление – реализация публичной власти и публичного управления.
55. Принцип разделения властей в системе государственног управления.
56. Легитимность власти.
57. Объекты и субъекты в политике.
58. Основные концепции сущности власти.
59. Формы власти.
60. Возможности государственного управления.
61. Институты в государственном управлении.
62. Менеджмент в государственном управлении.
63. Государственная служба.
64. Сущность унитарного и федеративного устройства.
65. Управление при республиканской форме правления.
66. Управление при монархической форме правления.
67. Государственное управление субъектов федерации.
68. Государственное управление и территориальная автономия.
69. Особенность управления крупными городами.
70. Функции государства.
71. Государственное управление в сфере личной жизни.
72. Межотраслевое государственное управление.
73. Досрочное освобождение Президента РК от должности и его ответственность.
74. Глава административно-государственных образований и его роль в управлении.
75. Отставка Правительства РК.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.