Законодательная власть в системе управления государством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Законодательная власть предполагает право, возможность и способность принимать от имени народа или непосредственно народом общеобязательные правила (законы) – нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую                        силу. Среди них верховную юридическую силу имеет Конституция. Такие правила определяют основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства и других объединений.

Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют особую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной и судебной ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его.

Органы законодательной власти осуществляют управление государством, прежде всего путем принятия законов, а также путем формирования других органов государства. Органом законодательной власти является, прежде всего парламент. Это обобщенное название общегосударственного представительного органа. Парламенты могут состоять из одной, двух и большего числа палат. Но, как правило большими правами обладает нижняя палата, поскольку она избирается непосредственно гражданами государства. Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, косвенных выборов или назначаться.

Парламент – единственный законодательный орган государства и, причем орган коллегиальный. Свои решения он принимает на заседаниях.

Казахстанский парламент выполняет в системе государственного управления особые функции, причем он может действовать либо только в совокупности обеих палат или в качестве одной палаты. Если депутаты действуют индивидуально, то они используют полномочия парламентария, хотя, в конечном счете, они производны от функций парламента.

Парламент РК осуществляет различные функции. Во – первых, функцию представительства всего народа, это орган народного представительства. Депутаты парламента представляют различные слои общества и тем самым объединяют народ на базе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса. Во – вторых, парламент выполняет законодательную функцию только он принимает законы. В – третьих, парламент путем принятия законов осуществляет решающее участие в верховном руководстве делами государства. В – четвертых, парламент формирует или участвует в формировании, роспуска, освобождение от должности других центральных органов и должностных лиц. В – пятых, парламент осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, контроль за исполнением государственного бюджета.

Парламент РК состоит из двух палат: мажилиса и сената, которые действуют на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики. Избирание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права. Срок полномочий депутатов Сената 6 лет.  Половина избираемых депутатов Сената переизбираются каждые три года. Депутатом сената может быть гражданин республики, достигший 30 лет и состоящий в гражданстве не менее 5 лет.

Мажилис состоит из 107 депутатов. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на 5 лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики Казахстан, достигший 25 лет.

Депутаты парламента не могут быть отозваны до истечения сроков полномочий.

Внутренняя структура палат парламента и порядок их деятельности определяются регламентами, принимаемыми каждой палатой для себя. В палатах избираются председатель и его заместители. Из состава парламентариев в каждой палате создаются постоянные комиссии и комитеты, которые готовят вопросы для рассмотрения на заседаниях парламента или палат.

Члены парламента участвуют в управлении государством коллегиально, принимаются решения в составе той или иной палаты, а также на совместных заседаниях.

Депутаты обеих палат носят обобщенное название парламентарии. Деятельность парламентариев может носить и индивидуальный характер.

Парламентарии пользуются правом законодательной инициативы, т.е. могут предложить свой проект закона, который палата обязана рассмотреть. Они в праве присутствовать на заседании любой палаты парламента, в праве инициировать парламентский запрос. Парламентарий вправе задавать вопросы представителям государственных органов, которые приглашаются на заседание палаты. Парламентарии имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, перечисленные и другие права парламентариев дают ему возможность участвовать в государственном управлении не только коллегиально, но и персонально. Кроме того, парламентарий имеет другие трудовые, социальные, бытовые права, парламентскую неприкосновенность, которые рассматриваются как гарантии деятельности законодателя.

Парламентарии работают в своих избирательных округах. Они изучают поступившие к ним жалобы, заявления и принимают меры по защите прав и интересов граждан, ведут прием.

Парламентарий имеет обязанности, связанные с его участием в управлении государством. Каждый член парламента должен входить в состав постоянного комитета, постоянной комиссии и работать в них: присутствовать на заседаниях палаты, своего комитета, комиссии. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, творческой, и обязаны соблюдать правила парламентской этики.

В Конституции РК довольно четко расписаны полномочия как парламента в целом, так и его отдельных палат.

Поскольку парламент орган законодательной власти, то главное его полномочие - участие в законодательной деятельности. Ряд решений парламент принимает на совместном заседании палат, а ряд в раздельном заседании. На совместном заседании палат парламент принимает следующие решения: во – первых, по предложению Президента страны, вносит изменения и дополнение в Конституцию РК, во – вторых, утверждает отчеты правительства и счетного комитета. В – третьих, делегирует Президенту законодательные полномочия на срок более 1 года. В – четвертых, дает согласие на назначение Президента, Премьер – министра, Председателя национального банка, заслушивает доклад Премьер – министра о программе правительства, выражает вотум недоверия правительству. В – пятых, решает вопросы войны и мира, об использовании Вооруженных сил по поддержанию мира и безопасности. В – шестых, образует совместные комиссии палат, избирает их председателей.

В раздельном заседании палат парламент путем последовательного обсуждения сначала в Мажилисе, а затем в Сенате принимает решение по следующим вопросам: во – первых, принимает законы, во – вторых, решает вопросы административно – территориального устройства Республики Казахстан, в – третьих, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы, в – четвертых, утверждает государственные награды, воинские звания и классные чины, определяет государственные символы Республики, в – пятых, издает акты об амнистии граждан, в – шестых, ратифицирует и демонстрирует международные договора.

В месте с тем есть вопросы решение, по которым могут принимать только отдельные палаты. К исключительному ведению Сената относятся избрание и освобождение от должности Председателя Верховного Суда, и судей Верховного Суда Республики. Сенат дает согласие президенту на назначение Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка и Председателя Комитета Национальной Безопасности и на лишение неприкосновенности Генерального Прокурора и Председателей и Судей Верховного Суда РК. Сенат может досрочно прекратить полномочия местных представительных органов и ряд других вопросов. Такими же особыми привилегиями обладает Мажилис. К его исключительному ведению относятся следующие вопросы: принимает к рассмотрению и рассматривает проекты законов, готовит предложения по возражениям Президента на законы принятые парламентом, избирает и освобождает от должности председателя заместителя секретаря и членов Центральной Избирательной Комиссии РК. Объявляет очередные выборы президента РК, Мажилис выдвигает обвинения против президента РК в совершении государственной измены. 

Палаты возглавляют председатели палат избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом, на должность Председателя Мажилиса - депутатами палаты. Председатели палат обладают полномочиями, определенными в Конституции РК и руководят работой депутатов.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам парламента и правительству, реализуется исключительно в Мажилисе, Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов закона.

Закон Республики Казахстан вступает в силу после подписания его Президентом.

Республика Казахстан является Президентской Республикой, и это означает большие полномочия Президента и подотчетность исполнительной власти Президенту. Президент по Конституции может распустить парламент в случаях оговоренных в Конституции: выражение парламентом вотума недоверия правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер – министра, политического кризиса вызванного разногласиями между палатами Парламента или Парламента и других ветвей власти. Однако это право ограничено и не может быть использована в период военного или чрезвычайного положения, в последние шесть месяцев работы, в течении одного года после роспуска предыдущего Парламента.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.