Государственное управление в коллективе и обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В любом современном обществе существуют самые разные коллективы. Различают естественно сложившиеся коллективы (классы и социальные слои), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (пример, политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например, профсоюзы) и временные, преходящие, многочисленные и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.

Различают организации, действующие легально, и нелегальные, подпольные организации.

Отношения государственных органов и коллективов определяются многими обстоятельствами: характером формирования коллектива, значением в общественной жизни, позицией коллектива по отношению к государственной власти и т.д.

Отношения государства с объективно складывающимся в обществе разными социальными коллективами неодинаковы. Наиболее отчетливо это проявлялось в условиях тоталитарного социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс, и ликвидировало «класс эксплуататоров». В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но не редко те или иные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей. Одна из важных задач государства, органов государственного управления - создавать условия для формирования среднего класса, являющегося опорой демократического государства, фактором стабильности государственной власти.

Ко многим добровольным объединениям, особенно локальным, не выступающим с политических позиций, государство относится нейтрально. В данном случае активное государственное управление используется в минимальной степени. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям в целом, или правила, относящиеся к определенным категориям объединений, оно не особенно интересуется их деятельностью, если они не нарушают закон. Аналогичным образом дело обстоит со многими объединениями по интересам, клубами, различными органами общественной самодеятельности, которые не имеют централизованного характера. Однако для получения прав юридического лица любое общественное объединение должно зарегистрироваться в соответствующих органах государства (обычно в органах Министерства юстиции, Министерстве финансов). Государство не вмешивается во внутреннюю организацию и порядок деятельности добровольных объединений, но оно устанавливает законами демократические основы их организации деятельности и ответственность за нарушение законодательства.

Социально – экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но его отношение с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Предпринимательские союзы выступают, скорее, как советники государства, его органов, прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские союзы выступают и как группы давления, особенно активно в кризисных ситуациях.

В Казахстане законодательство устанавливает свободу объединения в профсоюзы и профсоюзной деятельности, запрещает увольнение профсоюзных руководителей без согласия профсоюза. Работадатели обязаны законом предоставлять профсоюзам необходимое для их деятельности обрудование, помещения, между профсоюзом и работадателем должны заключаться коллективные договоры, профсоюзы осуществляют клнтроль за соблюдением трудового законодательства на предприятих, в учреждениях. Профсоюзы, выступая в качестве групп давления, одновремено проводят политику социального портнерства с государством и препринимателями. Для этого на разных уровнях создаются трехсторонние комиссии представители государства, труда и капитала (предпринимателей). Они заключают соглашение по вопросам труда, занятости.

Профсоюзные организации создаются на предприятиях и учреждениях, по территориальному признаку, по отраслям экономики и культуры. Нередко в стране имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции. В демократических странах профсоюзам, как и другим не партийным общественным объеденениям, обычно запрещено устраивать публичные мероприятия с политическими лозунгами, заниматься политической деятельностью, для этой цели существуют партии.

Среди добровольных общественных обеденений важнейшее место занимают политические партии, целью которых является борьба за государственную власть. Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.

Государство устанавливает с ним особые отношения. Во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность, государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит.

В тоталитарных государствах конституциями может предусматриваться существование только одной партии. Все партии обычно запрещаются в условиях военных режимов. Они запрещены в странах мусульманского фундаментализма как разрушающие единство «правоверных» (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

Существуют объединения, которые не рассматриваются как общественные объединения. Некоторые объединения являются общественно – хозяйственными (кооперативы). Государство также регулирует их деятельность, прежде всего путем принятия законов. Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность на основе собственной иерархической структуры, избирают или назначают персонал по своим установлениям. Однако они не выполняют функции государственных органов и органов местного самоуправления, не могут участвовать в выборах, делать взносы в избирательные фонды, не вправе заниматься политической деятельностью, участвовать в работе политических партий, оказывать им материальную помощь. Эти ограничения относятся к деятельности объединений.

Деятельность изуверских сект, наносящих ущерб личности, здоровью и имуществу граждан, не допускается.

В некоторых зарубежных странах есть обязательная религия и государственная церковь. В странах мусульманского фундаментализма не допускается деятельность, каких – либо иных религий и их учреждений. В странах Европы различные направления христианства (католичество, протестантизм, лютеранство, православие) объявлены государственными религиями, но свободно действуют и другие религиозные объединения. Государство оказывает материальную поддержку только государственной церкви. Только те акты гражданского состояния (браки, записи рождений, смерти и т.д.), которые совершены в государственной церкви, имеют юридическое значение.

Регулирование кооперативных объединений также имеет свою специфику, что связано с их характером как хозяйственных организаций. Государственное регулирование осуществляется на уровне законов. Государство устанавливает для кооперативов льготы, создает благоприятные условия с целью поощрять объединение граждан в кооперативы.

Организации для извлечения прибыли (акционерные общества, разного рода товарищества), подобно церковным организациям, не рассматриваются как общественные объединения. Государственное управление ими осуществляется в основном в форме принятия законов о таких организациях, регистрации и лицензирования, т.е. выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность определенного рода (лицензированию подвергаются только некоторые виды предпринимательской деятельности), и последующего государственного контроля за соблюдением условий лицензии и законодательства. Их деятельность регулируется ГК РК, а также другими законами.

Временные коллективы создаются по заранее намеченному плану с определенной законной целью. Такие коллективы образуются, например, во время собраний, митингов, демонстраций, это группы пикетчиков. Их организация и деятельность регулируется законами, а правоохранительные органы государства обязаны обеспечить проведение законного собрания (демонстрации, митинга, пикета) и охранять его от враждебных посягательств.

Государственное регулирование относится только к тем временным коллективам, которые создаются для проведения публичных мероприятий и открыты для любых участников. Частные собрания, вечеринки с определенным кругом приглашенных гостей государством, органами местного самоуправления не регулируются.

Государство – часть общества. В то же время оно отчуждается от общества, приобретает собственное бытие, более того, становится в значительной степени регулятором общественного развития и даже нередко становится над ним. Однако регулирующая роль государства по отношению к обществу ограничена, и это не может быть иначе. Ограничение роли государства первоначально нашло выражение в концепции «гражданского общества». Просветители и энциклопедисты ХVIII в., выдвинувшие эту концепцию в борьбе против абсолютизма, утверждали, что есть сферы, куда государство вмешиваться не вправе. Это – естественные права человека и гражданское общество. О концепции прирожденных прав и реальной ситуации сказано выше. Что касается гражданского общества, то последнее понималось французскими, английскими, американскими авторами XVIII XIX вв. не совсем одинакова. Значительные различия в толковании этого понятия существуют и в современной литературе.

Считается, что гражданское общество – это:

1) отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений;

2) сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства;

3) совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;

4) самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства;

      5) материальные условия жизни.

Утверждают, что гражданское общество – это все то, что находится за пределами государства и государственного вмешательства (управления), многообразные, не опосредованные государством и правом отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства. Некоторые зарубежные политологи определяют гражданское общество как «самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства».

Термин «гражданское общество» в том толковании, которое ему придается, не очень удачен. Понятие «гражданин», от которого произведен, по крайней мере, этимологически, термин «гражданское общество», имеет в своей основе элемент государственности. Термин «гражданин» указывает на связь лица с государством, а не его отделение государства.

Создание гражданского общества связывают с определенной ступенью развития: в прошлом – с признанием естественных прав человека, с уважением человеческой личности, со свободой частной собственности и конкуренции, ликвидацией абсолютизма, демократией на основе правового равенства и т.д., а в современных условиях – обычно с появлением «среднего класса». Однако некоторые авторы утверждают, что гражданское общество существовало всегда, происходит лишь смена поколений и ценностных ориентиров. В связи с этим предлагаются различные его классификации от древности до наших дней: идеологизированное, теократизированное, гуманнократия и др., а также типы: конфессиональное, общинное, корпоративное, классовое, свободная ассоциация граждан. Ни в прошлом, ни тем более в современных условиях не возможно представить не абстрактно сконструированную, а реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без государственного регулирования. Следовательно, речь может идти о степени и формах вмешательства государства, о весомости разных элементов – саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании. Поэтому, используя термин «гражданское общество» важно помнить об условном характере этого понятия.

В условиях тоталитарной системы, когда жизнь общество огосударствлена, государственное регулирование приобретает запредельный характер. На первых порах коренной перестройки общества такой подход может дать определенный эффект, но в дальнейшем это приводит к стагнации и часто – к краху, как это произошло со многими странами тоталитарного социализма и тоталитарными государствами в Европе и Африке 80 – 90 гг. ХХ в. напротив, если исключить всякое государственное регулирование в обществе, что сделать после появления государства практически невозможно, то это приведет к катастрофе. Сочетание саморегулирование общества и государственного регулирование находит свое отражение в специфике конституционных норм, относящихся ко многим сторонам общественного строя.

«Гражданское общество» - прогрессивная демократическая концепция, созданное в определенных условиях борьбы против произвола государства, королевского абсолютизма. Однако это – философская абстракция. Существует реальное общество, которое невозможно без государственного управления, хотя в какие - то стороны, элементы, отношения в обществе государственное управление не может и не должно вмешиваться. Но составляют ли эти элементы особое «общество»?

Для вычленения этой сферы личных, духовных интересов которое в английском языке обозначается словом privacy, а также сферы некоторых отношений внутри ассоциаций и между ассоциациями людей термин «гражданское общество» вряд ли удачен. Однако он в течение столетий утвердился в общественном сознании, им широко пользуются представители разных слоев населения. Новый термин пока что не найден, хотя предлагались понятия для современного общества в целом (демократической, открытое, свободное и т.д.). Они не привились настолько широко, как термин «гражданское общество». Поэтому последний с учетом сказанного целесообразно использовать и впредь.

Государство по - разному, с неодинаковой степенью на разных этапах развития, регулирует экономические, социальные, политические, и духовные отношения в обществе. В связи с этим оно получало в истории различные характеристики: государство – зло, государство – добро, либеральное государство, не вмешивающееся в экономику, государство благоденствия и современное трудовое государство, работающее для общества, оказывающее населению все возрастающие социальные услуги. Однако считается, что современное «работающее государство» в отличии от «государства благоденствия» должно обеспечивать только основные нужды человека, а сам он должен заботиться о себе и своей семье.

Государство Республика Казахстан, прежде всего путем принятия соответствующего законодательства, в той или иной степени регулирует экономические отношения. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивает свободу предпринимательской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запрещает монополистическую деятельность, захват рынка и установление монопольных цен. В современной конституции отсутствует формулировка о «священной и неприкосновенной частной собственности», которая применялась раньше. Напротив, во многих конституциях имеются положения о социальной функции частной собственности, провозглашается, что собственность обязывает, что она должна служить общему благу, допускается национализация частной собственности (обращение ее в собственность государства) обычно при соблюдении трех условий: в интересах общества, на основе закона, принятого парламентом, при выплате равноценного, а не редко предварительного возмещения, размер которого в спорных случаях устанавливается судом.

Наряду с общим принципом свободы хозяйственной деятельности государство устанавливает также определенные ограничения для свободы гражданского оборота отдельных видов собственности (оружия, ядов, наркотиков), определяет объекты исключительной государственной собственности, запрещает некоторые формы предпринимательской деятельности, разрешает отдельные естественные монополии. В собственности государства во всех странах находятся огромные материальные ресурсы.

Для регулирования экономики применяется прогнозирование экономического развития. В отличие от директивного планирования в тоталитарных социалистических странах это индикативное, ориентирующее планирование.

В результате названных и иных мер государственного регулирования в Казахстане создается социально ориентированная рыночная экономика.

Государственное управление распространяется на социальные отношения в обществе, государство проводит определенную социальную политику. Прежде всего, Республика Казахстан оказывает социальные услуги всему населению независимо от социальных групп и социального положения личности, в связи, с чем оно и получило в конституции РК название социального государства. Оно устанавливает минимальный размер оплаты труда, устанавливает прожиточный минимум. При определении социальной политики государство нередко учитывает, прежде всего, интересы доминирующего класса, принимая, однако, во внимание интересы и других слоев населения. Оно представляет преимущества определенным социальным группам, льготы мелким и средним предпринимателям.

Государство регулирует формы социального протеста и давления различных социальных слоев и групп, устанавливая порядок проведения собраний, митингов, пикетов, демонстраций, запрещая их проведение в определенных местах. При нарушении порядка, как говорилось полиция в Казахстане вправе применить силу, рассеивая незаконные демонстрации. В тоталитарных странах государство запрещает оппозицию. Ее выступления рассматриваются как антигосударственная деятельность и караются в соответствии с уголовным законом.

Государство регулирует политические отношения в обществе. Оно разрешает или не разрешает деятельность определенных партий и общественных объединений, поддерживает одни партии и стесняет или запрещает деятельность других. Это относится к экстремистским, террористическим объединениям, которое в соответствии с конституцией запрещается судом. Не одинаковое отношение государственной власти к тем или иным партиям, общественным объединениям имеет место и в том случае, если конституция признает свободу политической оппозиции. Правящая партия, всегда в какой – то мере использует властные рычаги, чтобы препятствовать оппозиции прийти к власти. Однако в условиях демократии государство отнюдь не стремится ликвидировать всякую политическую оппозицию. Только немудрая государственная власть делает это. Проницательные руководители государства понимают, что оппозиция полезна для общества. Она указывает на его «болевые точки», и чем успешнее будет их «лечение», тем больше шансов у правительства сохранить свое пребывание у власти, избежать революционных потрясений. Если же запрещать политическую оппозицию, загоняя болезни общества внутрь, то последствия могут быть катастрофические.

Наряду с партиями государство поддерживает или стесняет деятельность других общественных объединений, разрешая или запрещая им участие в политике. Такое участие запрещается, например, социально – экономическим объединениям, в частности, профсоюзам.

Государство оказывает определяющее воздействие на политический режим в обществе. Использование демократических или авторитарных методов осуществления государственной власти составляет сердцевину политического режима в стране.

Государство создает основной массив политических норм. Многие правовые акты имеют политический характер и, хотя в праве численно преобладают неполитические нормы, правом в целом – инструмент политики государства. Именно путем правовых норм государство регулирует важнейшие стороны экономических, социальных и других отношений в обществе.

Наконец, регулирующая роль государства, хотя и в неизмеримо меньшей степени, распространяется на духовную жизнь общества. Конституция РК запрещает пропаганду расизма, национализма, разжигание языковой и социальной розни, демонстрирование нацисткой атрибутики или символики, распространение террористических взглядов. Он предусматривает меры по борьбе с распространением печатных и аудиовизуальных экстремистских материалов. В соответствии с решением суда могут быть конфискованы и уничтожены издания, видеозаписи и т. д., пропагандирующие запрещенные законом человеконенавистнические взгляды.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.