Государство, как управляющая система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2.1 Государство представляет из себя стержень осуществления политики. Категория государства является одной из определяющих, именно государство осуществляет властные функции. Термин «государство» трактуется в двух вариантах:

2.1.1 В широком смысле: государство – это любая территория, отчерченная границами и имеющая центральную власть. Первоначально о нем говорили именно с этой точки зрения.

2.1.2 В узком смысле: государство – это политический институт, осуществляющий политическую власть. В политологии о государстве всегда идет речь в узком смысле.

Говоря о государстве, прежде всего, важно выяснить причины его возникновения. Наиболее распространенной является марксистская теория. Она объясняет возникновение государства следующим образом: на стадии разложения первобытнообщинной формации в обществе происходит процесс его раскола на бедных и богатых, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Между богатыми и бедными существуют непримиримые противоречия, которые каким-либо прежним методом разрешить не удается. Чтобы заставить бедных работать на богатых – господствующий класс создает специальную организацию и отдает её власть, силу. Эта организация – государство, она силой заставляет одних работать на других.

Однако в науке существуют ещё значительное количество других теорий. Одни из них объясняют возникновение государства тем, что в древние времена в результате воин, одни народы захватывают другие и захватчики, для того, чтобы держать в повиновение побежденных создают государство, которое подавляет захваченные народы.

Следующая теория объясняет возникновение государства тем, что, находясь в окружении различных племен и, видя их агрессивность, люди того или иного племени решают сплотиться, чтобы противостоять агрессивному окружению.

Человек по своей природе существо общественное, он не состоянии жить изолировано от других людей. Эта сущность сближает людей, они объединяются и создают государство.

Все эти теории имеют определенное подтверждение в истории и могут быть применены в объяснении возникновении государства.

Любое государство имеет ряд признаков , которые позволяют считать данное объединение государством:

- выделение в обществе публичной власти, т.е. власти, принадлежащей не всему обществу, а определенному слою людей – управленцев, для которых управление является профессией. В первобытнообщинном обществе, как правило, все члены рода или племени, принимали участие в решении насущных вопросов. Даже вожди племени наряду со всеми другими занимались производительным трудом. С возникновением государства слой руководителей не занимается производительным трудом, он только управляет. Если раньше этот слой устраивали различные подарки, то теперь они начинают требовать оплаты, т.е. власть выходит за рамки общества и представляет самостоятельную категорию;

- наличие границ. С возникновением государства довольно четко очерчиваются границы, и нарушение границ считается вмешательством  во внутренние дела государства;

- легальное право на применение силы. Только государство имеет право решать судьбу человека и лишать естественных прав гражданина своего государства (на жизнь, свободу);

- право на издание законов. Никто (партия, класс) не могут издавать законы;

- право на взимание налогов для содержания армии, государственного аппарата т.д.

Государство, как политическая организация, существует около 6 тысяч лет. Первые государственные объединения возникли на Древнем Востоке. За 6 тысяч лет государство совершило значительную эволюцию. Эти изменения можно разделить на два крупных периода:

- традиционные государства – являлись первыми государственными объединениями, создаваемыми на основе прежних обычаев, традиций. Бывший вождь становится монархом. Традиционные государства являются монархическими. Для конституционных государств – основу составляют разработанные и принятые Конституции.

 

2.2 Типы современных государств

Подавляющее большинство современных государств строятся и живут на основе Конституции.

Конституция – это основополагающий документ государства, имеющий приоритет перед всеми законами, кодексами.    Современная Конституция вбирает в себя ряд аспектов:

- определяет политическое устройство государства;

- закрепляет основные права и обязанности граждан;

- фиксирует структуру высших органов власти, их функции и взаимоотношения друг с другом.

Жизнь конституции в различных странах различна и в какой-то мере эталоном ее может служить конституция США, которая существует и действует более 200 лет и за все годы в нее внесено около 26 поправок. Конституция Франции менялась чаще (сейчас 16-ая). В РК за 15 лет независимого развития 2-ая Конституция. Длительность Конституции определяется реальными факторами развития.

Все современные государства по формам власти делятся на 2 крупные группы: монархии и республики.

Для монархии – характерными чертами является то, что носителем власти является монарх. В его лице сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, и эта власть передается по наследству. Монархии подразделяются на:

     * абсолютные: монарх единолично правит страной;

* ограниченные (конституционные). В них наряду с монархом существует представительный (выборный) орган в лице парламента. Здесь правит не монарх, а парламент. Наличие монарха – определенная дань традиции, показатель стабильности общества и государства. Причем конституционными монархиями могут быть довольно развитые капиталистические страны.

Для республик – характерными чертами является то, что носителем власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно или опосредованно. Непосредственно - в период выборов, опосредованно – через выборных представителей (депутатов т.д.).

Республики подразделяются на: президентские и парламентские.

Для президентских, характерно то, что исполнительная власть (Кабинет министров) подотчетна Президенту, и он является главой государства и исполнительной власти. Его функции значительно выше функций парламента.

В парламентских исполнительная власть подотчетна парламенту.

РК – президентская республика. Функции президента очень широки.

По территориального устройству все современные государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные:

 - унитарные, когда на всей его территории имеется единый субъект власти;

В таком государстве решение центральной власти обязательно для всех. Во всем государстве единые законы, один президент. (Казахстан).

- федеративные – здесь существует несколько субъектов власти. (Россия, США, Германия). Здесь наряду с центральной властью местные субъекты власти. (В России наряду с центральной (федеральной) властью существуют несколько субъектов власти. Для России это деление характерно и связано с многонациональным составом, но это не обязательное условие. В США все граждане – американцы, но существует центральная власть и власть штатов, у которых свои законы). Самая сложная проблема – разделение функций центральной власти и местных властей. Каждый из них стремится взять больше власти. Из-за этого могут возникнуть конфликты.

- конфедеративные – это союз нескольких государств. Но этот союз включает не все аспекты, а самые важные (пример СНГ). Конфедерация является наименее устойчивой и легко переходит в другую форму.

Для современных государств характерны следующие тенденции:

Во – первых, развитие современного государства характеризуется, процессами демократизации и социализации, созданием правового и светского государства на основе общечеловеческих ценностей. В современных условиях эти ценности получили новое звучание: социальная справедливость, социальная солидарность, достойное человека существование и т. д. Формирующееся на их основе демократическое государство означает, что это государство народа, для народа и посредством народа, представляющее большинство населения и охраняющее интересы его меньшинства. В таком государстве власть осуществляется демократическими методами. Когда говорят о социальном государстве, то предполагают его активное участие в предоставлении социальных услуг населению, установление необходимого минимума заработной платы и прожиточного минимума, а также социальное партнерство государства, труда и капитала, реализацию принципа социальной справедливости. Правовое государство предполагает связанность правовыми нормами, не только буквой, но и общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Это взаимные права и обязанности и взаимная ответственность личности, коллективов, общества и государства. Светское государство означает свободу религии и атеизма.

Во – вторых, в современных условиях постиндустриального информационного общества «продвинутых» стран создается технологическое и технократическое государство. При принятии решений и управлении а современном высокоструктуированном обществе все шире используются специалисты, применяются новые технологии, позволяющие просчитывать различные варианты государственных решений, которые предстоит принять, и их последствий. Одна из составляющих этой тенденции получила название «рационализированный парламентаризм».

В – третьих, уменьшается роль государственного принуждения, изменяются его формы, возрастает роль государства – организатора, государства – арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон днмонстраций, смертная казнь, и др.), но и такое принуждение может в критических ситуациях использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел», для того, чтобы умерять социальные столкновения.

В – четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экономике достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиеми. В то же время, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития, падению уровня жизни. Снижение социальных льгот восстанавливало деловую активность, но порождало недовольство населения ростом неравенства, что приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются.

В – пятых, все более отчетливо проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов преобразуются, их заменяют полупрезидентские, полупарламентские республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают иные формы государственных режимов, соединяющие некоторые элементы авторитарзма и демократии. Создаются образования, сочетающие черты государственности и международного объединения. Само государство становится в известной мере гибридным – государством социального капитализма, социокапиталистическим государством.

Наконец, в – шестых, в настоящее время все более резкими становятся «взлеты» и «падения», контрасты в развитии государственности. В Древнем мире и Средние века были свои деспоты, абсолютные монархи и свои относительные демократии, свое «полицейское государство» и городская республика, но такого «полюсного» противопоставления государственно – организованных форм демократии и диктатуры мир, пожалуй, до ХХ в. не знал. Социально – политический тоталитаризм – это изобретение нашего времени.

Осуществление государственной власти через государственные учреждения представляет государственную власть.

С точки зрения характера, задач, методов осуществления существует следующая классификация государственной власти по социальному характеру различают власть народа и власть определенного социального класса, слоя. В зависимости от методов осуществления государственной власти выделяют демократическую, авторитарную и тоталитарную государственную власть. Демократическая государственная власть выражает интересы большинства населения. Авторитарная – обычно связывается с нарушением прав человека с господствующим положением исполнительной власти в лице монарха. Тоталитарная власть характеризуется закреплением руководящей роли одной партии, утверждается личная власть.

В государстве не может быть несколько «государственных властей». Государственная власть должна быть единой по своему существу.

Единство государственной власти имеет три состовляющих. Во – первых, это социальное единство. Во – вторых, это единство целей и направлений деятельности государственной власти всех ее органов и должностных лиц. В – третьих, это определенное структурное единство.

Единая государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственное управление – это целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, органов, всех должностных лиц.

Органы государственной власти, должностные лица выполняют свои задачи по управлению государственными делами неодинаково. Одни имеют властные полномочия (парламент, президент). Их главные задачи – установление собственных правил для управления и контроля. Другие органы занимаются непосредственно управленческой деятельностью.

Управление осуществляется, чтобы достич цели, поставленной субъектом. Достижение цели – главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности.

Затраты на достижение цели оцениваются категорией эффективности. Эффективность – достижение цели с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно более короткий срок.

Реализация целей государственного управления идет через работу государственного аппарата, государственную службу и должностных лиц.

Государственный аппарат - это система государственных организаций, органов, должностных лиц государства, осуществляющих регулирование в обществе при помощи различных ветвей власти.

Государственная служба – в широком понимании включает в себя всех лиц служащих в учреждениях оплачиваемых из средств государства. В узком – это профессиональная деятельность лиц имеющих соответствующие силы, звения, только в государственных органах.

Должностное лицо – это гражданин осуществляющий функции представителя публичной власти. Такое лицо обычно наделено распорядительными полномочиями в отношении других лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Государственное управление является важнейшей стороной реализации функций государства. В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства: экономическую, социальную, политическую и идеологическую.

Государственное управление экономикой – это управление промышленностью, сельским хозяйством, сттоительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике. Главная задача государственного управления в экономической сфере – обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов. Это достигается различными методами, в том числе экономическими и административными методами.

Высшими органами государственного управления в сфере экономике являются Парламент, Президент, Правительство, центральными органами отраслевого управления – министерства. Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов, законы имеют общенормативный характер.

Глава государства тоже участвует в управлении экономикой. Экономическими и связанными с экономикой министерствами и ведомствами руководит Правительство РК. Соответствующие министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности. Общие принципы управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности.

Социальная сфера - жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений. В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.

Для решения этих задач парламент принимает соответствующие законы. Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролирует исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства, на местном уровне – их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения.

Государственное управление в сфере административно – политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью.

Большинство административно – политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РК, а Правительство РК выполняет в их отношении лишь координирующую роль.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязятельств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, вытекающих из Устава ООН. Основа военной организации государства – Вооруженные силы.

Управление в области обороны осуществляется только государственными органами, это исключительная компетенция государства. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РК, являющийся Верховным главнокомандующим. В соответствии с Конституцией РК он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных сил, осуществляет руководство Вооруженными силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнении в запас, назначает и освобождает от должности высшее командование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат Правительству РК. Оно проводит необходимые меры по организации обороны и государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, командующие военными округами, другие военачальники.

Министерство обороны РК отвечает за состояние и развитие Вооруженных Сил, их боеготовность, военно – техническое обеспечение, соблюдение воинской дисциплины. В состав Министерства входят службы по военно – техническому сотрудничеству, по техническому и экспортному контролю, агентство специального строительства. Министр обороны является членом Правительства РК, но непосредственно подчинен Президенту РК.

Сфера культуры и идеологии – деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование в какой – то мере распростроняется и на нее. Выше уже говорилось о конституционных нормах, разрешающих или запрещающих идеологический плюрализм. К этой сфере относятся многие конституционные нормы о свободе слова, печати, информации, научной и иной творческой деятельности, свободе преподавания (в высшей школе), защите памятников истории и культуры и т.д.

Практической деятельностью по обеспечению этих норм в разных странах занимаются многие органы государственного управления: министерства печати или информации, просвещения или высшего образования, культуры, комитеты по охране памятников культуры и др. Действуют государственные издательства, теле – и радиокомпании, издаются государственные (правительственные и др.) газеты и журналы.

Важно учесть также, что речь идет о духовно – интеллектуальной сфере жизни общества, т.е. о той стороне, которая приобретает общественно значимый характер. Внутренний мир человека, его духовная жизнь, его личные взгляды не подлежат государственному воздействию. Влиять на мысли человека можно, но регулировать их средствами государственного управления нельзя.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 351.