Человек в системе государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное управление – это, прежде всего управление людьми. Обращаясь к людям, государственные органы воздействуют на них индивидуально и через их различные коллективы – естественно сложившиеся группировки и созданные по воле людей.

Государственное управление играет огромную роль в жизни человека от рождения и до смерти.

Воздействие государственного управления на человека имеет разные формы. Государственный орган или должностное лицо может непосредственно управлять поведением человека. Например, судья приговаривает нарушителя общественного порядка к административному аресту в течение 15 суток; начальник направляет работника в служебную командировку; милиционер задерживает на 2 часа нарушителя общественного порядка для составления протокола и т.д. государственное управление поведением отдельного человека может осуществляться опосредовано, через различные коллективы. Государственное управление поведением личности возможно и путем вмешательства государства в дела общества в целом. Устанавливая иной порядок оборота земель, вводя новое пенсионное обеспечение, создавая всеобъемлющую информационную сеть и т.д., государство изменяет что – то в обществе и тем самым в положении каждого отдельного человека.

Прежде всего, государство устанавливает институт гражданства, определяя в законе, кто из проживающих на его территории или вне ее является гражданином, иностранцем, лицом без гражданства, лицом с множественным (обычно двойным) гражданством. Такой статус лежит в основе неодинаковых связей личности и государства, определяет применение разных приемов, способов государственного управления по отношению к человеку. Состояние гражданства порождает определенные права, которых не имеет иностранец или лицо без гражданства, а также возлагает на гражданина определенные обязанности, которых не несут иные лица. Граждане имеют наиболее широкие права и несут больше обязанностей перед государством. По отношению к гражданину государство может применить такие методы управления, которые не возможны по отношению к иностранцу.

Положение граждан в государстве также может быть неодинаковым. Натурализованные граждане не всегда имеют одинаковые права с гражданами , которые приобрели гражданство в силу рождения от родителей – граждан или в силу рождения на территории данного государства.

Иностранцы, лица без гражданства также состоят в определенных правовых и фактических связях с государством, на территории которого они находятся временно или постоянно. Однако характер этих связей иной, как и некоторые методы государственного регулирования, их поведения. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства ограничены в политических правах. Трудовые и имущественные права иностранцев могут быть ограничены законом. На иностранцев и лиц без гражданства распространяются законы страны проживания, за их нарушения они, как и граждане, несут ответственность. Со своей стороны, государство обязано защищать жизнь, свободу, имущество иностранцев, лиц без гражданства, охранять их права. Таким образом, независимо от статуса личности, если человек находится на государственной территории, а гражданин данного государства – и вне ее, продолжают действовать взаимные права и взаимная ответственность личности и государства.

Индивид, личность, независимо от того, является человек гражданином данного государства или нет, имеет по отношению к государству различные права. Принято различать, с одной стороны, прирожденные, естественные права человека, которые, как считается, не могут быть отчуждены государством, его органами по их прихоти, с другой – позитивные права гражданина как члена политического общества, предоставляемые от имени государства, а в конечном счете от имени общества. В современных условиях обе группы прав закреплены в Конституциях и относится к числу основных конституционных прав.

Помимо основных конституционных прав индивид обладает многими другими конкретными правами, выступая в отношениях в разных качествах.

Государственное управление в области осуществления прав человека и гражданина в Казахстане исходит из всемерной защиты этих прав и создания необходимых условий для их реализации. Все органы государства участвуют в этом. Деятельность различных органов государства в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни общества, непосредственно связана с благами личности. Вместе с тем, государственное регулирование прав индивида в РК исходит из постулата, принятого в международном праве в соответствии с которым права человека и гражданина не имеют абсолютного, беспредельного характера. Свобода и демократия – это не вседозволенность. Закрепленные в конституциях права могут быть ограничены, но только в интересах соблюдения общественного порядка, охраны здоровья населения, общественной морали, соблюдения прав других лиц и лишь на основе закона и в соответствующих формах. Это допустимо в условиях чрезвычайного и военного положения, в соответствии с конституцией и Международными пактами о правах человека.

В обычных условиях конституционные права индивида тоже осуществляются в определенных формах, установленных законами.

Личность не только имеет определенные права по отношению к государству, но и несет определенные обязанности. В общем виде это положение сформулировано как конституционное требование исполнять конституцию и законы государства иные правовые акты, а также общепринятые нормы международного права и ратифицированные государством международные договоры, поскольку, в соответствии со многими современными конституциями, эти нормы и акты составляют часть права страны или даже имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Казахстанская конституция устанавливает и другие конституционные обязанности граждан: платить налоги, защищать Отечество и нести воинскую службу (она может быть заменена альтернативной службой), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники культуры и истории. Говорится об обязанности каждого гражданина получить основное общее образование, давать свидетельские показания.

Права государства по отношению к личности связаны с требованием должного поведения личности предусмотренного правовыми нормами. Осуществляя управление, государственные органы, соответствующие должностные лица в праве требовать от личности исполнять конституцию и законы, поддерживать общественный порядок, защищать конституционный строй.

Закрепляя права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество от любых посягательств, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском к государству, его органам, должностным лицам. Наряду с судом права человека охраняют другие органы государства: прокуратура, омбудсманы и т.д. пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, гражданин и иностранец, может обратиться в международные органы (Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге), а также в Комитет ООН по правам человека.

При отклоняющемся поведении личности государственные органы в соответствии с законом могут применять санкции. При совершении преступления к виновному лицу может быть применено наказание (уголовная ответственность), вплоть до смертной казни. Государство в праве требовать уплаты установленных законом налогов, средства от которых идут на затраты для выполнения «общих дел» (оборону государства, содержание государственного аппарата для управления обществом и пр.), соблюдения общественного порядка. В случаях нарушений могут быть применены штрафные санкции. Существует гражданско–правовая ответственность индивида перед государством: помимо возмещения ущерба возможны и другие взыскания. Для служащих некоторых категорий предусмотрена дисциплинарная ответственность (выговор, понижение в должности и др.). в отношении некоторых лиц – депутатов представительных органов, выборных должностных лиц (Акимов городов и др.) – могут быть применены формы конституционно – правовой и политической ответственности.

Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к индивиду. Организуя охрану общественного порядка, используя подчиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека и гражданина. В соответствии с конституционными формулировками о «социальном государстве» оно должно предоставлять индивидам социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, забота об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать меры по улучшению качества жизни граждан.

Не всегда отношения личности и государства являются правовыми. Во – первых, есть множество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми нормами. Во – вторых, нельзя сбрасывать со счетов случаи отклоняющегося, правонарушающего поведения человека. Со своей стороны, государство, его органы иногда нарушают установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимые гарантии личности, осуществляет массовые репрессии.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.