Судебная власть в системе управления государством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Республике Казахстан действует множество юридических органов: прокуратура, адвокатура, нотариат и другие. Некоторые из них могут быть только государственными, например, прокуратура, другие имеют государственный и частный характер, например нотариусы. Особое место среди юридических сил занимает - суд.

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти. При наличии множества юридических органов, правосудия в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Судами Республики Казахстан являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики.

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент, он не занимается исполнительской деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный спор или спор между сторонами; административные, как правило, между гражданами и органами управления; трудовые между работодателями и работниками и другие. Принимая решения, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Решение конфликтов в обществе – особый признак судебной власти. Суд осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, защиту прав граждан. Суд принимает решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судей, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит судебному составу, когда заседание суда официально открыто, формализовано для рассмотрения дела. Судебная власть осуществляется в судебном процессе, в форме особой процедуры.

Положение суда в обществе довольно противоречиво.… С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена законодательная и исполнительная ветви власти. Принимая решение, суд может на основании закона лишить человека даже естественных прав на свободу, и даже жизнь, отобрать у юридического или физического лица имущество, закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятие решения, лишить родителей родительских прав и.т.д. с другой стороны. Эта власть не опирается непосредственно на поддержку граждан – избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственное участвующих в политике, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими мотивами при рассмотрении конкретного дела. В тоже время суд – часть общества, и политика не может не оказывать на него влияния.

Противоречиво положение суда из точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя, прежде всего, охранительную функцию по кадровому составу, по положению в государственно механизме имеет консервативную природу и характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства, оберегает свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок легитимность государственного управления, содействуя его большому контролю над обществом. Будучи же органом государства суд может противопоставить себя ему и его учреждениям, т.е. суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Суды, решая экономические споры, наказывая различных мошенников, пресекая недобросовестную конкуренцию, укрепляет экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая путчистов, террористов и.т.д.

Суд играет и значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе нормам.

Все эти задачи выполняются только при условии соответствия его принципов общечеловеческим ценностям. В соответствии с Конституцией РК правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом по средствам гражданского, уголовного и иных установленных законом формах судопроизводства.

Конституция РК устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Независимость означает, что исключаются постороннее вмешательство при осуществлении судебного процесса. Судья не обязан отчитываться перед кем – либо, в своей деятельности. Его независимость гарантируется предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения.

Несменяемость судьи – одно из важнейших гарантий его независимости. За судьей сохраняется его должность до достижения предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести в другой суд или на другую должность. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены законом.

Неприкасаемость судьи обеспечивается его судебным иммунитетом. Судья не может быть арестован, подвержен приводу, мерам административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики.

Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное положение, корреспонденцию, имущество и документы.

Суд принимает решение по рассматриваемым делам в форме приговоров, решений, определений, постановлений.

При применении закона Республики Казахстан судья должен руководствоваться принципами, закрепленными в Конституции РК. Эти принципы следующие:

1) лицо, считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признано вступившим в законную силу приговором суда;

2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5) законы обратной силы не имеют;

7) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

8) никто не обязан давать показания против самого себя и близких родственников;

9) любые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

10) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом;

11) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Существуют определенные принципы судопроизводства. Одним из принципов является свобода доступа к суду. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде. Следующий принцип: независимость судьи и подчинение их только закону. Открытый публичный судебный процесс предполагает участие в нем всех желающих. Закрытые заседания проводятся в исключительных случаях, однако приговор или решение закрытого судебного процесса оглашается публично. Судебное разбирательство должно проводиться в присутствии сторон и очно. Рассмотрение дела в отсутствии подсудимого может быть лишь, в крайнем случае. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Приговор может быть рассмотрен выше стоящим судом.

В системе управления важную роль играет прокуратура. Прокуратура особая система органов. Должностные лица этих органов – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие Прокуратуре согласно Конституции РК. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственного управления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо. Согласно Конституции РК прокуратура отнесена к судебной ветви власти. Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РК. Прокуратура это централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики.

Прокуратура подотчетна лишь Президенту Республики.

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики Казахстан, за законностью оперативно – розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности и ряд других функций.

Прокурорами могут быть граждане Республики, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Прокуроры должны быть независимы от политических пристрастий, не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти.

Для осуществления своих полномочий прокуроры вправе участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти. Не допускается задержание, привод, личный досмотр и досмотр их вещей и транспорта.

Прокуратура осуществляет прокурорский надзор, под которым понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечения точного и единообразного исполнения Конституции и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, гражданами. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в орган прокуратуры информации о нарушении законов. Прокурор имеет право непосредственно входить на территории и в помещения проверяемых органов.

Прокурор осуществляет надзор за местами лишения свободы. Требования прокурора подлежат исполнению администрацией.

Значительные полномочия принадлежат прокурору в судебном процессе. Он осуществляет уголовное преследование в суде, выступая в качестве государственного обвинителя.

На нарушение законов в прокуратуре существует четыре вида актов реагирования: постановление, протест, представление и предостережения. Постановление - это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо к должностному лицу, который издал этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению и результаты сообщаться прокурору.

Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона.

Предостережения о недопустимости нарушения закона возможно при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.