C ИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

C ИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В

 РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Учебно-методическое пособие

 

Павлодар

Введение

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов и активных граждан Республики Казахстан является одним из определяющих факторов политического и экономического развития государства и стабильности Казахстанского общества.

Совершенствование системы государственно-административного управления позволит более квалифицированно решать стоящие перед страной задачи.

Выпускники юристы и политологи в значительной мере будут связаны с государственной службой и глубокое знание системы государственно – административного управления является для них необходимым знанием.

В предлагаемом пособии акцент делается на государственную систему РК и основой изучения данной проблемы является Конституция РК, работы и выступления главы государства, президента страны Н.А.Назарбаева.

Глубокое усвоение существующей системы позволит совершенствовать механизмы управления страной, в векторе демократизации системы управления.

Нами для более эффективного усвоения материала акцент делается на самостоятельную и творческую подготовку студентов. Для этого на семинарских занятиях и для самостоятельной работы даются задания непосредственно из Конституции РК, правовых норм и других законодательных актов.

21 мая 2007 года в Конституцию РК внесены изменения и дополнения, направленные на демократизацию политической системы в целом и систему государственного управления в частности. В данном пособии эти изменения нашли отражения.

   

 

 

1 Государственное управление как отрасль знания, учебная дисциплина

 

Система административно – государственного управления Республики Казахстан является частью курса «Системы административно – государственного управления». Данная учебная дисциплина включает в себя вопросы регулирования целого ряда социальных процессов.

Управление, в широком смысле это воздействие субъекта на объект, изменяющее положение, поведение или свойства объекта.

Управление – универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. Управлять можно естественными, физическими процессами, техническими системами.

Управление является необходимым компонентом и в функционировании общества. Без управления наступает беспорядок, анархия. Под управлением в обществе понимается целенаправленное воздействие на людей, созданных ими организаций на объект, которые поддаются регулированию со стороны человека, общества.

 Управление является особым видом в системе субъект – объект. Это активная и организирующая деятельность. Она может осуществляться лишь должным субъектом. Следует отметить, что не все события и явления могут быть предметом управления. Управление должно отвечать ряду требований. И в частности, при управлении необходимо ставить реальные цели. Кроме того управление должно быть результативным.

Воздействие при управлении понимается чаще всего как однолинейные связи: субъект – объект. Однако существуют и обратные связи.

Государственное управление изучается как разновидность общественной, социальной деятельности людей, как решающий элемент публичного управления в обществе.

Общество, его различные коллективы сложные системы, где действуют различные принципы, общество, его коллективы управляются системным и бессистемными способами. При системном управлении информация распространяется адресно к выделенному объекту при бессистемном управлении информация распространяется свободно.

Сущность системы состоит в единстве элементов и их связей. Государственное управление является системным управлением. Оно характеризуется единством и дифференциацией:

1) общих и частных задач, целей, принципов;

2) органов и институтов управления;

3) внутрисистемных и межсистемных связей;

4) материальных и иных условий управления.

Государственное управление только часть регулирующей социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь общественные отношения. Задача государственного управления регулирование жизнедеятельности территориальных публичных коллективов в рамках государства. Причем регулирование касается всех органов и должностных лиц государства.

Структура органов государственного управления, основные формы и методы их деятельности базируются на одинаковых общих принципах.

Государственное управление тесно связано с понятием «государство». В общественных науках государство рассматривается в различных аспектах. В данном курсе государство изучается как управляющая система. Система государственного управления – это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа.

Государственное управление в Республике Казахстан имеет множество сторон: это управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой и т. п. В каждой из этих сторон своя сфера регулирующей деятельности органов государства. Каждая имеет свои особенности. Управление сельским хозяйством строится иначе чем вооружеными силами, а финансами иначе чем транспортом и т. д.

Поскольку государственное управление является неотъемлимой частью общества, то почти все гуманитарные науки касаются данных праблем. Кроме того в нем широко используются и негуманитарные науки.

Гуманитарные науки подходят к вопросу изучения государственного управления со своих позиций. Философия изучает объективную необходимость управления. Социология рассматривает управление во взаимосвязях с различными социальными слоями населения. Политология рассматривает данную проблему в отношении различных политических институтов и т. д.

Государственное управление изучается и многими юридическими науками.

Дисциплина «Системы административно - государственного управления имеет свою специфику и свою историю. Почти во всех странах существуют специальные курсы, изучающие государственное управление.

Дисциплины связанные с публичным управлением изучались в западных университетах довольно давно, однако представляли из себя собрание фрагментов из различных отраслей знаний.

Со ІІ половины ХІХ в. в науке об управлении появились тенденции к созданию универсальных теорий. С 60- х годов ХХ в. начался переход к углубленному изучению отдельных управленческих институтов. В настоящее время главное внимание уделяется связям управленческих органов, их взаимодействию, методам деятельности и т. д.

Как правило, объектом изучения является деятельность государственных органов.

В западных странах сегодня имеют место два подхода к изучению публичного управления. Первый – экономический предполагает применять в управлении рыночные механизмы для улучшения администрирования и его удешевления. Второй – политический – выражается тезисом «голос и лояльность», т.е. контроль за управлением («голос») и добровольное следование граждан правилам, выработанном при их согласии «лояльность». Сторонники политического подхода требуют демократизации управления, большей открытости.

В рассмотрении государственного управления существует несколько методологических подходов: тоталитарный, демократический, государствено – религиозный.

При тоталитарном - акцент делается на необходимости сильной государственной власти, осуществляется фактическое слияние органов государства и правящей партии.

Демократические концепции государственного управления опираются на общечеловеческие ценности, принципы разделения властей и т. д.

Государственно – религиозный подход к государственному управлению типичен для государств мусульманского фундаментализма. Идеи мусульманского фундаментализма об управлении базируются на идеях халифата, как лучшей формы управления. Отрицаются выборы в органы государства.

При изучении государственного управления используются различные методы. Среди них важное место занимает анализ и синтез с их помощью выделяются ветви государственной власти, создаются понятия государственного аппарата и т. д.

Логический метод позволяет делать различные умозаключения. Метод формализации позволяет создавать различные классификации. Сравнительный метод позволяет сопоставить возможности различных способов управления.

Кроме того используются такие методы как исторический, конкретно – социологический, социально – качественный, правовой и т. п.

Государственное управление имеет четкую структуру.

Структура государственного управления носит специфический характер. Управление осуществляется особым слоем людей на профессиональных началах.

Конкретным субъектом государственного управления является соответствующий орган государства или должностное лицо. Субъекты управления могут использовать различные средства. Но могут применять только те из них, которые разрешены им законом.

Объект государственного управления – это общественные отношения или отношения приобретающие общественное значение.

Содержание государственного управления – это различные действия по использованию публичной власти, которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений. Совокупность этих действий совершаемых в разное время и различными методами составляют управленческий процесс.

Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Цели должны быть реальны и выполнимы. Цели управления определяют суть управленческого решения, т. е. выбор действий.

Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. Решение должно учесть максимум обстоятельств.

В государственном управлении применяются различные формы, приемы и методы.

Для содержания управления важное значение имеет профессионализм «управленцев».

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления.

Воздействие управляющего субъекта на объект – это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным, эпизодическим, временным. Оно может быть активным или мягким.

Объектом прямых связей является не только внешний по отношению к управляющей системе объект, но и различные звенья внутри самой управляющей системы.

Воздействие субъекта управления на объект может соответствовать воле управляемого объекта что является – реакцией согласия. Реакция объекта управления может не соответствовать воле управленца это вызывает – реакцию несогласия.

Воздействие субъекта на объект управления порождает обратные связи. Результатом воздействия должно стать изменения в работе объекта. И от объекта поступает информация субъекту управления. Если объект не изменил своего поведения, то субъекту следует принять новое решение. Прямые и обратные связи носят цикличный характер.

Способы выражения обратных связей могут быть активными и пассивными. Обратные связи представляют ценность для определения качества управления.

В государственном управлении используются различные демократические формы и процедуры деятельности органов. Можно выделить две главнейшие из них представительная и непосредственная демократии.

При использовании институтов представительной демократии народ осуществляет свою власть через избранных им представителей, в представительные органы. Прежде всего на государственном уровне это парламенты государств. Именно они принимают наиболее важные решения, создают наиболее общие нормы поведения в масштабах страны.

Непосредственная демократия – это форма прямого осуществления власти народом или форма его участия в осуществлении власти. Институты непосредственной демократии являются важнейшим каналом обратной связи населения с управляющими структурами. Институты непосредственного осуществления власти народом – это выборы депутатов и должностных лиц, референдумы и др. Различают две главные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную. Иногда используется «смешанная». При мажоритарной системе победитель получает все места в представительном органе. Различают три вида мажоритарной системы: квалифицированное большинство, абсолютное большинство и относительное большинство.

При пропорциональной системе депутатские места делятся в пропорции к собранным разными списками партий голосам.

Для непосредственного выражения своей воли граждан созывают собрание, используют митинги, демонстрации. Эти мероприятия могут иметь политичесое значение.

В науке сложились основные принципы государственного управления. Разные авторы называют различное число таких принципов. На наш взгляд целесообразно озвучить следующие:

1) публичная власть управляющего. Для государственного управления необходимы право распоряжаться и сила, обеспечивающая использование распоряжений;

2) применение гражданами непосредственных форм государственного управления и участие населения в управлении;

3) единство руководства и разделение управленческого труда;

4) определенность круга решаемых вопросов и конкретность исполнителей;

5) подчинение интересам государственного управления иных интересов на государственной службе;

6) централизация и иерархия в управлении;

7) постоянство управленческого ресонала;

8) справедливость в отношении начальников, подчиненных, сотрудников;

9) обратная связь в управлении;

10) вознаграждение управленческого труда

В системе государственного управления существует целый ряд структур, институтов форм и методов с помощью которых осуществляется государственное управление.

Структура управления наиболее крупная составная часть в системе государственного управления, например, парламентаризм или президенциализм.

Институт государственного управления – это организационно – функциональное образование характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов деятельности. Институтами государственного управления являются учреждения и органы государственной публичной власти должностные лица, вспомогательный управленческий персонал.

Существуют различные классификации форм и методов управленческой деятельности органов государства.

В науке принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методик, способов, приемов.

С точки зрения особенностей волеизлияния государства, органов и должностных лиц в государственном управлении различают методы стимулирования, дозволения, охраны, требования, запреты, репрессии и другое.

 

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет «Система административно-государственного управления».

2. Государственное управление как учебная дисциплина

3. Территориальный публичный коллектив

4. Политическая власть.

5. Государственная власть.

6. Субъект и объект государственного управления.

7. Представительная демократия в государственном управлении.

8. Непосредственная демократия в государственном управлении.

9. Необходимость государственного управления.

10. Формы и методы в государственном управлении.

11. Администрирование в государственном управлении.

12. Нормативная основа государственного управления.

13. Государство.

14. Административно-территориальное деление

15. Государственный аппарат, должностное лицо

16. Институты непосредственной демократии в управлении госсударством.

17. Государственное управление и человек.

18. Государственное управление и коллектив.

19. Государственное управление и общество.

20. Теритоия и управление.

21. Общегосударственное управление.

22. Государственное управление в сфере экономики.

23. Государственное управление в сфере социальных отношений.

24. Государственное управление в административно-политической сфере.

25. Государственное управление в сфере культуры и идеологии.

26. Роль главы государства в управлении государством.

27. Полномочия и деятельность Президента РК.

28. Роль законодательной власти в государственном управлении.

29. Структура, полномочия Парламента РК.

30. Законодательный процесс.

31. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении.

32. Состав и порядок формирования правительства РК.

33. Полномочия Правительства РК.

34. Деятельность Правительства РК.

35. Ответственность Правительства РФ.

36. Роль судебной власти в государственном управлении.

37. Судебная система в РК.

38. Конституционные принципы правосудия.

39. Место и роль прокуратуры в государственном управлении.

40. Прокурорский надзор.

41. Центральные органы с особым статусом.

42. Понятие местного самоуправления.

43. Правовые основы и гарантии местного государственного управления.

44. Экономические основы местного государственного управления.

45. Формы непосредственного участия населения в местном государственном управлении

46. Формы участия населения в местном управлении

47. Роль органов и должностных лиц местного государственного управления.

48. Представительные органы местного государственного управления.

49. Администрация местного государственного управления.

50. Ответственность государственных органов и служащих за правонарушения в сфере государственного управления.

51. Требования к госслужащим в РК.

52. Система разделения властей.

53. Верховенство закона в местном управлении.

54. Государственное управление – реализация публичной власти и публичного управления.

55. Принцип разделения властей в системе государственног управления.

56. Легитимность власти.

57. Объекты и субъекты в политике.

58. Основные концепции сущности власти.

59. Формы власти.

60. Возможности государственного управления.

61. Институты в государственном управлении.

62. Менеджмент в государственном управлении.

63. Государственная служба.

64. Сущность унитарного и федеративного устройства.

65. Управление при республиканской форме правления.

66. Управление при монархической форме правления.

67. Государственное управление субъектов федерации.

68. Государственное управление и территориальная автономия.

69. Особенность управления крупными городами.

70. Функции государства.

71. Государственное управление в сфере личной жизни.

72. Межотраслевое государственное управление.

73. Досрочное освобождение Президента РК от должности и его ответственность.

74. Глава административно-государственных образований и его роль в управлении.

75. Отставка Правительства РК.

 

Литература

1 Конституция Республики Казахстан: принята на республиканском референдуме 30 авг. 1995 г. – Алматы : Әділет Пресс, 2007. – С. 39

2 Атаманчук Г.В. Система государственно – административного управления. – М., 1997. – С. 24

3 Государственное управление и политика: учебное пособие / под ред. Сморгунова В.В. – СПб., 2002. – С. 18

4 Чуркин В.Е. Государственное управление. – М., 2001 – С. 48

5 Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. – № 12 – С. 117 – 129

6 Бровко Н.В. Административное право. – Ростов н/Д., 2002 – С. 56-57

7 Григорьев В.И. Административное право Республики Казахстан (общая часть: альбом схем и толковый словарь). – Алматы, 2003. – С. 104

8 Даулбаев Т. Концептуальные подходы в исследовании системы государственного управления в РК // Евразийское сообщество. – 2005. – № 2 – С. 12

9 Жанузаков Л.Т. Проблемы совершенствования местного управления в РК // Право и государство. – 2003 – № 2. – С. 22-24

10 Исаев Б. Основные направления административной реформы в РК // Экономист. – 2003. – № 11. – С. 61-65

11 Кульжанова Г. Некоторые аспекты проблемы политической модернизации местного государственного управления // Казахстан-Спектр. – 2005. – № 2. – С. 33-40

12 Назарбаев Н.А. Модернизация государственного управления на принципах корпоративного управления, транспорентности и подотчетности обществу. Выступление Президента РК // Звезда прииртышья. – 2006 от 5 сентября

13 Сыздыкова А.Е. Особенности административно – государственного управления (опыт зарубежных стран) // Вестник КазНУ. – 2005. – № 2 – С. 112-116

14 Уваров Н.В. Теория государственного управления: учебное пособие. – Петропавловск, 2003. – С. 112

15 О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК: указ Президента РК // Мир закона. – 2004. – № 9 – 10

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...3

1 Государственное управление как отрасль знания, учебная     

дисциплина…………………………………………………………….. 4

2 Государство, как управляющая система …………………………….10

3 Человек в системе государственного управления …………………  19

4 Государственное управление в коллективе и обществе …………... 23

5 Глава государства в системе управления государством …………... 32

6 Законодательная власть в системе управления государством ……. 35

7 Исполнительная власть в системе управления государством ……. 40

8 Судебная власть в системе управления государством ……………. 43

9 Местное государственное управление и самоуправление ……….. 48

10 Правовые основы государственной службы ……………………...  51

11 Вопросы к экзамену.............................................................................54

12 Словарь специальных терминов и понятий.......................................57

13 Литература…..........................………………………..........................63

C ИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В

 РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Учебно-методическое пособие

 

Павлодар

Введение

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов и активных граждан Республики Казахстан является одним из определяющих факторов политического и экономического развития государства и стабильности Казахстанского общества.

Совершенствование системы государственно-административного управления позволит более квалифицированно решать стоящие перед страной задачи.

Выпускники юристы и политологи в значительной мере будут связаны с государственной службой и глубокое знание системы государственно – административного управления является для них необходимым знанием.

В предлагаемом пособии акцент делается на государственную систему РК и основой изучения данной проблемы является Конституция РК, работы и выступления главы государства, президента страны Н.А.Назарбаева.

Глубокое усвоение существующей системы позволит совершенствовать механизмы управления страной, в векторе демократизации системы управления.

Нами для более эффективного усвоения материала акцент делается на самостоятельную и творческую подготовку студентов. Для этого на семинарских занятиях и для самостоятельной работы даются задания непосредственно из Конституции РК, правовых норм и других законодательных актов.

21 мая 2007 года в Конституцию РК внесены изменения и дополнения, направленные на демократизацию политической системы в целом и систему государственного управления в частности. В данном пособии эти изменения нашли отражения.

   

 

 

1 Государственное управление как отрасль знания, учебная дисциплина

 

Система административно – государственного управления Республики Казахстан является частью курса «Системы административно – государственного управления». Данная учебная дисциплина включает в себя вопросы регулирования целого ряда социальных процессов.

Управление, в широком смысле это воздействие субъекта на объект, изменяющее положение, поведение или свойства объекта.

Управление – универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. Управлять можно естественными, физическими процессами, техническими системами.

Управление является необходимым компонентом и в функционировании общества. Без управления наступает беспорядок, анархия. Под управлением в обществе понимается целенаправленное воздействие на людей, созданных ими организаций на объект, которые поддаются регулированию со стороны человека, общества.

 Управление является особым видом в системе субъект – объект. Это активная и организирующая деятельность. Она может осуществляться лишь должным субъектом. Следует отметить, что не все события и явления могут быть предметом управления. Управление должно отвечать ряду требований. И в частности, при управлении необходимо ставить реальные цели. Кроме того управление должно быть результативным.

Воздействие при управлении понимается чаще всего как однолинейные связи: субъект – объект. Однако существуют и обратные связи.

Государственное управление изучается как разновидность общественной, социальной деятельности людей, как решающий элемент публичного управления в обществе.

Общество, его различные коллективы сложные системы, где действуют различные принципы, общество, его коллективы управляются системным и бессистемными способами. При системном управлении информация распространяется адресно к выделенному объекту при бессистемном управлении информация распространяется свободно.

Сущность системы состоит в единстве элементов и их связей. Государственное управление является системным управлением. Оно характеризуется единством и дифференциацией:

1) общих и частных задач, целей, принципов;

2) органов и институтов управления;

3) внутрисистемных и межсистемных связей;

4) материальных и иных условий управления.

Государственное управление только часть регулирующей социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь общественные отношения. Задача государственного управления регулирование жизнедеятельности территориальных публичных коллективов в рамках государства. Причем регулирование касается всех органов и должностных лиц государства.

Структура органов государственного управления, основные формы и методы их деятельности базируются на одинаковых общих принципах.

Государственное управление тесно связано с понятием «государство». В общественных науках государство рассматривается в различных аспектах. В данном курсе государство изучается как управляющая система. Система государственного управления – это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа.

Государственное управление в Республике Казахстан имеет множество сторон: это управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой и т. п. В каждой из этих сторон своя сфера регулирующей деятельности органов государства. Каждая имеет свои особенности. Управление сельским хозяйством строится иначе чем вооружеными силами, а финансами иначе чем транспортом и т. д.

Поскольку государственное управление является неотъемлимой частью общества, то почти все гуманитарные науки касаются данных праблем. Кроме того в нем широко используются и негуманитарные науки.

Гуманитарные науки подходят к вопросу изучения государственного управления со своих позиций. Философия изучает объективную необходимость управления. Социология рассматривает управление во взаимосвязях с различными социальными слоями населения. Политология рассматривает данную проблему в отношении различных политических институтов и т. д.

Государственное управление изучается и многими юридическими науками.

Дисциплина «Системы административно - государственного управления имеет свою специфику и свою историю. Почти во всех странах существуют специальные курсы, изучающие государственное управление.

Дисциплины связанные с публичным управлением изучались в западных университетах довольно давно, однако представляли из себя собрание фрагментов из различных отраслей знаний.

Со ІІ половины ХІХ в. в науке об управлении появились тенденции к созданию универсальных теорий. С 60- х годов ХХ в. начался переход к углубленному изучению отдельных управленческих институтов. В настоящее время главное внимание уделяется связям управленческих органов, их взаимодействию, методам деятельности и т. д.

Как правило, объектом изучения является деятельность государственных органов.

В западных странах сегодня имеют место два подхода к изучению публичного управления. Первый – экономический предполагает применять в управлении рыночные механизмы для улучшения администрирования и его удешевления. Второй – политический – выражается тезисом «голос и лояльность», т.е. контроль за управлением («голос») и добровольное следование граждан правилам, выработанном при их согласии «лояльность». Сторонники политического подхода требуют демократизации управления, большей открытости.

В рассмотрении государственного управления существует несколько методологических подходов: тоталитарный, демократический, государствено – религиозный.

При тоталитарном - акцент делается на необходимости сильной государственной власти, осуществляется фактическое слияние органов государства и правящей партии.

Демократические концепции государственного управления опираются на общечеловеческие ценности, принципы разделения властей и т. д.

Государственно – религиозный подход к государственному управлению типичен для государств мусульманского фундаментализма. Идеи мусульманского фундаментализма об управлении базируются на идеях халифата, как лучшей формы управления. Отрицаются выборы в органы государства.

При изучении государственного управления используются различные методы. Среди них важное место занимает анализ и синтез с их помощью выделяются ветви государственной власти, создаются понятия государственного аппарата и т. д.

Логический метод позволяет делать различные умозаключения. Метод формализации позволяет создавать различные классификации. Сравнительный метод позволяет сопоставить возможности различных способов управления.

Кроме того используются такие методы как исторический, конкретно – социологический, социально – качественный, правовой и т. п.

Государственное управление имеет четкую структуру.

Структура государственного управления носит специфический характер. Управление осуществляется особым слоем людей на профессиональных началах.

Конкретным субъектом государственного управления является соответствующий орган государства или должностное лицо. Субъекты управления могут использовать различные средства. Но могут применять только те из них, которые разрешены им законом.

Объект государственного управления – это общественные отношения или отношения приобретающие общественное значение.

Содержание государственного управления – это различные действия по использованию публичной власти, которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений. Совокупность этих действий совершаемых в разное время и различными методами составляют управленческий процесс.

Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Цели должны быть реальны и выполнимы. Цели управления определяют суть управленческого решения, т. е. выбор действий.

Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. Решение должно учесть максимум обстоятельств.

В государственном управлении применяются различные формы, приемы и методы.

Для содержания управления важное значение имеет профессионализм «управленцев».

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления.

Воздействие управляющего субъекта на объект – это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным, эпизодическим, временным. Оно может быть активным или мягким.

Объектом прямых связей является не только внешний по отношению к управляющей системе объект, но и различные звенья внутри самой управляющей системы.

Воздействие субъекта управления на объект может соответствовать воле управляемого объекта что является – реакцией согласия. Реакция объекта управления может не соответствовать воле управленца это вызывает – реакцию несогласия.

Воздействие субъекта на объект управления порождает обратные связи. Результатом воздействия должно стать изменения в работе объекта. И от объекта поступает информация субъекту управления. Если объект не изменил своего поведения, то субъекту следует принять новое решение. Прямые и обратные связи носят цикличный характер.

Способы выражения обратных связей могут быть активными и пассивными. Обратные связи представляют ценность для определения качества управления.

В государственном управлении используются различные демократические формы и процедуры деятельности органов. Можно выделить две главнейшие из них представительная и непосредственная демократии.

При использовании институтов представительной демократии народ осуществляет свою власть через избранных им представителей, в представительные органы. Прежде всего на государственном уровне это парламенты государств. Именно они принимают наиболее важные решения, создают наиболее общие нормы поведения в масштабах страны.

Непосредственная демократия – это форма прямого осуществления власти народом или форма его участия в осуществлении власти. Институты непосредственной демократии являются важнейшим каналом обратной связи населения с управляющими структурами. Институты непосредственного осуществления власти народом – это выборы депутатов и должностных лиц, референдумы и др. Различают две главные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную. Иногда используется «смешанная». При мажоритарной системе победитель получает все места в представительном органе. Различают три вида мажоритарной системы: квалифицированное большинство, абсолютное большинство и относительное большинство.

При пропорциональной системе депутатские места делятся в пропорции к собранным разными списками партий голосам.

Для непосредственного выражения своей воли граждан созывают собрание, используют митинги, демонстрации. Эти мероприятия могут иметь политичесое значение.

В науке сложились основные принципы государственного управления. Разные авторы называют различное число таких принципов. На наш взгляд целесообразно озвучить следующие:

1) публичная власть управляющего. Для государственного управления необходимы право распоряжаться и сила, обеспечивающая использование распоряжений;

2) применение гражданами непосредственных форм государственного управления и участие населения в управлении;

3) единство руководства и разделение управленческого труда;

4) определенность круга решаемых вопросов и конкретность исполнителей;

5) подчинение интересам государственного управления иных интересов на государственной службе;

6) централизация и иерархия в управлении;

7) постоянство управленческого ресонала;

8) справедливость в отношении начальников, подчиненных, сотрудников;

9) обратная связь в управлении;

10) вознаграждение управленческого труда

В системе государственного управления существует целый ряд структур, институтов форм и методов с помощью которых осуществляется государственное управление.

Структура управления наиболее крупная составная часть в системе государственного управления, например, парламентаризм или президенциализм.

Институт государственного управления – это организационно – функциональное образование характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов деятельности. Институтами государственного управления являются учреждения и органы государственной публичной власти должностные лица, вспомогательный управленческий персонал.

Существуют различные классификации форм и методов управленческой деятельности органов государства.

В науке принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методик, способов, приемов.

С точки зрения особенностей волеизлияния государства, органов и должностных лиц в государственном управлении различают методы стимулирования, дозволения, охраны, требования, запреты, репрессии и другое.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.