Сбор социологической информации. Методы сбора 2.1 Методы опроса: анкета и интервью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опрос – это самый распространен-ный метод сбора первичной информации. Он предусматривает обращение исследователя к группе лиц, которых называют респондентами.

С какой целью социолог обращается к респондентам?

– выяснить их мнение и взгляды по поводу изучаемых им явлений, процессов общественной жизни, а также то, как оп-рашиваемые поведут себя в различных ситуациях.

опросы могут быть пись-менными и устными. Письменный опрос называют анкетированием, а

 

   

устный – это интервьюирование.

 

 

 

Пример: Опрос будет заочным и письменным, если помес-тить вопросы в газете или журнале и дать обращение к читателям с прось-


 

76


бой прочитать вопросы и ответить на них. Все, наверное, видели такие об-ращения. Обычно они взяты в рамку. А внизу нарисованы ножницы – мол, напиши свой ответ, вырежи и отправь по указанному адресу. Анкетирова-ние может быть и электронным – это когда анкета помещена в компьютере.

 

Что это такое – анкета? Можно ли любой набор вопросов назвать ан-кетой? Дает ли социология определение анкеты? Да, такие определения есть. Вот одно из них: анкета – это система вопросов, которые объедине-ны единым замыслом и обращены к множеству людей, которых опраши-вают стандартным образом.

Слова «опраши-вают стандартным образом» означают, что все респонденты отвечают на один и тот же (стандарт) вопрос, хотя и каждый по-своему. Как правило, анкетирование проводится анонимно, фамилия и имя записывать необяза-тельно.

. О строении ан-кеты важно знать опрашиваемым, так как они ее заполняют самостоятельно.

Структура анкеты включает: вводную часть, основную часть и за-ключение.

 

Во вводной части содержится информация о том:

 

– кто проводит исследование и его цель;

 

– инструкция о правилах заполнения анкеты;

 

– благодарность за участие в опросе;

 

– указание о гарантиях анонимности и соблюдении объявленных целей. Основная часть содержит вопросы, расположенные в определенной

 

последовательности. О вопросах – отдельный разговор. Заключительная часть, или паспортичка, содержит сведения о

 

респонденте:

 

– его возрасте;

 

– национальности;

 

– семейном положении;


 

77


– статусе;

 

– образовании и т.п.

 

Таким образом, анкета – это важный инструмент опроса. Она опре-деленным образом структурирована. Позволяет за короткое время опро-сить большое количество людей и получить необходимую информацию.

Вопросы бывают разные. Так, по форме они разделяются на:

 

открытые – это вопросы, на которые респондент отвечает по своему усмотрению, т. е. он открыт для любого ответа на поставленный вопрос.

 

закрытые – это вопросы, на которые в анкете дан перечень отве-тов, и респондент может лишь выбрать тот, который сочтет для себя пред-почтительным;

полузакрытые это вопросы, в которых наряду с перечнем отве-тов респонденту дается право сформулировать свой вариант ответа, если ни один из ответов ему не подходит.

 

По своим функциям вопросы бывают: основными направленными на сбор информации по теме; неосновными это вопросы – фильтры – на-правлены на выявление компетентности респондента; контрольные такие вопросы направлены на выявление непротиворечивости, искренности отве-тов респондента.

Кроме того, вопросы разделяются на прямые, буферные и контактные. Итак, вопросы классифицируются по различным критериям.

Правильная постановка вопросов – это центральная проблема анкетного опроса, и поэтому при их формулировании надо со-блюдать некоторые требования:

 

– ставить их четко, недвусмысленно, доступно респонденту;

 

– не затрагивать самолюбие, не вызывать раздражение у респондента;


 

78


– не превышать возможности памяти и компетентности респондента;

 

– не навязывать опрашиваемому мнение исследователя;

 

– не допускать перегруженности вопроса ответами.

 

И еще одно требование, необходимо, чтобы респондент мог ответить на все вопросы за 25-35 минут, иначе результаты могут оказаться необъ-ективными в силу утомления и утраты интереса к опросу.

 

известно, что

 

в социологии опросы подразделяются на сплошные и выборочные. В чем их суть?

 

Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность. Под ней понимаются все возможные социальные объекты, подлежащие изучению. Выбо-

 

рочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборка),

 

т. е. часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специаль-ным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. пред-ставлять основные характеристики генеральной совокупности. Например, если генеральная совокупность содержит определенное число людей со средним специальным или высшим образованием, состоящих в браке и холостых, то выборочная совокупность должна включать такое же соот-ношение между указанными категориями в той же пропорции. Исследова-ние считается репрезентативным, если отклонение выборки от генераль-ной совокупности не превышает 5%8.

 

Интервью – это непосредственное обращение интер-вьюера к респонденту с вопросами. Оно может быть прямым (лицом к лицу), опосредованным (по телефону), индивидуальным, групповым, однократным и многократным. Виды интервью: стандартизированное

(проводится по заранее разработанному плану), фокусированное (по кон-кретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

 

 

8 см. Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 12.


 

79










Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.