прикладная социология явля-ется важной эмпирической областью. Она ее органическая часть. Элемен-
тами прикладной социологии являются методы, тех- |
| ||||
| |||||
ника и процедуры по сбору фактов и материалов со- |
| ||||
циальной жизни. |
| ||||
возьму то, что сказано в учебном пособии Ю.С. Борцова по социологии. Вот как он это толкует: метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техникой он называет совокупность специальных приемов, повышающих эффективность использования метода. А процедура – это последователь-ность исследовательских операций, общая система действий и способов ор-ганизации исследования.
слово «при-
| кладная» означает ее ориентацию на прак- | |||||||
| тическое решение конкретных социальных | |||||||
| проблем. примеры, | |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| мы решили выявить причины текуче- | |||||||
|
| |||||||
| сти кадров на предприятии, или определить | |||||||
| условия, подталкивающие рост подростко- | |||||||
| ||||||||
| вой преступности. Пользуясь | методами | ||||||
| прикладной социологии, мы можем собрать, | |||||||
| ||||||||
| обработать, выявить тенденции и затем раз- | |||||||
|
| работать практические меры | улучшения | |||||
| ||||||||
| кадровых проблем или отыскать пути сни- |
жения преступности среди подростков.
какие имеются различия между фундаментальной и прикладной социологией?
В учебном пособии Касьянова ска-зано, что эти уровни различаются по своим целям. Цель фундаментальной социологии в корне отличается от цели прикладной. Если цель приклад-ника – изучить каждодневную практическую деятельность людей, то цель фундаментальной социологии заключается в открытии новых научно-
68
теоретических знаний. А раз цели различны и они различаются как от-дельные самостоятельные уровни социологического знания, то они, на мой взгляд, не связаны между собой.
Известно, что на эмпирической стадии собираются факты, проводятся эксперименты, наблюдение и другие способы получения данных о социальной действительности, но при всем при этом сущность наблюдаемых явлений не раскрывается, она попросту не объясняется. Это достигается на теоретической стадии. Все собранные материалы осмысливаются с помощью общих и специальных теорий фун-даментального характера. Можно отметить также, что фундаментальная и эмпирическая социологии, хотя и различны по целям и параметрам, но они органически взаимосвязаны между собой, дополняют и взаимовлияют друг на друга. Они не отделены глухой стеной, как думает коллега.
Многие отечественные социологи дают такое определение: эмпирическое исследование – система логиче-ски последовательных методологических, методических и организа-ционно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
Хотя и тяжеловесное получилось определение, но в нем есть все, что раскрывает понимание социологического исследования. Прежде всего, речь идет о системе, которая включает три элемента: методологический (это принципы, на которые опирается проводимое исследование, и анализ результатов), методический (это конкретные способы, методы и приемы сбора данных) и процедурный (это непосредственная организация прове-дения исследования). Далее дана цель исследования – получить достовер-ные данные об объекте, и, наконец, определено, что все данные будут ис-пользованы в практике социального управления.
69
Известно, что эмпирическое исследование начинается с составления программы, которая является главным документом исследования. Чем объясняется такое место про-граммы?
То, что программа социологического исследования является его главным документом, обусловлено следующим:
программой исследования задается стратегия, т.е. конечная (дол-говременная) его цель;
в программе определятся теоретическая модель предмета научно-го поиска, схема объекта, методы и приемы получения данных, их анализ;
с программы начинается научное исследование. Эти три суждения и есть попытка ответа на вопрос.
Хорошие программы на вес золота в социологии. Это объясняется содержанием самой програм-мы. Она включает два важных раздела: методологический и методический.
Для начала о том, что такое методология? Термин состоит из двух слов (греч. metodos – способ познания и лат. – logos – учение) и имеет раз-личные смысловые значения. Применительно к данной теме – методология (по Лазарсфельду – американский социолог) – есть деятельность, связан-ная с критическим анализом и оценкой методов и процедур социологиче-ского исследования, выявлением смысла и значений используемых поня-тий, обнаружением научного содержания социологических теорий.
Методологический раздел программы составляют такие элементы: формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; интерпретация основных понятий;
70
выдвижение гипотез.
Методический раздел программы включает элементы: определение выборочной совокупности; составление инструментария; полевое обследование;
обработка и анализ полученных данных, подготовка научного отчета. Как видим из этого короткого анализа, научное исследование и на-чинается и заканчивается программой, в которой методология и методика выступают в органическом единстве. Поэтому ее называют главным до-
кументом исследования.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.