В сочетании со структурированной беседой.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первом этапе диагностики предлагаем ребенку нарисовать несуществующее животное. Если ребенок не хочет рисовать животное, то можно предложить ему изобразить любое существо, фантастическое, сказочное, но оно должно быть живым.

После рисования приступаем к беседе – это второй этап диагностики.

Примерный перечень вопросов ребенку, посвященных изображенному несуществующему животному:

1. Назовите имя животного, его пол, возраст.

2. Попробуйте определить, какой у него характер.

3. Один он живет или с семьей?

4. Какая у него семья? Как складываются отношения в его семье? Есть ли у него друзья, какие они?

5. Опишите его любимые занятия.

Далее идет блок вопросов, связанных с рассмотрением того, каковы особенности переживания эмоций нарисованным существом:

1. Испытывает ли это существо злость? Как часто, насколько сильны эти переживания? В чем они проявляются (что хочется сделать в это время)? Что может провоцировать злость (на кого или на что злиться ребенок чаще всего)? Может ли справляться со своей злостью?

2. Испытывает ли это существо обиду? Как часто? На кого чаще всего обижается? Переходит ли обида в злость? Как оно себя ведет, когда испытывает обиду?

3. Испытывает ли это существо страх? Кого или чего оно боится? Как ведет себя, когда страшно? Может ли преодолеть страх?

4. Бывает ли ему беспокойно? В каких случаях? Как преодолевает беспокойство?

5. Испытывает ли оно стыд? Перед кем и за что ему может быть стыдно? Исправляет ли свои ошибки, если ему стыдно?

6. Чувствует ли оно себя виноватым? За что? Как ведет себя, если провинился?

7. Бывает ли ему тоскливо? В каких случаях? Как преодолевает это состояние?

8. Что может обрадовать это существо?

9. Что ему самому в себе нравится? Есть ли какие–то черты характера, особенности внешности, которыми он доволен?

10. Совершал ли он поступки, которыми может гордиться? Умеет ли он что-то делать так, чтобы ему самому это нравилось?

Далее ребенку предлагается ответить на все вопросы, связанные с переживанием эмоций, за себя. Например, «Мы с тобой говорили, что … злится, а ты? Бывает ли, что ты злишься? Твоя злость такая же, как у …. Или отличается?»

Беседа занимает 20 минут.

Если ребенок отказывается рисовать, то структура беседы остается такой же, но многие вопросы можно сформулировать так:

1. Нравится ли тебе твое имя? Нравится ли тебе быть девочкой (или мальчиком)?

2. Как ты считаешь, лучше быть большим, взрослым человеком или маленьким ребенком?

3. Нравится ли тебе жить в той семье, в которой ты жил?

4. Хочешь ли ты жить в другой семье?

5. Какой ты представляешь свою семью?

Далее делается анализ полученной информации по направлениям:

1. Принимает ли ребенок свой возраст?

2. Сориентирован ли он на семью?

3. Как он относится к имеющимся у него родственникам, есть ли среди них люди, к которым ребенок тянется?

4. Как относится к себе?

5. Как относится к сверстникам?

6. Доверяет ли людям?

7. Агрессивен ли и что может спровоцировать его агрессивность?

8. Сформировано ли «сверх–Я» - есть ли переживания стыда и вины, насколько они продуктивны?

Очень важно при анализе обратить внимание на то, что с Я – реальным или Я - идеальным идентифицируется несуществующее животное. Именно для этого о переживаниях эмоций и чувств ребенка спрашивают дважды – сначала за животного, потом за самого себя.

Пример 1. Беседа с рисунком.

Эмоция, чувство Ответы за несуществующее животное Ответы за себя
Злость    
Обида    
Беспокойство    
Страх    
Стыд    
Чувство вины    
Скука, тоска    
Радость    
Нравится в себе    

 

 

Пример 2. Беседа без рисунка.

Эмоция, чувство                      Ответы за себя                                                                                                                                                                                                            
Злость  
Обида  
Беспокойство  
Страх  
Стыд  
Чувство вины  
Скука и тоска  
Радость  
Нравится в себе  

 

Данная беседа помогает получить первичную информацию о ребенке, позволяет ориентироваться в его проблемах, для того, чтобы дальше проводить более глубокую и серьезную работу, как по диагностике, так и по составлению индивидуального плана работы с данным конкретным ребенком.

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикального листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражение) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание. Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).

Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно надо выяснить дополнительно).

Положение анфас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха. Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер. Для мальчиков женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает на окружающих соответствующие реакции: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего положения).

Деталь «рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, с и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — зашита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративнорти.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая часть фигуры (опорная — ноги, лапы, постаменты). Рассматривается отношение этой части ко всей фигуре по размеру и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значи­мую информацию, на существенные положения; в противном случае — поверхностность суждений, легкомысленность выводов и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решений — особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Здесь следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свидетельствуют о конформности суждений и установок, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности; соответственно необычность формы — о творческом начале (в норме) или инакомыслии (ближе к патологии).

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Элементы, расположенные над фигурой, могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков). Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самомнение, неделикатные, неразборчивые отношения с окружающими, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем числе мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелыми мероприятиями. Вторые — демонстративность, стремление обратить на себя внимание, манерность.

Хвост — выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут на рисунке хвост вправо (положительное отношение) или влево (отрицательное отношение), судят об окраске этого отношения. Кроме того, дополнительными показателями при оценке является направленность хвоста: хвост, направленный вверх, — уверенность, положительная оценка, бодрость; хвост, падающий вниз, — показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хво­сты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на хвосты пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура) — это защита от окружающих. Агрессивная защита — если рисунок выполнен с острыми углами; страх или тревога — если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность — если поставлены щиты, «заслоны». Направленность выступов вверх — защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших во возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые выступы — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Тоже самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного: справа — защита больше в процессе деятельности (реальной), слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Энергия оценивается количеством изображенных деталей. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), заполнены ли контуры, имеются ли штриховка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительные детали. Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика. В этом случае можно предположить хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Противоположный характер линий (жирные с нажимом) не является полярным. Это свидетельство тревожности, а не энергий. Особенно следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Важно отметить, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку. Постановка животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и более), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм уподобления сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе, наконец, нежеланию подвергаться тестированию. Акцент на сексуаль­ных признаках (вымя, соски, грудь при человеческой фигуре) — это отношение к полу, фиксация на проблемах секса.

Редко и очень необычно обращает на себя внимание включение механических частей в живую часть животного — постановка на постамент (танковые гусеницы, треножник), прикрепление к голове пропеллера (винта, проводов), вмонтирование в глаза электроламп, в тело или конечности проводов (рукояток, клавиш, антенн) и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

Творческие возможности. О творческом начале обычно можно судить по количеству сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала характеризуется изображением реального, существующего животного.

Название. В названиях изображенного «животного» могут рационально соединяться смысловые части («Летающий заяц», «Бегекот»), а также использоваться словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первый вариант свидетельствует о рациональности, определенной ориентации. Второй вариант говорит о демонстративности (разума, эрудиции). Встречаются названия, поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), отражающие легкомыслие. Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соотвествующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонности к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.