При помощи проективных диагностических методик
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того, чтобы ребенок лучше осознал те эмоции и чувства, которые у него внутри, можно использовать разнообразные приемы и методики. О некоторых из них пишут ряд авторов к книге «Насилия над детьми пути их преодоления» под ред. Е.Н. Волковой, 2008:

· «Хорошее или плохое прикосновение».

Ребенку описывают различные прикосновения, а он должен дать оценку: хорошее это прикосновение или плохое. Например, «Мама гладит волосы, «Незнакомый дядя обнимает». После нескольких примеров ребенка просят самому определить, какие хорошие прикосновения, а какие плохие были у него в жизни.

· По аналогичной схеме проводятся беседы на темы: «Приятные и неприятные чувства», «Хорошие плохие медицинские слова», «Плохие и хорошие секреты».

· «Круг».

Методика направлена на то, чтобы ребенок осознал чувства, которые он испытывает. Процедура проведения: ребенок рисует круг, психолог предлагает разделить его как пирог на кусочки, исходя из принципа – чем больше чувств, тем больше кусок. Если ребенок маленький, то можно просто предложить внутренний мир, где могут быть друзья, школа, плохие воспоминания и т.д. По такой же схеме можно предложить изобразить личные копинг–стратегии» Что обычно тебе помогает?», «Какие ситуации для тебя наиболее трудные?».

· «Линия жизни».

Методика направлена на выявление временных границ насилия. Ребенку предлагают нарисовать линию жизни, которая начинается с рождения и уходит в будущее. Здесь важно обозначать сегодняшнее состояние. По годам ребенок отмечает все значимые для него события. Это могут быть запоминающиеся поездки, знакомства и т.д. Приятные события обозначаются цветными карандашами. После того как ребенок обозначил важные для него события, не упоминая при этом ситуацию насилия, можно попросить его изобразить другим карандашом те события, которые ребенку были неприятны. Таким образом, мы получаем информацию, в какое время и как долго длилась ситуация насилия.

· «Шарф прошлого года».

Рисуется шарф с полосками, каждая полоска обозначает месяц прошлого года (январь, февраль…). Ребенку предполагается раскрасить месяцы прошлого года в разные цвета. Месяц, в котором было совершено насилие, скорее всего, будет раскрашен в темные цвета. Специалист может спросить: «Я вижу, что что-то здесь случилось. Ты хочешь рассказать об этом более подробно?»

· «Кукольный домик».

Чтобы ребенок описал более подробно ситуацию насилия, можно использовать кукольный домик. Ребенок может показать, где кто находился. Если интервью проводится с целью получения информации для ее дальнейшего направления в суд, то целесообразно интервью записывать на видео. Но ребенок должен об этом знать, хотя камера может быть скрыта, чтобы не смущать ребенка.

· «Картинка».

Данная техника заключается в следующем: ребенок сам или при помощи специалиста рисует картинку сиюминутной ситуации (он сидит в комнате и разговаривает с психологом). Далее взрослый предлагает ребенку нарисовать, что было перед этим (например, разговор с мамой), а затем рисуются картинки в обратном хронологическом порядке вплоть до ситуации насилия. Каждой картинке дается короткое, но емкое название: «Разговор», «Кухня», «Спальня» и т.п. Важно не перескакивать с одной картинке на другую, а восстановить все детали произошедшего в этот момент. Только после этого переходить к рисованию следующего эпизода.

· «Коробки с заметками ».

Ребенку предлагается написать важные моменты из его жизни, причем оговаривается, что есть события, о которых говорить легко, есть такие, о которых говорить трудно, а есть еще такие, о которых ты бы вообще никому не рассказывал. Листочки складываются для хранения в особую коробку. Эту коробку открывают тогда, когда ребенок готов обсудить ее содержание.

· «Четыре картинки».

Данная методика направлена не только на прорисовку травмирующего события, но и на построение перспективы жизни ребенка. Каждая часть подписана: «до», «вовремя», «сейчас» «в будущем». Нужно изобразить себя до насилия, в период, когда насилие совершилось, сейчас и в будущем. Важным является то, чтобы последняя картинка была позитивной.

· «Рисунок карты семьи».

Данная методика может быть использована детьми подросткового и более старшего возраста. Использование рисунка карты семьи позволяет специалисту определить возможности и ограничения дальнейшей работы с ребенком и его близкими. Принцип этого метода схож с методом генограммы семьи. На листе бумаги рисуются все значимые люди для ребенка, включая друзей. Кружком обводятся те, кто знает о произошедшем. Квадратиком – кто не верит ребенку. Одним цветом (по выбору ребенка) обозначаются конфликтные отношения. На этой карте ребенок должен указать насильника.

· «Свои границы».

Дети, пережившие насилие, как правило, зависимы от взрослых. Такие дети не чувствуют границ своей интимной зоны. Помощь данного упражнения, в котором участвуют и родители, можно укрепить независимость ребенка и показать ему интимную зону.

Инструкция: «Представь, что кожа – это будто границы нашего тела, без разрешения никому не позволено нарушать эту границу».

Потом кусочками мела на полу ребенок рисует вокруг себя окружность. Психолог и родители начинают ходить вокруг него, постепенно приближаясь, когда ребенок почувствует дискомфорт о того, что вторглись в его интимную зону, он говорит «нет». Взрослые повторяют упражнение, подходя сзади, с боку и т.д.

 

Диагностическая методика «Рисунок несуществующего животного»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.