Психологическое насилие всегда является неотъемлемой частью физического и сексуального насилия (И.А.Алексеева, И.Г.Новосельский, 2005) и всегда сопровождает их. Однако оно и само по себе может приводить к не менее драматическим последствиям.
Дети, пережившие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым), они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе.
Н. Осухова в своей статье «Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие» дает следующие характеристики детям, переживших насилие. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинный подъем температуры, боли в животе, головные боли и др. – это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В серьезных случаях, по мнению Д. Гейзер, последствие эмоционального насилия может являться посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическое насилие приводит к потере доверия, разрушает отношения привязанности между взрослым и ребенком, негативно влияет на формирование самоконцепции ребенка. Оказывается, более сильное влияние на интеллект детей, их школьную успеваемость, на личностные и межличностные отношения.
«Отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:
· любовь – это обязанность;
· родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;
· дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
· высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;
· нежность (сильная любовь) вредна;
· удовлетворять детские желания неправильно; суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;
· лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;
· то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;
· родители не переживут, если их обидят;
· родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
· родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы передачи от поколения к поколению неумолимы, и все повторяется опять.
Тема 5.
Пренебрежение основными нуждами ребёнка
Определение
Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Как может проявляться пренебрежение основными нуждами ребёнка?
Пренебрежение основными нуждами ребёнка может проявляться следующими способами:
· оставление ребенка без присмотра;
· непредставление ребенку питания, одежды, жилья;
· непредставление медицинской помощи ребенку;
· отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
· отсутствие возможности получения адекватного образования и др.
Причем, этот вид насилия имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства. Иногда родители ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.