Какие люди чаще применяют физическое насилие к своим детям?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Синицына Т.Ю.

ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

(Учебное пособие)

УДК 616.89 ББК 88

 

Серия учебных и учебно-методических пособий:

«Библиотечка клинического психолога»

 

Под редакцией Андреева В.Е. – руководителя курса клинической психологии ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ, кандидата психологических наук, доцента.

С 38

Синицына Т.Ю. Психология работы с детьми, пережившими насилие. - Москва: ФГБУ ДПО «ЦГМА» Управления делами Президента РФ, 2018. – 54 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВПО по специальности (направлению) «Клиническая психология». В пособии рассматриваются понятие «насилие» и его формы, приемы и методы оказания психологической помощи детям, пережившим насилие.

Пособие предназначено для клинических психологов, а также для психологов и медицинского персонала, обучающихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология».

 

Содержание

    1. Насилие и его формы......................................................................... 4
2. Физическое насилие………………………………………………. 5
3. Сексуальное насилие…………………...…………………………. 10
4. Психологическое насилие ................................................................ 14
5. Пренебрежение основными нуждами ребенка...…………………. 18
6. Комплексное насилие...………………...…………………………. 21
7. Школьное насилие…………………………………………………. 22
8. Психологическая помощь детям, пережившим насилие...………. 25
Литература.......................................................................................... 54


Тема 1.

Насилие и его формы

Определение

Насилие над ребенком (эмоциональное, физическое, сексуальное, комплексное) – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прервать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.

Насилие – это действие, угрожающее физическому или психологическому здоровью и целостности личности.

Конференция, проведенная National Institute of Child and Human Development в США в 1989 году, рекомендовала определять насилие, как неправильное обращение, под которым понимается «поведение в отношении другого человека, которое выходит за рамки принятых норм и влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда. Такое поведение включает в себя как действия, так и недосмотр, как намеренные, так и непреднамеренные».

Формы насилия

Н.К.Асанова (1997) отмечает, что одним из основных факторов, обуславливающих психологическую травматизацию ребенка, является жестокое обращение с ним. Она выделяет четыре основные формы жестокого обращения, важные для дальнейшей практической работы:

 

Физическое жестокое обращение любое неслучайное нанесение ребенку телесных повреждений родителем или лицом, его заменяющим
Сексуальное насилие над детьми использование ребенка или подростка другими лицом для получения сексуального удовлетворения
Пренебрежение хроническая неспособность родителя или лица, его заменяющего осуществить уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре
Психологическое насилие в которое включается психологическое пренебрежение и психологически жестокое обращение


Тема 2.

Физическое насилие

Определение

Физическое насилие - умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни.

Физическое насилие может проявляться также в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний.

Наказание или насилие?

Физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Многим кажутся допустимыми и оправданными наказания ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т.п.

Физические наказания могут давать побочные негативные эффекты.

Наказание – это разновидность аверсивной стимуляции; оно формирует именно то поведение, которое хотят предотвратить с его помощью.

Аверсивный стимул - событие или физическое ощущение, которое человек считает неприятным и воспринимает как наказание.

К тому же наказание – это еще и принуждение (вспомним, как редко получает внутренний отклик любая принудительная деятельность при самой сильной внешней оправданности принуждения). Именно по этим причинам буйные подростки, выросшие на родительских оскорблениях, так часто убегают из родного дома, где дисциплина принимает форму суровых физических наказаний.

 

Формы физического насилия

К физическому насилию относятся:

· избиение,

· удары,

· пытки,

· толчки,

· щипки,

· пощечины,

· силовое удержание,

· бросание предметов,

· неожиданные прикосновения и т. п.

Также физическое насилие может проявляться в форме бездействия.

 

Тема 3.

Сексуальное насилие

Определение

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью, либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Тема 4.

Психологическое насилие

Определение

Психологическое (эмоциональное) насилие - действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничение его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения (Этьен Г.Круг и др., 2003).

 

Тема 5.

Определение

Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Тема 6.

Комплексное насилие

Определение

Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия, которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию.

 

Тема 7.

Школьное насилие

Определение

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми, или учителями по отношению к ученикам, или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.

 

Тема 8.

Диагностическая методика «Рисунок несуществующего животного»

Изменение экспозиции

Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.

Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед фигурой или за ней, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.

Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее, многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов.

Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Заключительный этап

Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

Инструкция:

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ:

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже.

Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет, либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка, завышенная.

Упражнение «Чистый лист».

Лист бумаги разбивается ребенком на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни он может вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Ребенок сам выбирает, чем ему рисовать. После этого терапевт предлагает ребенку рассказать о некоторых событиях, произошедших в жизни ребенка. Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.

Упражнение «Мой дом».

Предлагается каждому ребенку лист ватмана. Задание: на листе нарисовать дом, в котором вы хотите жить. Какой это дом? Деревянный или каменный? Где стоит? Что вокруг? Город, лес, или поле? Что вокруг? Кто живет с вами? Радует ли жизнь в этом доме. Чего не хватает для счастливой жизни в этом доме? Обсуждение проходит в группе. Ребята фантазируют, рассказывая о своих домах.

Иногда можно попросить детей написать целую страницу предложений, начинающихся словами «Я — это» или «Я хочу».

При работе с группой можно попросила каждого из детей написать свой секрет, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в общую кучу в середине комнаты. Затем каждый ребенок по очереди должен выбирать одну записку и прочитать ее вслух группе так, будто это его собственный секрет. Это занятие обычно бывает живым и вызывает всеобщую заинтересованность.

Детям, которые хотят начать писать что-нибудь, можно дать такую инструкцию: «Представьте себе, что сегодня у вас есть возможность сделать что-нибудь из того, чего вы хотели бы добиться в этом мире. Напишите о том, что вы хотели бы сделать». Или «Напишите письмо некоторым частям своего тела, например, так: Дорогой желудок! Я хотел бы тебе сказать...».

4. Техника совместного рассказывания .

Суть техники заключается в том, что сначала предлагается ребенку рассказать историю, затем рассказать историю собственного сочинения, в которой участвуют те же персонажи, которые использовал ребенок, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет, в обще, отражать какие-то из жизненных ситуаций ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающими из фабулы рассказа. При этом важно иметь представление о ребенке, его жизни и быстро понять основную тему рассказа ребенка.

Рисуем с помощью клубка.

Ребенок клубком на полу «рисует» какие-то буквы, фигуры, цифры, еду, людей, события. Рассматриваем. Предполагаем. Выслушиваем.

Упражнение «Отгадай слово».

Карточки со словами (или рисунками) раздать по 1 на каждого ребенка. Сочинить рассказ, используя это слово, как «отправную точку». Другие должны угадать, что это за слово. Слова: мама, папа, пещера, страх, горе, одиночество, и т.д.

 

Упражнение «Коллаж».

Для коллажа можно использовать многие материалы: бумагу всех видов (гофрированную, папиросную, чертежную, оберточную, ста­рые открытки, газеты, салфетки, обои), самые различные ткани (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (тонкая стальная стружка, наждак, губка). Могут быть использованы и другие предметы: пряжа, бечевка, пуговицы, алюминиевая фольга, сетка от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупа, листья, ленты, зерна всех сортов, лапша и макароны, обрезки дерева, галька, пробки, любые легкие предметы, которые можно прикрепить, приклеить, привязать каким-либо образом к плоской поверхности.

 

11. Картинки.

Соберите коллекцию картинок, которые покажутся вам интересными из журналов. Добавьте к этой коллекции ряд картинок из почтовых открытках, иллюстраций из книг, очень маленьких художественных фотографий, гадальных карт, карточек с написанными на них словами типа «любовь», «ненависть», «тишина» и «шум», а также картинок из иллюстрированных календарей.

Ребенка просят выбрать ряд картинок — может быть, штук десять — и разложить их на полу, столе или большом листе бумаги (но не наклеивать, так как мы потом собираем картинки. Предложите ребенку выбрать их наугад (просто те, которые привлекают внимание) или попросить подобрать их в определенной после­довательности, под определенным названием, по теме. Многое, можно выявить через подбор картинок. Выбор картинок, отражающих настроение, может рассказать о том, что ребенок чувствует в эти минуты или в своей жизни вообще.

 

Упражнение «Сквигл».

Метод заключается в том, чтобы сесть вместе с ребенком за стол, положив перед собой два карандаша и бумагу. Терапевт закрывает глаза, изображает сквигл (изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно черного цвета) на бумаге и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь, а ребенок в свою очередь делает для терапевта изображение, которое тот превращает во что-то. По мере продолжения игры они рассказывают друг другу о содержании своих картинок и обо всем, что они об этом думают.

 

Упражнение «Корзина».

Это упражнение показывает отношение ребенка к родителям, друзьям, значимым для него людям, полнее раскрывает отношения между членами семьи ребенка.

Камешки, ракушки, кусочки дерева, мох, веточки и другой природный материал сложить в корзину. Ребенок должен выбирать из корзины предметы, соответствующие значимым для него людям и разложить их по отношению к себе: близко, далеко, вверху, внизу т.п.

Состояние ребенка во время этого упражнения часто достаточно хорошо отражает его состояние в жизни.

 

Карты.

Очень подходящее средство для идентификации - колода гадальных карт, которую можно использовать с детьми любого возраста. Маленькие дети могут выбирать карту, которая покажется им привлекательной и рассказать о ней какую-нибудь фантастическую историю. При занятиях с детьми старшего возраста мы предлагаем выбрать две или три карты, которые можно оценить в значениях «хорошее» или «плохое» и идентифицировать эти понятия с выбранными иллюстрациями.

Литератур а

1. Книги

1. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. – СПб: Питер, 2007. – 155 с.

2. Кучер А.А. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве, - Уфа, 2002

3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

4. Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье: методические рекомендации / сост.: Т.Я. Сафронова [и др.]. – М.: Психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию "ОЗОН", 1999 г.

5. Психология экстремальных ситуаций / Ю. С. Шойгу, Т. Н. Гуренкова, М. В. Павлова и др. — УГПС МЧС России г. Санкт-Петербург, 2009. — С. 314.

6. Синицына Т. Ю. Кучер А. А. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. – М.: НИИ школьных технологий, 2014. – 568 с.

7. Синицына Т. Ю. Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Синицына. – М.: НИИ Школьных технологий, 2013. – 530 с.

2. Электронные ресурсы

1. Дополнительный материал для установления контакта с помощью рисования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nichdprotocol.com/wpcontent/uploads/2017/09/NICHD-Appendix-Russian-version.pdf Приложение_1. Дополнительный материал для установления контакта с помощью рисования. – (Дата обращения: 13.12.2017)

2. Обновленный протокол следственного опроса Национального института здоровья ребенка и развития человека (NICHD) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:]http://nichdprotocol.com/wp-content/uploads/2017/09/NICHD-protocol-Russian-version.pdf Обновленный протокол следственного опроса Национального института здоровья ребенка и развития человека (NICHD. Версия 2014. Русскоязычная версия. – (Дата обращения: 13.12.2017)

Синицына Т.Ю.

ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

(Учебное пособие)

УДК 616.89 ББК 88

 

Серия учебных и учебно-методических пособий:

«Библиотечка клинического психолога»

 

Под редакцией Андреева В.Е. – руководителя курса клинической психологии ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ, кандидата психологических наук, доцента.

С 38

Синицына Т.Ю. Психология работы с детьми, пережившими насилие. - Москва: ФГБУ ДПО «ЦГМА» Управления делами Президента РФ, 2018. – 54 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВПО по специальности (направлению) «Клиническая психология». В пособии рассматриваются понятие «насилие» и его формы, приемы и методы оказания психологической помощи детям, пережившим насилие.

Пособие предназначено для клинических психологов, а также для психологов и медицинского персонала, обучающихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология».

 

Содержание

    1. Насилие и его формы......................................................................... 4
2. Физическое насилие………………………………………………. 5
3. Сексуальное насилие…………………...…………………………. 10
4. Психологическое насилие ................................................................ 14
5. Пренебрежение основными нуждами ребенка...…………………. 18
6. Комплексное насилие...………………...…………………………. 21
7. Школьное насилие…………………………………………………. 22
8. Психологическая помощь детям, пережившим насилие...………. 25
Литература.......................................................................................... 54


Тема 1.

Насилие и его формы

Определение

Насилие над ребенком (эмоциональное, физическое, сексуальное, комплексное) – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прервать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.

Насилие – это действие, угрожающее физическому или психологическому здоровью и целостности личности.

Конференция, проведенная National Institute of Child and Human Development в США в 1989 году, рекомендовала определять насилие, как неправильное обращение, под которым понимается «поведение в отношении другого человека, которое выходит за рамки принятых норм и влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда. Такое поведение включает в себя как действия, так и недосмотр, как намеренные, так и непреднамеренные».

Формы насилия

Н.К.Асанова (1997) отмечает, что одним из основных факторов, обуславливающих психологическую травматизацию ребенка, является жестокое обращение с ним. Она выделяет четыре основные формы жестокого обращения, важные для дальнейшей практической работы:

 

Физическое жестокое обращение любое неслучайное нанесение ребенку телесных повреждений родителем или лицом, его заменяющим
Сексуальное насилие над детьми использование ребенка или подростка другими лицом для получения сексуального удовлетворения
Пренебрежение хроническая неспособность родителя или лица, его заменяющего осуществить уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре
Психологическое насилие в которое включается психологическое пренебрежение и психологически жестокое обращение


Тема 2.

Физическое насилие

Определение

Физическое насилие - умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни.

Физическое насилие может проявляться также в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний.

Наказание или насилие?

Физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Многим кажутся допустимыми и оправданными наказания ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т.п.

Физические наказания могут давать побочные негативные эффекты.

Наказание – это разновидность аверсивной стимуляции; оно формирует именно то поведение, которое хотят предотвратить с его помощью.

Аверсивный стимул - событие или физическое ощущение, которое человек считает неприятным и воспринимает как наказание.

К тому же наказание – это еще и принуждение (вспомним, как редко получает внутренний отклик любая принудительная деятельность при самой сильной внешней оправданности принуждения). Именно по этим причинам буйные подростки, выросшие на родительских оскорблениях, так часто убегают из родного дома, где дисциплина принимает форму суровых физических наказаний.

 

Формы физического насилия

К физическому насилию относятся:

· избиение,

· удары,

· пытки,

· толчки,

· щипки,

· пощечины,

· силовое удержание,

· бросание предметов,

· неожиданные прикосновения и т. п.

Также физическое насилие может проявляться в форме бездействия.

 

Какие люди чаще применяют физическое насилие к своим детям?

Взрослые, применяющие насилие к своим детям чаще всего отличаются:

· наличием убеждений о пользе физических наказаний;

· отсутствием эмоционального контакта с ребенком;

· убеждением в высоком уровне нарушения в поведении ребенка (что часто объективно не подтверждается);

· слабым осознанием положительного в поведении ребенка;

· демонстрацией нереалистичных и преждевременных ожиданий от ребенка;

· затруднениями в разграничении серьезности разных поступков;

· редким использованием в отношениях с ребенком положительных взаимодействий;

· необъяснимыми отсрочками в обращении в медицинское учреждение по вопросу оказания помощи ребенку;

· противоречивыми показаниями о происхождении повреждений у ребенка или рассказыванием историй, несовместимых с его физическими травмами;

· переносом ответственность за травму детей на других лиц или объяснением, что ребенок сам виновен в полученных повреждениях.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.