Проективный тест «Гумускулис» (из опыта работы Ролиной И.В .)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дайте ребенку лист белой бумаги и карандаш. Попросите разрисовать человечка. Сами сядьте рядом, но не давайте никаких указаний, не делайте замечаний, словом, не вмешивайтесь в творческий процесс.

Обратите внимание: с чего начал ребенок рисовать фигурку? Если с головы, то у ребенка нормальное мироощущение, а вот если с ног, то, скорее всего, у него скрытая тревога.

Если фигурка изображена спиной и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна.

Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, то во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.

Выбор цвета. Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. Если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении, переживании негативных эмоций.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть, признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы. Полные губы у человечка – признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален. Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот наподобие клоунского – на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы – на агрессивность.

Подчеркнуто большие органы чувств – уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир. Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить, как желание не принимать никакой критики.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза на рисунке – это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. «Глаза-точечки» или «щелочки» также указывают на душевный дискомфорт ребенка. Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, то это говорит о страхах ребенка.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу. Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.

А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

Детали рисунка:

– так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;

– сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;

– игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;

– украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам», они скажут о демонстративности рисовавшего;

 – раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

Психосоматика. Если в рисунке ребенок прорисовывает четкие границы майки, то человек не пускает себе в душу, закрытость (зона души).

Любая борода в сочетании с веснушками и если прорисованы еще и красным цветом, то признак щитовидки.

На шеи воротник, бантики, бусинки - так же признак проблем с горлом или щитовидкой.

Горло проводник чувств, если эти границы закрашены, то часто не выраженность. Были ли в подростковом возрасте сексуальные запреты на чувства или банально сейчас в данный момент болит горло?

Когда девочка рисует мальчика, то это тема женского принятия.

Волосы - если нет или их мало - это норма. Если много, то часто головные боли, либо в социуме есть человек, который давит. Если человек рисует на голове шапочку, то так же интересуемся, на сколько часто болит у рисовавшего голова.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 329.