Статистика показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе (23% отмеченных случаев касались детей в возрасте от рождения до 2 лет). Плохой уход, пренебрежение нуждами ребенка чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%).
Причинами такого безразличного отношения к своим детям могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д.
Также причиной может являться специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т.д.
Во многом взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи.
Основные направления помощи в такой ситуации связаны с материальной поддержкой семьи, а также патронатом и контрольными акциями служб социальной защиты и социального обеспечения.
Как понять, что родители пренебрегают потребностями ребёнка?
Существуют индикаторы, позволяющие заподозрить пренебрежение основными нуждами ребёнка:
· отказ от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;
· недостаток заботы: очень маленькие дети, оставленные без присмотра; дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших; дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимание на то, что они занимаются опасной деятельностью;
· отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены: дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями; дети с обмороженными или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;
· дети постоянно грязные, гигиенически запущенные; сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
· нехватка медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены; отсутствие прививок;
· недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;
· недостаток необходимого питания: дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей; дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, попрошайничают и т. д.;
· дети с сильным отставанием в физическом развитии;
· нехватка необходимого крова; структурно небезопасное жилье: открытая электрическая проводка и т.д.; слишком сильное и слишком плохое отопление; антисанитарные жилищные условия.
· поведенческие признаки: желание прыгать с крыши, моста, т.е. рискованное поведение.
Как выглядит ребёнок, нуждами которого пренебрегают?
Внешние проявления:
· утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
· у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
· одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
· нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
· отставание в весе и росте от сверстников;
· педикулез, чесотка;
· частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
· запущенный кариес;
· отсутствие надлежащих прививок;
· задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
· постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
· неумение играть;
· постоянный поиск внимания/участия;
· частые пропуски школьных занятий;
· крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
· склонность к поджогам, жестокость к животным;
· мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Тема 6.
Комплексное насилие
Определение
Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия, которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.