Приватизация в Казахстане: сроки, формы, средства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.Основные приниципы экономического роста в Послании Президента Н.А. Назарбаева “Казахстан-2030”

1. Начиная с 1928 года и вплоть до 1988 года, на протяжении 60 лет в СССР прочно господствовала новая, невиданная в мире модель хозяйствования, основанная на жестко централизованном и всеобъемлющем планировании, командно-административной и распределительной системе.

Экономические преимущества этой системы—огромная концентрация ресурсов в руках государства, целенаправленное их использование для создания мощного государства для реализации своей модели социалистического общества—позволили в короткий срок осуществить индустриализацию и создать крупномасштабное аграрное производство. Созданная экономическая мощь ценой громадного напряжения народа, оплачиваемого скудно, на уровне минимальной физиологической достаточности, позволила выиграть Отечественную войну с германским фашизмом, в распоряжении которого был фактически весь экономический потенциал Европы.

Эта же система на тех же принципах хозяйствования в короткий пятилетний срок восстановила разрушенное практически наполовину народное хозяйство. Кстати, это подтверждает, что данная модель хозяйствования имеет бесспорные преимущества в экстремальных условиях.

Однако общество в основном живет в нормальных условиях, когда экономический прогресс достигается через интерес, свободный труд, конкуренцию, выигрываемую посредством научно-технического прогресса, и лучшей организацией. Модель требовала количественного роста объемов производства. И оно росло правдами и неправдами, с учетом или без учета потребности общества.

Отсутствие конкуренции между товаропроизводителями единой государственной собственности и сколько-нибудь серьезного механизма восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса, крайняя дешевизна рабочей силы неизбежно определили экстенсивный характер развития экономики страны. В результате, к 80-м годам при громадном объеме вовлеченных в производство ресурсов результат в виде потребительских товаров и услуг оказался крайне низким, рынок—пустым. Продукт национальной экономики — товары и услуги - неконкурентноспособны ни по цене, ни по качеству. Отечественное производство было крайне неэффективным. Отсюда и соответственно низкий уровень по всем важнейшим социально-экономическим показателям жизни населения страны — продолжительности жизни, здоровью населения, качеству жизни, доходам и т.д.

Огромный экономический потенциал страны в виде богатых природных ресурсов, основных фондов в пассивной части, квалифицированной рабочей силы к середине 80-х годов уперся в несостоятельную, неэффективную модель хозяйствования.

Перестройка, в том числе и в первую очередь в экономике, стала неизбежной. И она началась во второй половине 80-х годов и ничем не оправданно затянулась в поисках, бесчисленных экспериментах совершенствования негодной модели хозяйствования, концепциях и программах перехода к различным модификациям рынка.

Развал Союза сказался прежде всего на экономике самостоятельных ныне республик, в том числе и Казахстана. Виной тому не только планирование нового уровня достижений от достигнутого, но и результат индустриализации республики с сырьевой направленностью.

Структура ее промышленности отличается высоким удельным весом добывающих отраслей с неглубокой переработкой сырья и слабым развитием перерабатывающих, наукоемких, высокорентабельных отраслей. В результате их доля в республике самая низкая. Казахстан вынужден был вывозить основную часть продукции за свои пределы для конечной обработки и получения из нее готовых средств производства и предметов потребления.

По производству изделий легкой промышленности на душу населения Казахстан отставал от союзных показателей: около 44% товаров народного потребления завозилось извне. В структуре вывоза из республики 70% приходилось на сырье, 12% - на полуфабрикаты. Даже высококачественные цветные металлы лишь на 3% переводились в готовые изделия, 97% в слитках отправлялись за пределы Казахстана. Подобная ориентация казахстанской промышленности на сырьевые отрасли и привела к такому парадоксу, как задолженность республики вследствие чрезвычайно низких цен на сырье. До 93% предприятий Казахстана находилось в союзном подчинении и только 7% в местном, а следовательно, отчисления в республиканский бюджет были мизерны.

Неравномерное распределение доходов не позволяло решать острые проблемы социальной сферы. Чрезвычайно обострилась экологическая обстановка. Ведомственный подход к освоению природных ресурсов без проведения природоохранных мер привел к повсеместному загрязнению территории, водной среды, воздушного бассейна, поставил ряд регионов Казахстана на грань экологического бедствия.

Таким образом, развитие промышленности Казахстана в 90-е годы связано как с позитивными, так и негативными процессами. Начали формироваться мощные межотраслевые и территориально-производственные комплексы. Несмотря на достаточно развитую структуру производства, промышленность оказалась в кризисе, вызванном экономическими трудностями, высоким удельным весом добывающих отраслей и слабым развитием перерабатывающих.

Выход из сложившегося положения Республика Казахстан ищет на пути перехода на рыночные отношения. Социально ориентированная экономика, создание в ней конкурирующих начал требует отхода от гигантомании и создания средних и мелких предприятий, отличающихся большой мобильностью по внедрению нововведений, технологических изменений. Приоритетным является совершенствование отраслевой структуры за счет формирования мощного потребительского комплекса.

2.Стержень экономических реформ — преобразование отношений собственности. По мнению специалистов, рынок может нормально существовать, если будет приватизировано около 70% собственности, что позволит преодолеть государственный монополизм и отчуждение непосредственных товаропроизводителей от результатов их деятельности.

Приватизация — довольно длительный и сложный процесс, который трудно прогнозировать. Одни республики СНГ стремились форсировать ее (например, Россия, Киргизия) другие — либо выжидали, либо считали ее преждевременной (Узбекистан).

Казахстан при проведении приватизации не мог не считаться с рядом особенностей и трудностей:

—во первых, в государственной собственности к началу экономических реформ находилось 80% основных фондов, в ходе же приватизации предполагалось снизить долю госсектора на 30-40%;

-во вторых, приватизация осуществлялась в условиях углубляющегося экономического кризиса;

—в третьих, усиление инфляционных процессов ведет к снижению уровня жизни, у населения нет достаточно денег, чтобы покупать средства производства;

—в-четвертых, высокий удельный вес крупных предприятий в народнохозяйственном комплексе республики;

—в пятых, преобладание сырьевой и добывающей промышленности;

-в шестых, неравномерное распределение предприятий по регионам, между городом и селом и др.

Программа малой приватизации предусматривала в основном через акционирование и конкурс приватизировать большинство объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, коммунального хозяйства, транспорта. Первый этап приватизации имел определенные недостатки, связанные с тем, что более половины из преобразованных объектов были переданы в коллективную форму собственности. Однако приоритеты, отданные коллективным формам собственности, мало что изменили как в менталитете работников, так и в результате их труда. Анализ показывает, что 25% коллективных предприятий стали работать хуже, 14% сократили производства или вообще были закрыты, 30% остались на том же уровне, значительная часть изменила профиль работы, и лишь 31% предприятий был относительно благополучен в основном за счет роста цен на свою продукцию,

С утверждением "Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993 —1995 гг. (П этап)" были внесены концептуальные изменения и дополнения в законы, регламентирующие отношения собственности. Целью данной программы являлось создание потребительского конкурентного рынка, развитие предпринимательства, повышение эффективности производства. Предусматривалось провести большую приватизацию, которая касалась бы в основном базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий в промышленности, сельского хозяйства, строительства, банковского дела, отраслей, выпускающих товары народного потребления.

Закон "О разгосударствлении и приватизации" предусматривал следующие формы преобразования объектов государственной собственности:

сдача имущества в аренду;

выкуп имущества, сданного в аренду;

выкуп имущества членами трудового коллектива;

продажа имущества по конкурсу или на аукционе;

преобразование госпредприятия в акционерное общество.

Каждая из этих форм имеет преимущества и недостатки и зависит от различных факторов.

3.Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций, не будет осуществлен без реализации социально-политических приоритетов, а именно: "Национальная безопасность" и "Внутриполитическая стабильность и консолидация общества".

       В настоящее время и ближайшее будущее нет потенциальной угрозы безопасности Казахстана в виде прямого военного вторжения и территориальной целостности государства, Президент отмечает, что для этого и нет побудительных мотивов ни у России, ни у Китая, ни у Запада или мусульманских стран. А спокойствие и стабильность должны быть использованы для эффективного укрепления экономического потенциала Казахстана, на основе которого можно построить надежную систему национальной безопасности. "Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Поэтому мы будем развивать и укреплять доверительные и равноправные отношения с нашим ближайшим и исторически дружественным соседом — Россией. Такие же отношения доверия и добрососедства мы будем развивать с КНР на взаимовыгодной основе". Кроме того, будут усиливаться и укрепляться наши связи и интеграционные процессы с центральноазиатскими государствами, со странами Ближнего и Среднего Востока.

Вторым компонентом стратегии государства Н. А. Назарбаев называет усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, включая США, которые начинают осознавать, что создание независимого и процветающего Казахстана отвечает их национальным интересам.

Третьим компонентом он называет использование помощи и содействия международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества.

Четвертым элементом стратегии является освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны. Кроме того, следует развивать у всех граждан Казахстана чувство любви к своей стране, так как очень важна связь между личными и государственными интересами.

Без четко выраженных гражданственных позиций остальные элементы стратегии, направленные на обеспечение независимости, реализовать будет очень трудно.

Приоритет по обеспечению безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности и формированию взаимовыгодных отношений Казахстана с ведущими странами мира. До сих пор после второй мировой войны не снята угроза раскола мира на блоки и союзы. Этнический состав республики очень разнообразен, поэтому нельзя зависеть от отношений с какой-либо одной страной,

Президент ставит определенную задачу перед казахстанским народом и казахстанским правительством, которые "должны направить свои усилия на создание терпимого и либерального для крупного транснационального капитала экономического поля, поощрять создание "теплого климата" для долгосрочных инвестиций в страну".

Лучшим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и проритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь—укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, невмешательство в дела других государств, доминирование актов согласия.

Для создания современной и эффективной армии, военно-воздушных и военно-морских сил Республики Казахстан необходимо рачительное и эффективное расходование бюджетных средств, которые выделяются Вооруженным Силам. Кроме того, сотрудничество с соседними государствами нужно для того, чтобы делить с ними бремя региональной обороны.

В ранг ведущих приоритетов выдвигается и сильная демографическая политика "Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге XXI века войдем вслед за Россией в ситуацию "демографического креста", когда численность снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно приостановлена,

Определяя задачу разрушения старых и предотвращения появления новых барьеров, создающих трудности на пути к единству, Президент отмечает, что не важно, на чем эти барьеры основываются—на привычках, привязанностях, особых интересах, предвзятом отношении, религии или других факторах. Углубление национальной солидарности и увеличение национального потенциала возможно путем поощрения различных форм диалога, усиления взаимных связей и отношений между людьми.

Стратегией для выполнения этого конституирующего общества приоритета Назарбаев Н. А называет следующие компоненты

— гарантия развития своей гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны;

—обеспечение того, чтобы причины разногласий были устранены, и все этнические группы имели равные права;

—уменьшение разницы между имущими и неимущими в обществе, постоянно обращать внимание на проблемы жителей села;

—неуклонное решение социальных проблем, возникающих в переходный и последующие периоды;

—более энергично строить богатый Казахстан, который обеспечит как политическую стабильность, так и консолидацию общества в долгосрочной перспективе;

—развитие всех форм общения и коммуникационных связей между людьми;

—крепление взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями.

Назарбаев Н, А. указал, что "поляризация получила яркое выражение в отношениях между городом и селом. Село в ближайшее десятилетие должно стать приоритетной сферой с точки зрения придания дополнительных импульсов рыночным преобразованиям и акцентированного решения социальных проблем, инфраструктуры". Поэтому необходимо в сжатые сроки завершить все преобразования на селе, сопровождая их энергичной и акцентированной социальной политикой. Для этого нужно предоставить крестьянам и сельским жителям возможность большего контроля за своей жизнью, а также снабдить их средствами для осуществления такого контроля. Стратегически эти проблемы можно решить с помощью экономического роста, так как богатый Казахстан предоставит больше возможностей для каждого.

Указывая, что сегодня республика стоит перед стратегическим выбором — по какому пути идти дальше, Президент анализирует различные варианты этого пути, их основу и последствия. С одной стороны, Казахстан — хотя и небольшая, но часть Европы, и исторически мы тяготеем к западной цивилизации. С другой, — мы преимущественно азиатская страна, поэтому надо придерживаться опыта "тигров" — Японии, Кореи. В то же время мы глубоко впитали российский менталитет и принципы коллективизма, и наш выбор во многом может совпадать с выбором России, но у нас проживает преимущественно мусульманское население — значит, за основу надо брать новотюркскую модель.

Подводя итоги, Назарбаев Н. А делает выводы; "Мы — евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций. Диалектично используя все, мы переймем лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших на деле свою эффективность. Наша модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития. Согласно Конституции Казахстана мы строим социально-рыночную экономику. Это именно то, что нам нужно.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Трансформация внутренней экономической структуры.

2.Приватизация в Казахстане: сроки, формы, средства.

3.Переход республики к социально-ориентированной рыночной экономики, как фактор кардинальных изменений в экономической, социальной и духовной жизни общества.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

1. Подготовить обзор и написать конспект по теме “Субъекты макростуктуры в хозяйстве Казахстана, новые формы собственности”

 

Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП)

Самостоятельное изучение темы: Концептуальная модель рыночной экономики в Казахстане.

 

Семинарское занятие

Написание реферата по теме “Формирование и развитие совместных предприятий в Казахстане”

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 197.