Причины провала очередной попытки разработки эффективной политики в области промышленности и сельского хозяйства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Экономические реформы второй половины 60-х годов фактически были продолжением поиска путей выхода из кризисного состояния экономики. Суть их была отражена в материалах двух пленумов ЦК КПСС - мартовского и сентябрьского (1965 г.).

Решения сентябрьского пленума были направлены на повышение уровня управления промышленностью и строительством, планирования на усиление экономического стимулирования промышленного производства, ускорение научно-технического прогресса. Система управления экономическими районами через совнархозы, как себя не оправдавшая, была упразднена. Вновь были образованы министерства по отраслям промышленности.

В основу руководства промышленностью и строительством должно было лечь сочетание единого государственного планирования, централизованного отраслевого управления с широкой республиканской и местной хозяйственной инициативой, расширением самостоятельности предприятий, находившихся на полном хозяйственном расчете, широким использованием принципа материальной заинтересованности работников в улучшении итогов работы предприятий, усилением экономического стимулирования производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премии, кредит.

В 1966 г. на новые условия планирования и экономического стимулирования было переведено 11 предприятий республики, в 1967 г. - 193, а в конце 60-х годов реформой было охвачено 80 % промышленных предприятий, все виды транспорта'.

К 1970 г. значительно вырос удельный вес республики в народном хозяйстве страны по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Нефтедобывающая промышленность и химическая приобрели общесоюзное значение. Именно с 8-й пятилетки Мангышлак превращается в важнейший район добычи нефти; Южный Казахстан - в крупнейшую базу СССР по производству желтого фосфора.

В республике сформировалась высокоразвитая горнодобывающая промышленность. Вошел в строй Соколовско-Сарбайский горнообогатительный комбинат.

С введением в строй Карагандинского металлургического комбината (1966 г.), Ермаковского завода ферросплавов Казахстан стал крупным районом черной металлургии.

Начали давать электроэнергию Джамбулская ГРЭС, Чардаринский гидроузел и другие энергетические предприятия.

С развитием промышленности и освоением природных богатств в Казахстане интенсивно строились железнодорожный и другие виды транспорта. Росли капиталовложения, внедрялась современная техника в различные виды связи и другие коммуникации.

Но по мере развития реформы вновь созданная экономическая система управления начала сдавать позицию за позицией. Участились регулятивные корректировки, дополнения в планы, ограничивались права предприятий, усилился диктат центра и т.д., которые настолько исказили ее сущность, что она фактически остановилась.

2. Сельское хозяйство Казахстана в эти годы переживало большие трудности. Конечно, сказывались последствия войны Но вместе с тем практика показала, что всевозможные укрупнения колхозов и их материально-технической базы, реформы в области управления экономикой, освоение новых земель ожидаемых результатов не принесли.

«Эффективными мерами» партия считала следующее: выполнение постановления ЦК ВКП (б) «Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле» от 30 мая 1950 г. привело к объединению «карликовых», маломощных хозяйств в крупные. На 1 января 1951 г. насчитывалось 3670 колхозов, тогда как на 1 января 1950 г. - 6737.

В 5-й пятилетке в народное хозяйство республики были направлены капиталовложения в размере 28,5 млрд рублей, это в 3,2 раза больше, чем в 4-й пятилетке.

Не принесла эффекта осуществляемая с 1957 г. перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы совнархозов. Это была по существу замена мелочной опеки министерства волюнтаристским вмешательством и регулятивным контролем совнархозов. Кроме того нарушалось руководство отраслями как единым целым, терялась отраслевая перспектива в области технического перевооружения, сохранился прежний характер отношений между производителем и потребителем.

Упование на эффект организационных перестроек привело Н.С. Хрущева в 1962 г. к попытке укрупнения совнархозов в Казахстане.

Критическому анализу, возможно впервые, было подвергнуто состояние сельского хозяйства на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1953 г., который утвердил обширную программу, призванную ликвидировать недостатки в руководстве сельским хозяйством. Пленум поставил вопрос о материальной заинтересованности трудящихся села, развитии личного подсобного хозяйства, расширении хозяйственной самостоятельности колхозов. В этих целях были списаны долги хозяйств по прежним выплатам, значительно уменьшены налоги, подняты закупочные цены на мясо, молоко, шерсть, картофель, овощи.

Однако все эти преобразования не затрагивали основ слоившейся структуры хозяйствования. Командно-администравная система продолжала господствовать, а экстенсивные меолы развития народного хозяйства имели своим продолжением массовое освоение целины.

В краю богатейших природных возможностей производство зерна, мяса, хлопка, шерсти по сравнению с довоенным уровнем не росло, а падало. Удои молока были ниже, чем в 1940 г., зерновых собирали 5-6 ц/га, а хлопка всего 10 ц. Урожайность картофеля не превышала 60 ц/га. Особенно серьезную тревогу вызывало положение с хлебом. Поэтому февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС в 1954 г. в своем постановлении «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» выдвинул на первый план задачу значительного и быстрого расширения посевных площадей. А оно было возможно только за счет восточных целинных земель. Стране нужна была прежде всего ценнейшая продовольственная культура — пшеница.

За счет освоения новых земель в 1954-1955 гг. планировалось распахать 13 млн га земли и получить с них 1100-1200 млн пудов зерна. К началу августа 1954 г. задание по подъему целины было выполнено на 103,2 %, всего по СССР (Казахстан, Сибирь, Урал, Северный Кавказ) было распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане более 6,5 млн га целинных земель.

В августе 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли еще одно постановление «О дальнейшем освоении целинных земель для увеличения производства зерна», где уже ставилась задача довести в 1956 г. площади под посевами зерновых культур на целинных землях до 28 - 30 млн га. Были определены значительные льготы для прибывших целинников, премии за перевыполнение плана, надбавки за выслугу лет, бесплатный проезд до места назначения, денежные пособия, кредит на постройку дома, приобретение скота, продовольственная ссуда, освобождение от налога сроком от 2 до 5 лет. За 1954-1959 гг. в освоение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд рублей.

Распашка миллионов гектаров земли под посевы привела к сокращению пастбищ, что явилось основной причиной непоправимого ущерба традиционной для республики отрасли сельского хозяйства - животноводства. По развитию этой отрасли были приняты меры: колхозы 47 степных районов и 225 совхозов были переведены на разведение мясного скота, расширилась кормовая база, была попытка внедрения более совершенных методов содержания и кормления животных. Уже к концу 1960 г. общая численность скота составила 36,4 млн голов, что способствовало некоторому спаду напряженности в продовольственном снабжении населения.

Между тем организационная перестройка управления колхозами и совхозами продолжалась. Машинно-тракторные станции были в 1958 г. реорганизованы в ремонтно-технические станции, а сельскохозяйственная техника продавалась колхозам. Но ремонтно-технические станции затем тоже были упразднены, а их функции переданы во вновь созданное в республике производственно-техническое снабженческое объединение «Казсельхозтехника».

В 1955 и 1957 гг. в Казахстане развернулась организация новых совхозов на базе мелких (маломощных) колхозов. Казалось, что более крупное хозяйство успешно справится с задачей обеспечения населения продовольствием. Если в 1955 г. на основе маломощных колхозов было создано только 15 совхозов, то с весны 1957 г. реорганизация приняла массовый характер. В течение года было образовано 198 новых совхозов, а к концу 1958 г. их число достигло более 500. Но и эти реорганизации, как и развитие совхозов по различным направлениям (мясомолочные, зерновые, свекло-, хлопководческие и т.д.), не решили задачи продовольственного обеспечения населения. Положение усугубилось тем, что в этот период стала осуществляться концепция отмирания личного подсобного хозяйства и «неперспективных деревень». К тому же именно в эти годы, то есть в 1957-1958 гг., в целях увеличения поголовья скота в «перспективных» хозяйствах у селян стали изымать крупный рогатый скот.

3.Таким образом, все усилия поправить положение делали неэффективным наше аграрное производство. Причина заключалась в том, что, начиная с конца 20-х годов вся наша теория и практика стали исходить из твердого и непререкаемого убеждения в несомненности преимущества всякого крупного индустриального производства по сравнению с любым мелким неперспективно кустарным. Эта догма и предопределила пути строительства не только промышленности, но и социалистического сельского хозяйства как обязательно обобществленного и на всех уровнях высококонцентрированного крупномасштабного производства, приспособленного к ценгрализованному планированию и административно-волевому управлению. Только такая организация аграрного производства позволяла проводить глобальную мелиорацию, тотальную химизацию, урбанизацию с ее ликвидацией «малых деревень».

И хотя все эти мероприятия заканчивались экономическими, экологическими, демографическими катастрофами, сама возможность быстрой реализации глобальных кабинетных проектов оценивалась как одно из главных преимуществ концентрации распыленной аграрной стихии, что, в свою очередь, служило доводом в пользу повсеместного внедрения индустриальных форм организации аграрного труда. Отсюда и тенденция к укрупнению колхозов, постепенной замене их предприятиями (совхозами, АПК), основанными на наемном труде.

Попытка реформирования сельского хозяйства была предпринята решениями мартовского Пленума ЦК КПСС в 1965 г. Были установлены твердые планы на несколько лет, вдвое подняты закупочные цены на сельхозпродукцию и введены надбавки за сверхплановую продажу, изменились условия взимания подоходного налога с колхозов, укреплена материально-техническая база и увеличены ассигнования на нужды села.

В апреле 1967 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переводе совхозов и других государственных селъскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет».

Но все эти меры не меняли коренным образом экономические отношения в сельском хозяйстве и не приводили к большим изменениям, хотя и здесь некоторая «встряска» в годы 8-й пятилетки наблюдалась. Причина опять была в том, что командно-административная, мобилизационная система сельско-хозяйственного производства оставалась неизменной. Крестьяне все больше и больше отчуждались от результатов труда.

Вопросы для самопроверки:

1.Ускорение индустриального подъема, структурные сдвиги в хозяйстве республики в условиях НТР.

2.Состояние сельского хозяйства. Освоение целины: проблемы и итоги

3.Причины провала очередной попытки разработки эффективной политики в области промышленности и сельского хозяйства

Самостоятельная работа студентов (СРС)

Подготовить обзор по темам, написать краткий рекомендуемый литературный обзор на 1-2 страницы с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов интернета.

Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП)

Самостоятельное изучение темы: “Попытки выхода из экономического кризиса в рамках административно-командной системы в 1953-1986 гг.”

Семинарское занятие

1.Написать хронологические рубежи по пройденной теме.

2.Прочитать и рассказать рассматриваемые вопросы по теме.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 321.