Лекция 2. Тема: Особенности экономического развития Казахстана до Х V в.
Зарождение и становление производящего хозяйства.
Развитие хозяйственных отношений в древности и всредневековье.
Древние города Казахстана как центры ремесла и торговли.
Лекция 3. Тема: Развитие производительных сил Казахского ханства с середины Х V до начала Х V ІІІ вв.
Экономические причины возвышения Казахского ханства.
Специфика жизнедеятельности кочевого социума в казахском обществе.
Лекция 4. Тема: Место Казахстана в международном экономическом пространстве (Х V ІІ-нач Х V ІІІ)
Место кочевничества в мировой истории.
Торговые связи кочевников с Россией
Социально-экономические последствия джунгарского нашествия
Начало территориально-экономической колонизации Казахстана Россией.
Лекция 5. Тема: Экономика Казахстана в годы войны
Казахстанский арсенал фронта (перестройка хозяйства, централизация управления экономикой, развитие военно-промышленной базы)
Ускорение индустриального подъема, структурные сдвиги в хозяйстве республики в условиях НТР.
Состояние сельского хозяйства. Освоение целины: проблемы и итоги
Лекция 2. Тема: Экономическое развитие Казахстана в 1970-1980гг
Индустриальное развитие Казахстана, создание новых форм организации производительных сил-ТПК
Попытки выхода из кризисного состояния в сельском хозяйстве, формирование и развитие АПК
Трансформация внутренней экономической структуры.
Лекция 4. Тема: Современная экономическая ситуация в Республике: проблемы и перспективы.
Лекция 2. Тема: Особенности экономического развития Казахстана до Х V в.
Зарождение и становление производящего хозяйства.
Развитие хозяйственных отношений в древности и всредневековье.
Древние города Казахстана как центры ремесла и торговли.
Социально-экономические последствия татаро-монгольского нашествия.
1.Эпоха каменного века — время становления человека и его хозяйства характеризуется низким уровнем производительных сил. Люди унаследовали от своих предков умение трудиться и могли производить для этого простейшие орудия труда, с помощью которых извлекали дары природы, собирали дикорастущие злаки, плоды и ягоды, охотились на диких животных, занимались ловлей рыбы. Собирательство, охота и рыболовство, конечно, были трудом, но воспроизводить эти продукты древний человек не умел. Поэтому жизнь общин, объединявшихся по родству, в огромной степени зависела от внешних природных и климатических условий, от обилия или скудности добычи, от удачи, сменявшейся периодом голода и смертности.
Ко времени позднего палеолита (от 40 до 12 тыс. лет до н.э.) относится появление человека современного (homo sapiens -человека разумного). В эту пору высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий.
Эпоха палеолита сменилась мезолитом, который характеризуется резким потеплением климата, и животные, приспособленные к холодному климату (мамонт, шерстистый носорог), вымерли, а отчасти истреблены охотниками.
Возникла необходимость в более современных орудиях труда и охоты, что повлекло за собой уже в следующую за мезолитом эпоху - новокаменный век (неолит) - изобретение лука и стрел. Важнейшей чертой этой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия, так называемого производящего хозяйства, пришедших на смену присвоению готовых продуктов природы — собирательству и охоте.
Утверждение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер.
Употребление в качестве промыслового орудия лука и стрел, усовершенствованных каменных орудий создавало условия для накопления запасов пищи, обусловило возможность перехода от охотничьего образа жизни к первобытнообщинному скотоводству В поселениях стали держать молодых животных, которых постепенно приручали.
Несколько позднее появилось первобытное земледелие. Собирая съедобные злаки человек заметил, что зерна, брошенные весной в землю, дают всходы и созревают к осени. Затем человек стал взрыхлять землю сначала заостренной палкой, а потом каменной мотыгой производить посев. Развитие даже такого примитивного и незначительного по размерам земледелия обеспечивало человека запасы растительной пищи. Так люди научились сеять хлеб, дающий им пищу круглый год, и разводить скот, который позволил им не от случая к случаю, а более регулярно питаться, скот обеспечивал их шкурами и кожей лучше, чем охотничья добыча. Люди научились прясть и ткать шерсть, обжигать на огне глиняную посуду. Жизнь общин стала более обеспеченной, рост населения - заметнее, жизненный уровень несколько повысился.
В III тысячелетии до н. э. у населения Казахстана постепенно складывалось производящее хозяйство, и это событие было настолько значительным, что его мы сейчас называем «неолитической революцией». Эта «революция» дала толчок к появлению бытовой и культурной деятельности человека: оседлое поселение, изготовление глиняной посуды, зарождение горного дела, ткачества и т.д.
Дальнейшее развитие хозяйственно-культурной жизни населения Казахстана происходит в эпоху бронзы II тысячелетие до н. э., определило качественно новую ступень развития человеческого общества. Эта «новая ступень» характеризуется новыми особенностями, и на первое место мы поставили бы то, что каменные орудия труда постепенно вытеснялись металлическими (иглы, сохи, шилья, рыболовные крючки и т.д.). Началось производственное освоение полудрагоценных металлов и золота.
Крупнейшим событием эпохи бронзы явилось зарождение первого общественного разделения труда, когда скотоводческие племена выделились из общей массы населения. Хотя мотыжное земледелие развивалось, но скотоводство превратилось в ведущую отрасль древнего производства. То есть эпоха бронзы - это время непрерывного развития скотоводства как формы хозяйства.
У андроновцев главный источник существования-скот, кони, овцы. Оседлость андроновского хозяйства имела свои выгоды и недостатки. Скот ежевечерне возвращался с ближних пастбищ в поселок для дойки и защиты от угона. Но такой режим ограничивал размер стада площадью прилегающих пастбищ, что побуждало жителей поселка покидать насиженные места и периодически переселяться на новые земли. Начинается поиск новых форм скотоводства, когда можно было бы переходить на новые пастбища не всем селом, а только перегонять скот под присмотром группы людей.
В связи с переходом к кочевому скотоводству меняется состав стада, в котором преобладают кони и овцы, более приспособленные к тебеневке-добыванию корма из-под снега и дальним передвижениям. Соответственно, доля крупного рогатого скота уменьшается, так как он плохо переносит долгие перекочевки, требует большого ухода и т.п. Появляются приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, устанавливаемые на четырехколесных телегах. Как видим, в течение второй половины II тысячелетия и начала I тысячелетия до н.э. постепенно формировались условия для перехода к кочевому скотоводству
Сначала кочевание было периодическим, сезонным, затем оно превратилось в постоянную форму ведения скотоводческого хозяйства. Перекочевки совершались в течение всего года с чередованием в использовании сезонных пастбищ. В результате кочевое скотоводство, главным условием которого является наличие больших необитаемых пространств, заняло основное место в общественном производстве, оно создало предпосылки для дальнейшего увеличения поголовья стад. Но следует отметить, что в данную эпоху на территории Казахстана имела место взаимосвязь разных хозяйств кочевое и полукочевое скотоводство и оседлое земледелие, которое было более развито на юге Казахстана, а в низовьях Сырдарьи и других местах использовалась ирригационная система.
2.Прямыми потомками андроновцев (арийские племена - представители андроновской культуры) были сакские племена Казахстана, основным занятием которых было скотоводство с его тремя основными типами: кочевое, полукочевое и оседлое.
Первый вид хозяйства применялся в сухих степях, пустынях и полупустынях Западного и Центрального Казахстана. Земледелие тут не развивалось, крупный рогатый скот был малочисленным. В основном разводили овец, верблюдов и лошадей. Кочевники шли как в меридиальном, так и в широтном направлениях. Холодное время года кочевники проводили на временных стоянках, в защищенных от ветра и снега местах.
Второй, полукочевой вид хозяйства предполагал наличие постоянных зимних жилищ, куда скотоводы ежегодно приходили на зимовку. Этот вид хозяйственной деятельности был характерен для Семиречья и Восточного Казахстана. Радиус перекочевок был невелик.
Большое распространение получил так называемый вертикальный способ кочевания: с зимовок в долинах рек через весенние пастбища в предгорьях на летовки в высокогорья. Постепенно складывается система посезонного распределения пастбищных угодий и водных источников между родами и племенами. При этом сохраняется значение богарного земледелия на призимовочной территории, где выращивали просо, ячмень, пшеницу, разводили крупный рогатый скот, содержащийся в полустойловом состоянии, заготовлялось сено.
Третий вид хозяйства - оседлое скотоводство. Более всего был известен в районах Южного Казахстана по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, на склонах хребта Каратау, в местах, богатых водоемами и лугами. Благоприятные природные условия, близость к земледельческим центрам Согды и Ферганы обусловили преобладание ирригационного и богарного земледелия, постоянную оседлость населения.
Разумеется, перечисленные типы пастбищно-экстенсивного скотоводства не имели четких границ между собой, все зависело от природно-климатических условий и социально-политических событий. Основное направление скотоводства у саков - овцеводство. Превалировали грубошерстные породы, но были и тонкошерстные. Лошади были двух типов - малорослые, продуктивные и высокорослые - верховые. Лучшие скакуны принадлежали только родоплеменной знати и ценились очень высоко. Охотой и рыболовством занимались в виде подсобного промысла.
Большую роль в жизни саков играло домашнее производство и ремесло. Умельцы-мастера работали не только на заказы членов своих общин, но и поставляли продукцию для межродового и межплеменного обмена. Существовали специализированные виды производства.
В этот период продолжился распад первобытнообщинных отношений. Прогресс в экономике сакского общества, связанный с переходом к кочевому и полукочевому скотоводству, развитием металлургии и ремесел, привел к росту прибавочного продукта, появлению процесса обмена, накоплению собственности и возникновению элементов эксплуатации рядовых членов общин. Возникает частная семейная собственность на скот, накопление и концентрация богатства у отдельных родов, семей, лиц.
3.Города были центрами развития ремесла и торговли. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший рассвет их приходится на VІІ-ХІІІ вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
1.Среднее течение Сырдарьи-один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб-столица Южного Казахстана в ІХ-ХІІ вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи-округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2.Нижнее течение Сырдарьи- города Янгикент, Сыганак, Дженд, Барчылыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3.Юго-Западное жетысу-регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу-Суяб и Баласагун.
4.Северо восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуза, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на великом шелковом пути.
5.Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата-Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. Археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VІІІ-ХІІ вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу-города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая-Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Одной из важной отрасли производства среди городского населения было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.
Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях-Тараза, Отрара, Сыганака, Койлыка. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно.
Торговля требовала развитого денежного обращения. В VІ-VІІІ вв. Представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей. Увелечение городского населения привело к увелечению потребления продукции сельского хозяйства. Это явилось толчком развития садоводчества, виноградарства, огородничества, бахчеводства.
Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохронилища.
4.Естественный процесс наметившегося развития в Казахстане прервался завоеваниями монголов. Уничтожались люди, производительные силы, накопленные веками материальные и культурные ценности. Цветущие города Отрар, Ашнас, Сыгнак были полностью уничтожены.
Опустошительные последствия нашествия монголов для народов были связаны с обременительной системой налогов и поборов, которые приводили к массовому разорению населения. Все источники фиксируют упадок городской и оседлой земледельческой культуры, превращение освоенных под пашни земель в пастбища уже в первые десятилетия после утверждения монгольского господства в крае. Некогда цветущая, густонаселенная территория юго-востока Казахстана с развитой городской культурой и оседло-земледельческим и кочевым хозяйством быстро теряла свое былое экономическое и культурное значение, и к середине XIV в. она превратилась в регион кочевников.
В Семиречье стекались массы кочевников из Центральной Азии, что вызвало резкое сокращение посевных обрабатываемых площадей, усилило кочевой сектор за счет оседлого разрушения селений, потравы скотом посевов, уничтожение садов, ирригационных систем, истребление и рассеивание оседлого населения, резкое сужение его экономических связей с разрушенными во время походов монголов, - все это подрывало экономическую основу самого существования города.
Монгольское завоевание вызвало регресс в социально-экономическом строе Казахстана: в покоренных монголами областях широко распространился рабовладельческий уклад, в феодальных отношения закрепились самые отсталые формы.
Золотая Орда имеет огромное значение в истории народов Евразии, оказав влияние на:
-становление государственности во многих регионах в том числе и на Руси;
-усиление связи монголо-тюрко-славянских культур;
-прекращение длительных междоусобиц и завершения процесса объединения Китая;
-стимулирование монгольскими властями развития торговли, международных связей, введения повсеместных систем почтовой службы;
-установление торговых и культурных связей прежде далекими народами;
-закрепление на территории улусов торговым караваном дипломатических миссий;
-привнесение монголами в степь идеи центральной власти объединение прежде неорганизованных племен; использование норм социальной организации и форм государственности в ханствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху.
Вопросы для самопроверки:
1.Время становления человека и его хозяйства
2.Чем характеризовалась первое общественное разделение труда
3.Отличительная черта хозяйства Кангюев.
4.Как меняется состав стада в связи с переходом к кочевому скотоводству
Самостоятельная работа студентов (СРС)
Подготовить обзор по теме . “Проект ЮНЕСКО о значении изучения Великого шелкого пути”
Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП)
Самостоятельное изучение темы: “Особенности хозяйственной деятельности племен кангюев, гуннов, усуней”.
Семинарское занятие
1.Подготовить выступление по пройденной теме на 8-10 минут.
2.Написание реферата по теме “Традиционные очаги земледельческой культуры в Семиречье и Южном Казахстане”
Дата: 2019-12-22, просмотров: 374.