Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончим рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок, и было уничтожено.
Комментарии к занятию 4 (пункт III ) III . Графическое изображение профессионального типа личности.
Для построения графика по оси абсцисс (профессиональный тип личности) отмечают 6 делений, соответствующих каждому типу, а по оси ординат — максимально возможное количество набранных баллов п: о каждому типу (14 делений).
Строятся шесть точек, соответствующих количеству набранных баллов по каждому из 6 профессиональных типов личности. Точки соединяются друг с другом прямыми линиями, начиная с первой, соответствующей реалистическому типу, и заканчиваясь на шестой (артистический тип). Полученный график представляет собой индивидуальный профиль профессионального типа личности учащегося.
Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу
«В поисках своего призвания»
Выбери правильные ответы.
Вариант 1
1. Цель профориентации — это:
а) знакомство, школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Должность — это:
а) профессия;
б) специальность;
в) призвание;
г) служебная обязанность.
3. Учитель начальных классов — это:
а) профессия;
б) специальность;
в) должность;
г) призвание.
4. Безработными признаются:
а) лица, не достигшие 16 лет;
б) инвалиды 1 и 2 группы;
в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к:
а) интеллектуальному типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходят профессия:
а) программиста;
б) бухгалтера;
в) коммерсанта;
г) брокера.
7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
а) художника;
б) журналиста;
в) парикмахера;
г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
8. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
а) научной деятельностью;
б) конкретным практическим трудом;
в) воспитательной работой;
г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
9. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) организаторские способности;
в) счетные способности;
г) способности к пространственному мышлению.
10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:
а) экскурсовода;
б) музыканта;
в) врача;
г) конструктора.
11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
а) сангвиника;
б) холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика.
12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:
а) терапевта;
б) хирурга;
в) окулиста (лечащего болезни глаз);
г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа:
а) кассира;
б) оператора ПК (персональный компьютер);
в) механика;
г) секретаря-машинистки.
16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:
а) «человек — человек»;
б) «человек — художественный образ»;
в) «человек — техника»;
г) «человек — знаковая система».
17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:
а) экскурсовода;
б) цветовода;
в) медсестры;
г) дизайнера.
18. Специального профессионального отбора требует профессия:
а) геолога;
б) летчика;
в) следователя;
г) журналиста.
19. Для успешного выбора профессии необходимо:
а) принять решение по совету родственников;
б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;
г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:
а) романтичность;
б) высокая зарплата;
в) хорошие условия труда;
г) заинтересованность в деле.
Вариант 2
1. Психолог-профконсультант:
а) составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;
б) обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;
в) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;
г) дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии;
2. Профессия — это:
а) род трудовой деятельности;
б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;
в) служебная обязанность;
г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.
3. Старший лаборант — это:
а) профессия;
б) специальность;
в) должность;
г) общественная деятельность.
4. Безработными не признаются:
а) инвалиды 3-й группы;
б) лица, не достигшие 18-летнего возраста;
в) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;
г) лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:
а) артистическому типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:
а) военного;
б) учителя;
в) геолога;
г) фотографа.
7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:
а) артистическая деятельность;
б) административная;
в) организаторская;
г) коммерческая деятельность.
8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом личности будет:
а) создание конкретных изделий;
б) обслуживание людей;
в) научные разработки;
г) обработка буквенной и цифровой информации.
9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) способности к общению;
в) счетные способности;
г) административные способности.
10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:
а) экономиста;
б) модельера;
в) столяра;
г) критика.
11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:
а) монотонного характера;
б) малоподвижная;
в) в изоляции от людей;
г) цикличная (чередующая по сложности различные виды деятельности).
12. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:
а) коммерсанта;
б) профессионального футболиста;
в) оператора ПК (персональный компьютер);
г) официанта.
14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:
а) сангвиника;
б) холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика.
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — природа», наиболее пригодна работа:
а) машиниста;
б) биолога;
в) кондитера;
г) адвоката.
16. Профессия «парикмахер» относится к типу:
а) «человек — человек»;
б) «человек — художественный образ»;
в) «человек — техника»;
г) «человек — знаковая система».
17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:
а) садовода;
б) связиста;
в) цветовода;
г) настройщика пианино.
18. Без профессионального отбора можно получить профессию:
а) гонщика;
б) летчика;
в) коммерсанта;
г) дегустатора.
19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:
а) учесть потребность общества в данной профессии;
б) принять решение по совету родственников;
в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнеся ее со своими возможностями;
г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 609.