Цель:
1) обучение стратегии выбора профессии; анализ возможных ошибок при выборе карьеры;
2) информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях;
3) выполнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности профессионального выбора.
Необходимые материалы: справочники для поступающих в профессиональные заведения города (области, ближайших центров).
Примечание. При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.
Прямо только вороны летают.
Народная мудрость.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
В качестве одного из вариантов начала занятия можно использовать упражнение «Стратегический жизненный анализ», подробно описанную в кн. Л. И. Маленковой «Человековедение», М., 1994, с. 159—163.
(Опыт проведения данной методики показал, что она является наиболее удачным вариантом начала занятия, т. к. гармонично сочетается с последующим его ходом.)
I. Обучение стратегии выбора.
— Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учитывать 7 факторов. Как вы думаете, что это за факторы? (Как правило, учащиеся называют 3—4 варианта, которые записываются на доске и затем дополняются. Желательно стимулировать школьников с помощью наводящих вопросов, чтобы они назвали все факторы самостоятельно.)
Схема построения профессионального образа будущего.
1. Дальняя профессиональная цель (мечта).
2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
3. Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей)..
4. Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
5. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
6. Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
7. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям — другой профессиональный выбор.
(Обсуждается каждый из факторов. Учащиеся должны сопоставить указанные моменты с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день.)
II. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.
Обсуждаются ошибки, сопутствующие выбору профессии:
1) увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
2) выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;
3) только на основании высокой оплаты труда;
4) под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
5) отождествление учебного предмета с профессией;
6) перенос позитивного отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию;
7) выбор профессии «за компанию» с друзьями;
8) неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т. д.);
9) незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
10) предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)
III. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.
а) Активные формы работы. Беседа.
— Как вы думаете, сколько профессий можно получить в нашем городе? (Можно устроить игру-соревнование «Кто перечислит большее количество профессий?»)
— Какие профессиональные учебные заведения нашего города вы знаете?
(Ответы записываются на доске, по ходу объясняется разница между научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями, так как учащиеся часто путают эти понятия.)
— Можно спросить учащихся о понимании значения некоторых слов, необходимых при обсуждении темы занятий, таких, например, как «лицей», «менеджер», «бакалавр» и др.
б) Самостоятельная работа учащихся.
Можно раздать старшеклассникам справочники для поступающих в учебные заведения региона. Затем провести опрос с целью выяснения, насколько усвоена информация.
В конце занятия психолог отвечает на вопросы и задает домашнее задание:
— подготовиться к контрольной работе и зачету (вспомнить, просмотреть, выучить теоретические разделы курса: терминологию, данные психодиагностики, обдумать свой первоначальный профессиональный выбор с учетом сегодняшнего занятия — знаний о стратегии выбора и возможных ошибках).
IV. Закрепление материала. Опрос.
— Каждый ли человек при желании может добиться успехов в любой избранной деятельности?
— Какие требования предъявляет к человеку та или иная профессия?
— Что помогает в овладении выбранной профессией, а что может помешать?
— Какие профессии невозможны без профессионального отбора?
— Что необходимо учитывать при принятии решения своем выборе?
(Правильно построенная беседа побуждает ребят еще раз взглянуть на мир профессий, обдумать будущий выбор.)
Занятие 12
Тема: Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Цель: 1) подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической информации, результативности диагностического и ин-(формационного блоков программы; 2) обучение школьников самостоятельному составлению психологических рекомендаций 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: сводные таблицы данных по классу в целом, тестовые контрольные задания, карты «Твои перспективы».
Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами.
Уолт Уитмен
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Проведение контрольной работы (в виде тестовых заданий).
Учащимся предлагается выбрать по одному правильному ответу в каждом из предложенных 20 заданий контрольной работы.
I. Цель — проверка теоретических знаний по профессионально ориентационному курсу. (Оценка результатов тестирования: 50% правильно выполненных заданий — «удовлетворительно», 60—80% — «хорошо», 90—100% — «отлично».)
II. Обобщенный анализ полученных данных.
Подведение общих итогов занятий требует тщательной подготовки психолога к беседе со школьниками. Результаты психологической диагностики представляются в форме, не задевающей самолюбия подростков. Создаются условия, при которых каждый учащийся узнает свои результаты индивидуально, работая только со своими бланками. Сведения, негативно характеризующие подростка, не должны отрицательно повлиять на его самооценку, поэтому такая информация обязательно сопровождается беседой о возможностях непрерывного личностного и интеллектуального развития человека. Желательно убедить каждого школьника в том, что, приложив усилия, он может добиться значительных успехов в учебе, общении с людьми, развитии своих общих и частных способностей.
Особое внимание уделяется обсуждению анкеты оптанта, факторам, которые необходимо учитывать при выборе карьеры. Оценивается обоснованность первоначального профессионального выбора.
III. Заполнение карты «Твои перспективы». Составление психологических рекомендаций.
Учащимся предлагается заполнить карту «Твои перспективы», обобщить, проанализировать полученные сведения о себе, о профессиональном мире. На их основании сделать собственные выводы об осознанности первоначального профессионального выбора и составить рекомендации на будущее.
Объяснение.
— При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:
1) интересы (избирательную направленность личности на определенные области познания);
(Важно оценить, что это — просто заинтересованность или устойчивый профессиональный интерес. Профессиональными считаются интересы, которые связаны с жизненными профессиональными планами.)
2) склонности (предрасположенность, потребность заниматься тем или иным трудом);
3) способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо продуктивной деятельности);
4) мотивы (побудительные причины к какому-либо действию);
5) готовность (пригодность к чему-либо);
6) возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо);
7) природные особенности (темперамент);
8) здоровье;
9) потребности общества в избираемой профессии.
Примечание. Пункты 1—7 оцениваются по анкете оптанта (хотя некоторые факторы могут измениться у школьников в процессе занятий), опроснику Голланда, тесту Р. Амтхауера, тесту Г. Айзенка. Восьмой пункт (медицинский аспект) заполняется на основании представлений учащихся о своем здоровье. Девятый пункт связан с актуальным состоянием рынка труда.
Осознанным можно считать выбор, который построен с учетом всех девяти пунктов!
При заполнении карты «Твои перспективы» учащиеся работают самостоятельно. Психолог оказывает им индивидуальную помощь, помогает сравнить, сопоставить данные диагностики и профессиональных намерений, сделать выводы.
ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Игровые занятия являются заключительным этапом курса и направлены на закрепление и развитие позитивного опыта, полученного учащимися в процессе прохождения курса.
Занятия могут состоять как из отдельных «профориентирующих» упражнений и игр (см., например, Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП, 1996 и др.), так и из специально разработанного тренинга профессионального самоопределения, проведение которого является наиболее предпочтительным.
В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументирование выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли и т. д.
Помогая разумному планированию карьеры, тренинг оказывается средством коррекции профессиональных намерений и установок школьников на последующее самоопределение. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе карьеры.
При планировании тренинговых встреч ведущий должен проанализировать всю предшествующую информацию об учащихся с тем, чтобы подобрать игры с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Для создания безопасной атмосферы ведущий, как обычно, вводит специальные нормы общения в группе и в дальнейшем следит за их соблюдением.
Занятие 1.
Помечтаем о будущей карьере
Цель занятия: создание благоприятных условий для работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в. тему тренинга.
(Перед началом занятия ведущий предлагает каждому участнику сделать нагрудную карточку с именем (настоящим или игровым) и надеть ее. Все садятся в круг.)
1. Психотехническое упражнение «Приветствие».
Тренер предлагает всем встать и поздороваться друг с другом, высказывая пожелания на сегодняшний день. Каждый здоровается со всеми за руку, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то поздоровались дважды. Главное — никого не пропустить. Все снова садятся в круг.
Вопрос: «Как вы себя чувствуете?»
2. Самопрезентация.
Каждый участник называет свое имя и говорит о своем самом нелюбимом и самом любимом деле в жизни.
При обсуждении тренер обращает внимание на то, что у каждого участника есть свои пристрастия. То, что больше всего привлекает одного, для другого, возможно, нечто чуждое.
3. Тренер кратко сообщает о цели тренинга, методах обучения, правилах.
Цель занятий — сформировать у участников группы психологическую готовность к самостоятельному осознанному выбору карьеры.
Методы обучения объясняются с помощью «окна Джогари»: самораскрытие — обратная связь — экспериментирование.
4. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.
Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трех секунд.
Вопрос: «В чем были затруднения?»
5. Упражнение «Мечты».
Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.
Каждый участник группы делится своими впечатлениями.
Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь.
6. Ожидания и опасения участников группы.
Каждый высказывает собственные ожидания и опасения. Когда все выскажутся, тренер проясняет смысл той работы, которая будет происходить «здесь и теперь».
7. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности».
Участники садятся по кругу, а ведущий встает в центр круга. Он предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом», — и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится ведущим.
8. Актуальное состояние участников.
Тренер обращается к группе с вопросом: «Как вы себя чув вуете в данный момент?»
9. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников. Договор о будущей встрече: когда, где?
Занятие 2.
Тайны собственного Я
Цель занятия: дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я—концепции»; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
1. Приветствие ведущего, установление контакта глазами с участниками группы.
2. Сообщение об актуальном состоянии каждым членом группы.
3. Разминка «Делай как я!».
Все встают в шеренгу за ведущим, который начинает двигаться по кругу со словами: «Делай как я!» и показывает движение. Все повторяют это движение, пока один из участников не скажет: «Делай как я!» и предложит новое движение. Желательно каждому участнику что-то предложить для всех.
4. Психотехническое упражнение «Комплимент».
Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше — в одно слово.
5. Упражнение «Самореклама».
За 25 — 30 минут написать работодателю письмо с предложением своих услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.
6. Упражнение «Молекулы и атомы».
Представим себя атомами. Они выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. Не называются числа, при которых один участник группы может остаться один вне молекулы. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.
7. Тренер задает вопрос об актуальном состоянии участников группы.
8. Подведение итогов.
Домашнее задание: как можно больше узнать о выбираемой или интересующей профессии для подготовки к публичному выступлению.
Занятие 3.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 342.