Удовольствие пролетит — оно себе; труд оставит след долгой радости — он другим.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д. И. Менделеев

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная беседа. Повторение.

На наших занятиях вы уже много узнали о себе. Кто-то подтвердил свои предположения, знания, для кого-то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.

Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен…

 

Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить на наших уроках?

— Самооценка («Кто я?», «Моя линия жизни» и др.).

— Интересы (анкета оптанта).

— Склонности (анкета оптанта).

— Мотивация (анкета оптанта).

— Профессиональные намерения (анкета оптанта).

— Профессиональные предпочтения (опросник Голланда).

— Уровень умственного развития, общие способности (тест Р. Амтхауера).

— Темперамент (тест Г. Айзенка). Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не

применять в жизни.

Однако этого недостаточно, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания. Необходимо научиться ориентироваться в профессиональном пространстве.

— Вы уже знаете одну из систем. Вспомните ее (с абсолютной и относительной, профессиональной пригодностью).

Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий полезна их четырехъярусная обзорная классификация.

Попробуем самостоятельно составить и заполнить схему «Классификация профессий». (Далее проводится беседа с учащимися в форме диалога, с использованием приемов «мозгового штурма», поддерживается каждое высказывание школьников и развивается в нужном направлении.) II. Построение квалификации.

— Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире? (Более 40 тысяч)

— По каким признакам их можно систематизировать?

— Какие компоненты имеет любой профессиональный труд?

Для подсказки, для того, чтобы направить рассуждения учащихся в нужное русло, можно изобразить на доске «5-этажную пирамиду», 4 нижних «этажа» которой предстоит заполнить школьникам совместно с психологом. После этого на последнем, 5-ом «этаже» (ярусе) каждый должен вывести «формулу» своей профессии.

Заполнение нижнего яруса «Типы профессий» можно начать с наводящего вопроса:

«Человек — природа» (П).

1) — Что общего у таких профессий как агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог? (Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования.)

Моя будущая профессия (профессия-мечта)

группы

условия труда (где работать?) средства труда (чем работать?) цель труда (что делать?) предмет труда (с чем работать?)

БОНМ

отделы

РМАФ

классы

Г П И

П Т Ч 3 X

типы профессий

В 1-ую ячейку нижнего яруса вписываются примеры профессий типа «Человек — природа».

2) — Следующий тип — «Человек — техника» (человек и нем живая природа) (Т).

 

— Приведите примеры профессий, в которых предмето1|

труда является техника или неживая природа? (Слесарь техник, инженер, геолог и т. д.).

3) «Человек — человек» (Ч).

— Предметом интереса, распознания, обслуживания, пре-1 образования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

— Приведите примеры. (Продавец, учитель, врач, парикмахер и т. д.)

4) «Человек — знаковая система» (3).

— Что общего у профессий «программист», «переводчик», «чертежник», «языковед»? (Предметом их труда являются естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т. е. различные знаковые системы.)

5) «Человек — художественный образ».

— Что объединяет профессии художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов? (Они имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности.)

Примечание. Если учащиеся затрудняются сами определить типы профессий, можно не называть их полностью, а предложить угадать по начальной букве: П Т Ч 3 X.

Подобным образом заполняются 2, 3 и 4 ярусы «пирамиды»

III. Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.

В верхнем, 5-ом ярусе пирамиды запишите «формулу» своей профессии. Для этого двигайтесь последовательно с нижнего, 1-го яруса (вы только что определили предпочтительный тип будущей профессии) до 4-го. Выбирайте тот сектор, который вас наиболее привлекает (и, что важно, соответствует каждому предыдущему).

(Необходимо предостеречь учащихся от возможных ошибок. Например, первая буква формулы X (художественный образ), а третья — М, то есть несоответствие предмета и средств труда.) По желанию учащиеся пишут на доске формулы профессий, а класс угадывает эти профессии.

 

Занятие 11

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.