Д. И. Менделеев
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Вступительная беседа. Повторение.
На наших занятиях вы уже много узнали о себе. Кто-то подтвердил свои предположения, знания, для кого-то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.
Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен…
Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить на наших уроках?
— Самооценка («Кто я?», «Моя линия жизни» и др.).
— Интересы (анкета оптанта).
— Склонности (анкета оптанта).
— Мотивация (анкета оптанта).
— Профессиональные намерения (анкета оптанта).
— Профессиональные предпочтения (опросник Голланда).
— Уровень умственного развития, общие способности (тест Р. Амтхауера).
— Темперамент (тест Г. Айзенка). Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не
применять в жизни.
Однако этого недостаточно, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания. Необходимо научиться ориентироваться в профессиональном пространстве.
— Вы уже знаете одну из систем. Вспомните ее (с абсолютной и относительной, профессиональной пригодностью).
Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий полезна их четырехъярусная обзорная классификация.
Попробуем самостоятельно составить и заполнить схему «Классификация профессий». (Далее проводится беседа с учащимися в форме диалога, с использованием приемов «мозгового штурма», поддерживается каждое высказывание школьников и развивается в нужном направлении.) II. Построение квалификации.
— Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире? (Более 40 тысяч)
— По каким признакам их можно систематизировать?
— Какие компоненты имеет любой профессиональный труд?
Для подсказки, для того, чтобы направить рассуждения учащихся в нужное русло, можно изобразить на доске «5-этажную пирамиду», 4 нижних «этажа» которой предстоит заполнить школьникам совместно с психологом. После этого на последнем, 5-ом «этаже» (ярусе) каждый должен вывести «формулу» своей профессии.
Заполнение нижнего яруса «Типы профессий» можно начать с наводящего вопроса:
«Человек — природа» (П).
1) — Что общего у таких профессий как агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог? (Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования.)
Моя будущая профессия (профессия-мечта)
группы
условия труда (где работать?) средства труда (чем работать?) цель труда (что делать?) предмет труда (с чем работать?)
БОНМ
отделы
РМАФ
классы
Г П И
П Т Ч 3 X
типы профессий
В 1-ую ячейку нижнего яруса вписываются примеры профессий типа «Человек — природа».
2) — Следующий тип — «Человек — техника» (человек и нем живая природа) (Т).
— Приведите примеры профессий, в которых предмето1|
труда является техника или неживая природа? (Слесарь техник, инженер, геолог и т. д.).
3) «Человек — человек» (Ч).
— Предметом интереса, распознания, обслуживания, пре-1 образования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
— Приведите примеры. (Продавец, учитель, врач, парикмахер и т. д.)
4) «Человек — знаковая система» (3).
— Что общего у профессий «программист», «переводчик», «чертежник», «языковед»? (Предметом их труда являются естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т. е. различные знаковые системы.)
5) «Человек — художественный образ».
— Что объединяет профессии художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов? (Они имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности.)
Примечание. Если учащиеся затрудняются сами определить типы профессий, можно не называть их полностью, а предложить угадать по начальной букве: П Т Ч 3 X.
Подобным образом заполняются 2, 3 и 4 ярусы «пирамиды»
III. Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.
В верхнем, 5-ом ярусе пирамиды запишите «формулу» своей профессии. Для этого двигайтесь последовательно с нижнего, 1-го яруса (вы только что определили предпочтительный тип будущей профессии) до 4-го. Выбирайте тот сектор, который вас наиболее привлекает (и, что важно, соответствует каждому предыдущему).
(Необходимо предостеречь учащихся от возможных ошибок. Например, первая буква формулы X (художественный образ), а третья — М, то есть несоответствие предмета и средств труда.) По желанию учащиеся пишут на доске формулы профессий, а класс угадывает эти профессии.
Занятие 11
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.