Не многие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К. Боуви

Краткое вступление перед выполнением теста

Повседневная жизнь на каждом шагу предлагает нам примеры того, как при одинаковом старании люди достигают разных результатов в своей деятельности. Разные результаты деятельности не являются случайными, а зависят от способностей. Поэтому их значение при выборе профессии особенно велико. Способностей существует неимоверно много. Подробнее об этом мы поговорим после выполнения вами предлагаемых заданий, сделав которые, вы узнаете о своих способностях. (В беседе, предваряющей тестирование, наиболее важно убедить школьников, что тестовые испытания нужны не психологу, а прежде всего, самим учащимся. Необходимо объяснить, что информация, полученная в ходе тестирования, будет сообщена испытуемому конфиденциально, а учителям или родителям — в обезличенной форме. В случае упорного отказа кого-либо от тестирования психолог не вправе настаивать на этом, а тем более привлекать на помощь администрацию школы. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — лишний раз проявить уважение к личности подростка, подчеркнув его право решить вопрос об участии в испытании. Однако, при создании уже на первом занятии установки на доверие отказов от тестирования практически не наблюдается.)

I. Выполнение теста структуры интеллекта Р. Амтхауера.

(Инструкции и временные паузы предъявляются через магнитофон.)

Время выполнения — 90 минут.

Перед включением магнитофона экспериментатор объясняет учащимся, что вопросы можно задавать только после прочтенной инструкции и разбора следующих за ней примеров. Во время выполнения заданий спрашивать ни о чем нельзя. В ходе проведения тестирования психолог контролирует правильность записи в бланк для ответов и следит за своевременным перелистыванием учащимися страниц тестовой тетради.

II. Несколько слов о мышлении.

«Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» (Дать возможность учащимся ответить на этот вопрос.)

Умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая.»

— Что же такое «мысль», «мышление»?

— Надо ли специально учиться думать?

— Можно ли этому научиться?

— Что отличает человека от всех других живых существ?

(Обладание разумом, умение думать.) (Возможна организация групповой дискуссии на эту тему.) (Подробное содержание беседы см. в книге «Развивающие и коррекционные программы для работ с младшими школьниками и подростками» под ред. И. В. Дубровиной, Москва—Тула, 1994.)

III. Интерпретация данных теста Р. Амтхауера.

1) Учащимся раздаются бланки с таблицей результатов, по которой школьники сами строят график, отражающий их структуру интеллекта и выраженность способностей.

2) Психолог интерпретирует результаты. (См. «Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. — Обнинск: «Принтер», 1993», а также статью М. К. Акимовой и В. Т. Козловой «Анализ индивидуальных особенностей мышления старшеклассников с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауера» //Детский практический психолог. — Обнинск, ноябрь, 1994, с. 21—24.)

V. Беседа о способностях.

Вступительная часть

Во вступительной части желательно подчеркнуть, что у каждого человека есть способности, пояснить, зачем необходимо тестирование способностей и как это может помочь при выборе

карьеры. (»Самая большая ошибка при поиске работы — не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие» — Дейл Карнеги.)

 

Теоретические сведения

Что такое способности?

Способности — это то, что помогает быстрому приобретению, закреплению и эффективному использованию на практике знаний, умений и навыков. Известный психолог Борис Михайлович Теплов, долгое время изучая эту проблему, дал такое определение способностям: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности бывают общие, т. е. такие, с помощью которых человек может достичь успеха в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, развитая память, совершенная речь и др.).

В отличие от общих бывают способности специальные, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные и др.).

Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда складывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности. Отсюда ясно, что способности очень динамичны, подвижны.

В истории известно множество примеров проявления способностей к различным видам деятельности в раннем возрасте.

Так, замечательный французский математик, создатель теории групп Эварист Галуа, выдающиеся заслуги которого признаны сейчас учеными всего мира, прожил всего 20 лет. Он не был вундеркиндом и при жизни не добился никакой известности. Первым учителем Галуа стала его мать, умная, хорошо образованная женщина. В возрасте 12 лет он поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран, в котором учились дети из семей, принадлежавших к высшим кругам буржуазии. Преподаватели отмечали «незаурядные способности» своего воспитанника. В 15 лет Эварист отдает предпочтение математике. Быстрота, с которой он продвигался вперед в этой науке, казалась необычной. По выражению одного из преподавателей «он был одержим бесом математики»… Накануне роковой дуэли Галуа правил свои математические работы. Этот исключительно одаренный молодой человек оставил всего шестьдесят написанных от руки страниц, которые открыли миру имя ученого-математика Эвариста Галуа.

— Какие еще примеры раннего проявления способностей вы знаете? (М. Ю. Лермонтов, Вольфганг Моцарт и др.)

Способности не зависят от возраста. Вы узнали о примерах проявления способностей в раннем возрасте. Эти случаи доказывают, что способности не являются результатом только обученности, что их развитие предполагает соответствующие задатки.

Известны примеры яркого проявления способностей и в пожилом возрасте. Первая выставка картин Любови Михайловны Майковой состоялась, когда ей было 87 лет, рисовать она начала в 79, а до этого работала в колхозе и никуда из села не выезжала. За одну только зиму бабушка Люба нарисовала 200 картин. Болгарским телевидением сделан двухчасовой фильм о ее творчестве. «Почему Вы начали рисовать только в 79 лет, почему не раньше?» — Любовь Михайловна не могла ответить на этот вопрос. Автор статьи ответил за нее так: «Художник рождается и в чреве матери, и на склоне лет своих. И ничто не может этому помешать. Нигде. И ни в какие времена».

Значит, неспособных людей нет. Важно только отыскать в себе эту «изюминку» и развивать ее. Если по тесту структуры интеллекта у вас невысокие результаты, если вы не обнаружили в себе развитых словесных, счетных или пространственных способностей, не отчаивайтесь! Скорее всего, у вас есть другие способности — музыкальные, художественные, педагогические. Или, возможно, вы — общительный, коммуникабельный человек, у вас хорошие организаторские способности? Или вы умеете что-то хорошо делать своими руками? Ищите, пробуйте, используйте любую возможность, чтобы раскрыть новые грани своего внутреннего мира, своих способностей.

 

Занятие 8

Тема: В «круге Айзенка».

Цель: 1) определение типа темперамента (по тесту Г. Айзенка); 2) знакомство с понятием «темперамент»; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: опросник Г. Айзенка, бланки для ответов.

 

Это я, господи! Господи — это я!

Борис Слуцкий

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Краткая вступительная беседа.

В начале беседы психолог дает школьникам краткое представление о типологических особенностях личности (темпераменте). Подчеркивается, что не существует «хороших» и «плохих» свойств темперамента, что они — природная данность и их необходимо понимать и учитывать в своем поведении и поведении окружающих. Нельзя игнорировать свои природные особенности и при выборе карьеры. Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком.

— Сейчас каждый из вас получит опросник Айзенка и бланк для ответов. Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова как «часто», «всегда», «когда-нибудь», «никогда».

Примечание. Перед заполнением опросника Айзенка не следует давать определение темперамента и подробно раскрывать содержание этого понятия, чтобы не повлиять на результаты тестирования.

II. Проведение опроса.

В ходе самостоятельной работы учащиеся могут спросить, как отвечать на 1-й вопрос, так как иногда они любят шум и суету, а иногда нет. Ведущий отвечает, что правильно будет ответить «да», если чаще в жизни они предпочитают шум и оживление, людей вокруг себя.

Учащиеся иногда затрудняются правильно ответить на 45-й вопрос. Ведущий поясняет, что если им трудно ответить «нет», то если они согласны с приведенным высказыванием, тогда ставится «плюс». Испытуемых нередко ставит в недоумение вопрос 49. (Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?) Экспериментатор объясняет, что в данном случае требуется высказать свое мнение, предположение. (А как вы думаете? Каким человеком вас считают друзья? Ваше мнение на этот счет?)

III. Графическое изображение результатов. Нахождение «Точки темперамента» в «Круге Айзенка».

По «ключам», диктуемым экспериментатором, учащиеся находят значения каждой из трех букв, указанных в бланке: Л, Э и Н. Психолог объясняет смысл этих показателей. По значениям Э и Н строится «точка темперамента». Ведущий интерпретирует показатели шкал «интроверсия — экстраверсия» (замкнутость, пассивность — общительность, активность), «эмоциональная стабильность — нестабильность» (уравновешенность — неуравновешенность).

IV. Заключение. Объяснение содержания понятия «темперамент».

Урок можно закончить рассказом о традиционной классификации темпераментов. У каждого человека имеются индивидуальные, врожденные особенности психики. Присущими от рождения свойствами психики характеризуется темперамент.

Темпераментом называют совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. (Немов Р. С. Общие основы психологии, стр. 333.)

Основными признаками темперамента являются:

1) сила — слабость протекания нервных процессов;

2) уравновешенность реакций на жизненные воздействия;

3) эмоциональная подвижность. (Пояснить.)

Изучение темперамента началось несколько тысячелетий назад, в период до нашей эры. В то время возникла наивная теория жизненных соков, согласно которой темперамент определяет один из четырех соков тела: кровь, слизь, желтая или черная желчь. Из этой теории происходят названия типов темперамента, имеющие употребление и в наши дни: холерик (от греч. слова «желчь»), сангвиник (от греч. слова «кровь»), флегматик (от греч. слова «слизь»), меланхолик (от греч. слова «черная желчь»).

Далее в увлекательной форме следует рассказать о четырех основных типах темперамента, используя в качестве опоры их хрестоматийные определения. Ниже они приводятся полностью.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. 'Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи.

Флегматик характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

(Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.)

 

Занятие 9

Тема: «Формула» темперамента.

Цель: 1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Опрос. Повторение материала прошлого урока. О темпераменте.

— Что такое темперамент?

— В чем он проявляется?

— Каковы традиционные признаки темперамента?

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера. В его основе лежит темперамент

(Можно, при желании, познакомить учащихся с классификацией типов высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.

• Безудержный — процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные; свойствен холерикам.

• Живой — сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам.

• Спокойный — сильные, уравновешенные, но малоподвижные; свойствен флегматикам.

• Слабый — процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные; присущ меланхоликам.)

Примечание. Все объяснения желательно проводить, пользуясь схемой Айзенка, изображенной на доске или плакате.

II. Объяснение нового.

— Познакомимся с каждым типом темперамента подробнее.

(В рассказе необходимо уделить внимание сильным и слабым сторонам каждого темперамента.)

Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

В профессии условно выделяют две стороны — содержательную и динамическую.

Содержательная определяется набором необходимых знаний, умений и навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Эти особенности могут формироваться в процессе труда. Они поддаются воспитанию и тренировке.

Профессия имеет еще и другую сторону — динамическую.

Любая работа требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания и т. д. В некоторых профессиях эти требования выступают на первый план, создавая трудности для их овладения. Перечень таких профессий невелик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор.

Учитывая это, психолог К. М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профессионально пригодное.

Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к I-ой группе — группе профессий с абсолютной, профессиональной пригодностью.

Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко II-ой группе профессий, требующих относительной профессионально пригодное.

Эти группы называют профессиями I и II типов.

Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.

Итак, при выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.

• Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.

• Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.

• Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.

• Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

III. Психологический практикум. Определение «формулы» темперамента. (Дополнительный материал.)

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие — слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (т. е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так), ставьте себе средние баллы — 4, 5, 6, 7.

Важно оценить себя как можно объективнее!

1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно, рывками.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.

7. Мне нетрудно сделать выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложите количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

М =

C

Х

Ф =

+ 5  =

+ 6  =

+ 7  =

+ 8  =

Соответствующие символы — М, С, X, Ф — запишите в порядке убывания их значений.

Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (X), сангвиника (С) и флегматика (Ф).

(Методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23—27.)

IV. Закрепление материала. Решение психологических задач.

«Определи темперамент»

А. — Вспомните известных литературных героев, персонажей сказок, мультфильмов и т. д. С помощью «круга Айзенка» попробуйте определить их темперамент.

Можно предложить учащимся следующие варианты:

— невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик);

— непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник);

— импульсивный ревнивец Отелло (холерик);

— впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)

или исторические личности:

Крылов, Кутузов — флегматики;

Наполеон, Бомарше — сангвиники;

Суворов, Менделеев, Пушкин, Петр I — холерики;

Ньютон, Гоголь, Чайковский — меланхолики.

Б. — Попробуйте выполнить психологическое упражнение, в котором может проявиться ваш темперамент.

Учащимся предлагается продемонстрировать естественную Реакцию в следующих ситуациях (ответы должны быть спонтанными, чтобы школьники действительно не затрачивали время на обдумывание, а реагировали быстро, как они поступили бы на самом деле):

— Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю…

— Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…

— Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

(Задание выполняют все желающие.)

Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:

— Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?

— Сравните данные наблюдения с результатами тестирования.

Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитанность, общая культура, привычки и т. д.?

 

Занятие 10

Тема: Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е. А. Климову.

Цель: 1) построение классификации профессий в процессе эвристической беседы; повторение классификации К. М. Гуревича (профессии с абсолютной и относительной профпригодностью); 2) составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии-мечты); 3) активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).

Необходимые материалы: книга Е. А. Климова «Развивающийся человек в мире профессий», Обнинск, 1994.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 553.