Занятие 2. Комментарии к методике «Кто Я?»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количество ответов, которые успел записать учащийся, говорит об уровне самопрезентации (самопредъявлении). Чем больше ответов — тем выше уровень предъявления себя; Если учащийся закончил писать где-то в середине отведенного 6ремени, считая, что все возможное о себе уже высказал, это может означать, что он ограничил себя жестким кругом представлений и не пользуется возможностью заглянуть за эту границу. Если ответов не более 8, то это может означать, что учащийся; не хотел предъявлять себя даже самому себе (почему? что пугает его?) или просто не задумывается о себе и использует лишь некоторые, чаще наиболее простые и очевидные характеристики. Ему что, этого достаточно?

9—17 ответов — средний, умеренный уровень. Что-то определенное о человеке сказать трудно. Вероятнее всего, ответивший 'нe очень хорошо себя знает, не очень много о себе думает. Предложите поразмышлять тем, у кого низкий и средний уровень самопрезентации. Что помешало им ответить? Чего им не хвати? Умения сделать над собой усилие — надоело отвечать? Не могли сразу включиться в работу? Слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Не хватило слов для выражения своих чувств?

От 18 до 20 ответов — высокий уровень самопрезентации. Человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о ce6e и, главное, не стесняется сам себя. Надо обратить внимание на то, что могут встретиться повторяющиеся ответы. Это может cвидетельствовать о том, что человека волнует какая-то одна тема. А если посчитать повторы за один ответ и опять определить уровень самопрезентации? Обратите внимание подростка на эту важную для него тему. Почему он «застрял» на ней?

Более 20 ответов. Может быть тестируемый стал писать что попало, лишь бы набрать желаемое количество ответов? Может быть он принял тест за соревнование, в котором надо обязательно выиграть? Пусть перечитает ответы и отметит, сколько из них написано случайно, просто так? Те, кто прячутся от себя или стараются угадать, что надо сделать, стремясь добиться лучшего результата, имеют либо низкий (или ближе к низкому), либо, наоборот, очень высокий уровень самопредставления. Однако этот показатель все же достаточно формальный.

Проанализируйте содержательную сторону ответов. Если подросток перечисляет, в основном, формально-биографические (родился в Москве, юноша,…) или ролевые (сын, учащийся,…) характеристики, то в чем именно проявляется его индивидуальность? Он «прикрылся» ими по какой-то причине или действительно не видит в себе ничего другого? Если зачеркнуть эти характеристики, то что тогда останется? Если ответы вроде бы разные, но об одном и том же, то возможно, что эта тема, порой даже неосознанно, наиболее занимает человека (например, тема взаимоотношения с людьми, переживания из-за неуспеха в школе и др.).

Если ответы относятся к одному из времен — прошлому, настоящему или будущему, то с чем это может быть связано? С прошлым связано много хорошего, чего не хватает теперь? Или все ответы устремлены в будущее? Или они вообще вне времени? Это связано с ощущением стабильности, постоянства или с желанием не замечать происходящих в себе и вокруг перемен? Если в ответах сочетаются все три времени, причем доминирует настоящее, то это может являться свидетельством постоянного ощущения времени своей жизни.

Чтобы определить отношение ответившего к самому себе, надо проставить около каждого ответа знак «+», если это в себе нравится; знак «—», если не нравится; «О», если все равно и «?», если сложно решить, нравится это в себе или нет. Затем подсчитать, каких знаков больше. По их количеству можно сказать, принимает ли учащийся себя или отвергает, любит или нет, безразличен или сам не знает, как к себе относиться. Это довольно грубые ориентиры отношения человека к себе, но и они показательны.

И последнее. Насколько ответы «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый» и т. п. являются плодами самоанализа, размышлений о себе, а насколько — защитным ярлыком, помогающим уйти от себя и других?

Методика «Кто Я?» помогает разобраться в том, насколько человек знает самого себя, что именно знает, что хочет знать о себе, а от чего прячется.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.