Спрос на ресурсы и их предложение на рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок ресурсов, формируемый предприятиями, характеризуется широкой гаммой товаров и услуг. В его структуре, однако, можно выделить следующие составляющие: рынок средств труда, рынок сырья и материалов, в том числе вспомогательных, рынок рабочей силы, рынки услуг, информации, ноу-хау и др. Можно также говорить о рынке природных ресурсов. Здесь товарами является то, что предлагается производству через куплю-продажу со стороны в основном государственных предприятий, поскольку собственником этого вида ресурсов является государство. При этом не исключено совместное предпринимательство, преимущественно путем акционирования, а в отдельных случаях - привлечение частных инвестиций.

 

Названные рынки ресурсов, естественно, функционируют по общим законам рыночной экономики. В то же время каждый из них формирует свой особый рыночный механизм с присущими ему спецификой и особенностями. Порождаются они составными элементами рынков: продавцами и покупателями, товарами и услугами, характером обмена, ценами, спросом и предложением, конкуренцией. Рассмотреть все это по каждому отдельному рынку в одном вопросе не представляется возможным. Поэтому ограничимся спросом и предложением как довольно важными компонентами рынка вообще и рынков ресурсов в частности, причем лишь их отдельных видов. В ходе раскрытия вопроса, конечно, невозможно обойтись и без других слагаемых рыночных отношений.

 

Итак, что такое спрос на ресурсы? Это то их количество, которое может быть куплено предприятиями для производительной деятельности по установившейся цене в определенный промежуток времени. В условиях конкурентного рынка приоритетными в приобретении предприятиями ресурсов являются два фактора - цена и качество средств труда, сырья, материалов и т.п. У предприятий есть право выбора в покупке тех или иных видов ресурсов. Оно, конечно, не всегда может реализоваться в полной мере. Ведь чаще всего более качественные ресурсы предлагаются предприятиями-производителями на рынке по более высокой цене, например, сорта твердой пшеницы с высоким содержанием клейковины, овощи и фрукты, выращенные в открытом грунте, и т.п. Поэтому предприятия-покупатели вынуждены считаться в первую очередь с ценой, ибо дорогое сырье, материализуясь в производимой продукции, увеличивает ее стоимость и цену. Это нужно учитывать в том смысле, кто ее будет покупать.

 

К качеству ресурсов тоже нельзя относиться однозначно. Если тот или иной вид ресурса имеет низкое качество, соответственно такого же качества будет и выпускаемая продукция. В данном случае возникает тот же вопрос - кто ее будет покупать, поэтому, как говорится, из двух зол предприятия-покупатели должны выбирать наименьшее. Им также приходится оптимизировать свои приобретения в смысле доступности цен и качества покупаемых средств или предметов труда.

 

Нельзя забывать и о многих других обстоятельствах и в условиях, с которыми сталкиваются предприятия при купле тех или иных ресурсов. Речь идет, например, о проблемах с финансовыми ресурсами, условиями транспортировки, сроками поставки и т.д. Эти условия и обстоятельства порой оказываются настолько существенными, что цена и качество, как основные факторы, отодвигаются на второстепенные роли.

 

Теперь о предложении ресурсов со стороны предприятий. Все изложенное выше в определенной мере касается и его, но с несколько иных позиций. Цена, например, - это безусловный стимул в предпринимательской деятельности каждого из предприятий-производителей. Чем она выше, при условии реализации соответствующего ресурса, тем больше выгод в работе предприятий и, напротив, низкая цена создает дополнительные финансовые проблемы в их деятельности. Отсюда и стремление предприятий продать свою продукцию подороже. Но благо, в условиях рынка имеет место конкуренция, сдерживающая рост цен. Для монополий существуют антимонопольные законодательства.

 

В предложении ресурсов на рынок немало и других проблем. Возьмем, к примеру, медицинскую технику. В ее перечне не один десяток наименований. Возникает вопрос, какой и сколько ее производить? В первую очередь здесь необходимо исходить из потребностей спроса, которые следует изучать. В данном деле не последнюю роль должна играть широко разветвленная служба маркетинга, в задачу которой, в частности, должно входить изучение не только текущего спроса, но и прогнозного. Для предприятий-производителей медтехники это очень важно, ибо связано оно с долговременными затратами, скажем, при увеличении ее выпуска. Необходимо также знать, какие виды медтехники требуются больше на рынке, в том числе для выполнения соответствующих медицинских услуг. Если всего этого не учитывать, то продукция предприятий-производителей не будет востребована, а производственные затраты окажутся осуществленными бесцельно. Предприятия в таком случае попадут в затруднительное финансовое положение.

 

Здесь были рассмотрены лишь некоторые аспекты спроса на ресурсы и их предложение со стороны предприятий. Вопрос может быть раскрыт гораздо полнее. Действительно, многое можно сказать о видах спроса и предложения применительно к ресурсам, проследить, как действуют закон спроса и предложения в обозначенных рамках. Факторы спроса и предложения тоже не одинаково действуют на соответствующих рынках ресурсов. Значимость этих и других вопросов и проблем ни в коей мере не должна умаляться. То, что об этом не было сказано в данной теме, объясняется лишь одним - ограниченностью общих положений излагаемого материала.

 

 

Тема 16. Издержки и прибыль. Виды и пути снижения издержек предприятия

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.