Эволюция рынка (более 6-7 тыс. лет со времени возникновения) трансформирует не только его содержательную характеристику, но и причину возникновения. Одной из общепризнанных и определяющих причин является общественное разделение труда. Оно обусловливает необходимость обмена продуктами труда различных производителей. Движущий мотив этой необходимости - возрастающее удовлетворение потребностей людей.
Общественное разделение труда повышает его производительность и развивает специализацию производства. Их эффект состоит не только в экономии затрат труда, но и в улучшении качества производимой продукции. Специализация производства в связи с этим приобретает самостоятельное значение как одна из причин дальнейшего развития рынка.
Не последняя роль в динамичном развитии рынка отводится ограниченности и редкости ресурсов. На одном и том же участке земли, например, нельзя заниматься одновременно выращиванием сельскохозяйственных культур и разведением животных. Альтернатива заставляет выбирать более рациональный и производительный труд. Это обстоятельство должно постоянно присутствовать в сознании каждого из производителей.
Экономическая обособленность участников рыночной экономики - следующая причина их существования. Располагая соответствующими экономическими ресурсами, все они заинтересованы в укреплении своей самостоятельности и обособленности. Это достигается через реализацию на выгодных условиях выпускаемой каждым производителем продукции. Она, естественно, должна быть высококачественной и пользоваться спросом у покупателей.
Личную выгоду продавцов и покупателей также можно отнести к одной из причин рыночной экономики. Покупая или продавая товар, всякий участник рынка заинтересован в реализации своего личного экономического интереса. Это стимулирует производство в целом и одновременно способствует удовлетворению разнообразных потребностей людей.
В результате действия названных причин современный рынок представляет собой довольно сложное экономическое явление. Рынок - это не только место торговли и отношений продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг по установившийся цене. Его нужно рассматривать как разветвленную сферу обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затратами труда и опосредующими их товарно-денежными отношениями. Эти отношения расширяются, если рассматривать рынок с позиций воспроизводственного процесса. Как фактически составная фаза этого процесса, сфера обмена активно взаимодействует с другими его фазами: производством, распределением и потреблением. Сфера обмена или обращения обеспечивает реализацию товарно-материальных ценностей и денежных средств. Как одна из воспроизводственных фаз сфера обмена отражает многогранную совокупность экономических отношений, складывающихся в обществе.
Рынок сегодня нельзя не рассматривать с учетом сложившегося типа хозяйствования между многочисленными субъектами. С этой точки зрения рынок имеет следующие черты:
- свободный выбор партнеров;
- эквивалентность обмена;
- взаимовыгодные обязательства договаривающихся сторон;
- конкуренция.
Для рынка как типа хозяйствования важной является не только формула "производство - рынок - покупатель", но и формула "покупатель - рынок - производство". Их тесное взаимодействие формирует рыночный механизм как единое целое.
С прагматических позиций рынок выступает не только как чисто экономическое явление. Ему присущи и важные социальные аспекты. В этом смысле сейчас часто говорят о социально-ориентированном рынке. Он формирует разнообразие форм собственности, уровень жизни населения, его благосостояние, структуру потребления, организационно-правовую систему и т.п.
Для понимания сущности рынка высокую значимость имеют составляющие его элементы. К ним в первую очередь относятся: обмен, товары, продавцы-покупатели и цена. Именно случайный обмен стал исходной основой возникновения рынка. Несколько позже обменивающиеся стороны, продукция производителей, стали называться соответственно продавцами и покупателями, товарами. В то же время появилась и цена. Затем возник обмен, обусловленный общественным разделением труда, которое тоже следует рассматривать как составной элемент рынка.
Дальнейшее развитие рынка порождает новые элементы. Обмен с помощью денег формирует товарно-денежные отношения. В орбиту товарного мира включаются все новые и новые виды товаров, в том числе и разнообразные услуги. Регулярность, а затем и всеобщность обмена, создают сферу товарно-денежного обращения. Изучение рынка невозможно без таких его атрибутов, как торговый (купеческий) капитал и торговая прибыль. Наконец, в условиях рынка складываются особые экономические отношения, и это тоже нельзя игнорировать.
Схематически рынок как сложное экономическое явление показан на рис. 12.
Рис. 12. Рынок как совокупность социально-экономических связей
Функции рынка
Рынок, как показано выше, проявляет свою сущность довольно многогранно. Раскрытие его функций усиливает понимание содержательных характеристик рынка. Поэтому остановимся на них подробнее. Одна из них обусловлена тем, что обмен товаров обеспечивает их эквивалентную ценность. Это проявляется двояко: во-первых, в обмене товаров соизмеряются различные индивидуальные затраты труда производителей. Таким образом, они приравниваются к общественно необходимым затратам. В выигрыше остается тот производитель, у которого индивидуальные затраты ниже общественно необходимых. Во-вторых, акт обмена товаров фиксирует степень их полезности. Эту оценку осуществляет покупатель. Она тем выше, чем качественнее приобретаемый товар. Ценность товара падает, если их однородная масса увеличивается на рынке.
Следующая функция рынка находит отражение в сбалансированности между спросом и предложением. Эта его функция регулирует, с одной стороны, потребление, с другой - производство. Она реализует на практике удовлетворение возрастающих потребностей людей при ограниченности ресурсов для производителей. Последние, чтобы решать указанную проблему, вынуждены эффективно и рационально использовать ресурсы. К этому их принуждает и конкурентная борьба между производителями.
Согласование производства и потребления в ассортиментной структуре товаров усугубляет ситуацию. В конце концов, выживает тот, кто более успешно справляется со всеми этими задачами.
Вполне определенной функцией рынка является его роль относительно потребителей, организованный рынок со сложившейся в нем сферой обращения формирует издержки в сфере потребления. Речь идет прежде всего о затратах времени покупателей на приобретение товаров. Они ниже в условиях конкурентного рынка. Продавцы должны учитывать и доходы населения. Если этого не брать во внимание, то нельзя рассчитывать на спрос со стороны покупателей.
Экономическое стимулирование производства - функция рынка, касающаяся преимущественно производителей и работников предприятий (фирмы). Отсюда и двоякое ее проявление. Во-первых, рынок стимулирует производить продукцию с наименьшими затратами. Это требует повышения производительности труда, внедрения на предприятиях достижений науки и техники, осуществления интенсификации производства. Все это позволяет получать не только прибыль, но и сверхприбыль.
Во-вторых, рынок стимулирует активность трудовой деятельности самих работников. Они вынуждены это делать, чтобы не оказаться за воротами предприятия. К активному труду побуждает работников и стремление к получению более высоких заработков.
В условиях рынка реализуется и такая функция, как динамичное, пропорциональное развитие регионов. Для российской экономики это очень важно. Дело в том, что значительное число регионов (89 в настоящее время) не могут развивать экономику во всем многообразии. Общественное разделение труда между регионами и экономические связи устраняют этот недостаток. Позитивно влияют на комплексность развития, на интеграционные процессы экономики регионов и экономические соглашения. Укрепление этих направлений рыночного взаимодействия в конечном итоге благоприятно сказывается на становлении и эффективном функционировании единого всероссийского рынка.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.