Рынок, формируя экономику, предполагает бесчисленное множество участников. В теории и практике их называют по-разному. Наиболее обобщенно всех участников таких отношений можно определить как продавцов, посредников и покупателей. Их называют производителями и потребителями, товаровладельцами и предпринимателями. Все они, так или иначе, выступают в качестве хозяйствующих субъектов или экономических агентов. Распространенной является и такая группировка: домохозяйство, фирмы и государство.
Первое - это прежде всего покупатели, потребители благ и услуг личного характера. Речь идет о приобретении домохозяйствами многочисленных предметов потребления. Представителями домохозяйств являются, как правило, отдельные индивидуумы или семьи. В меньшей мере домохозяйства могут быть производителями, посредниками или товаровладельцами. В данном случае имеется в виду индивидуальная или семейная трудовая деятельность, например, фермерские хозяйства. Осуществление таких функций требует приобретения хозяйствующими агентами средств производства.
Наиболее обширная группа экономических агентов - разнообразные предприятия и фирмы. В России их сегодня сотни тысяч. Называясь по-разному, они осуществляют практически все виды предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую. Производственное предпринимательство - это многочисленные предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, и т.п., производящие материальные блага и услуги. В коммерческом предпринимательстве заняты многочисленные торговые предприятия и фирмы: универмаги, магазины, супермаркеты, ларьки, киоски и т.д. Финансовый бизнес представлен различными банками, финансовыми кампаниями и холдингами, другими регулирующими и инспектирующими финансовыми органами. В рыночных условиях хозяйствования немало и таких субъектов, которые совмещают в своей предпринимательской деятельности все их виды.
Государство как экономический агент реализует свои функции через разветвленную сеть учреждений, организаций и предприятий. Все они, по сути, субъекты хозяйствования. Государственные учреждения, организации и предприятия отличаются друг от друга и количественно и качественно. Их размеры и решаемые экономические задачи отнюдь не одинаковы. В видах деятельности, помимо названных выше, особое значение имеют управленческая, регулирующая, контролирующая и социальная. Главное их назначение в рыночной практике - осуществление экономической политики государства.
Субъектов рыночных отношений, их функционирование нельзя рассматривать в отрыве от объектов хозяйствования. Они столь же многогранны, сколь многочисленны экономические агенты. Тем не менее в обобщенном виде все это ресурсы, капитал, фонды, средства производства, предметы потребления и услуги. При этом перечисленное детализируется и конкретизируется применительно к каждому отдельному субъекту хозяйствования.
Государство, например, обладает ресурсами трудовыми, материальными, природными и финансовыми. Их количественная и качественная характеристика в каждой отдельной стране не однозначна. Это предопределяет редкость и ограниченность различных видов ресурсов. Россия располагает большей частью из них. В условиях рынка одна из первостепенных задач государственных учреждений, организаций и предприятий является эффективное и рациональное использование всех имеющихся в стране ресурсов. Капитал и фонды каждого из предприятий тоже не однозначны. Они могут быть собственными, заемными и арендованными. Их состав во многом зависит от характера выполняемого вида деятельности тем или иным предприятием или фирмой. Размеры субъектов хозяйствования также определяют соотношение используемых в производстве средств. Все это в конечном счете влияет на конечные результаты деятельности предприятий, их возможности не только существовать в условиях рынка, но и конкурировать с производителями, увеличивая свои объемы выпуска продукции.
Схематически изложенное выше представлено на рис. 13.
Рис. 13. Субъекты и объекты рынка
Взаимодействие субъектов и объектов рынка нельзя рассматривать только с организационной или технической точки зрения. В этом взаимодействии реализуется сложная система экономических отношений. Так, владение, пользование или распоряжение объектами характеризует соответствующим образом отношения собственности. Конкретная организационно-правовая структура предприятий отражает уровень реализации организационно-экономических отношений. Технологичность производства, так или иначе, прослеживается в технико-экономических отношениях. Иными словами, взаимодействие субъектов и объектов - это сложное социально-экономическое явление и в условиях рынка его понимание отнюдь не однозначно.
Типы и структура рынка
В литературе существуют различные подходы и критерии оценки рынка. Например, в известном учебнике "Общая экономическая теория (политэкономия)" под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой выделяются следующие типы рынков: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный*1. Первый из названных типов рынка возник на начальном этапе становления товарного производства. Обмен между производителями носил случайный характер, преимущественно в товарной или бартерной форме. На этом этапе под воздействием мотиваций в росте производства нужных потребителям товаров, а также общественного разделения труда происходит дифференциация между членами общества на богатых и бедных.
_____
*1 См.: Экономическая теория (политэкономия) / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.Г. Журавлевой. М.: Рос. экон. акад., 2000. С.103.
Следующий тип - свободный рынок. Его называют еще и классическим. Для него характерны:
- неограниченное количество участников рыночных отношений;
- свободный выбор всеми членами общества видов деятельности;
- наличие свободной конкуренции между производителями;
- движение факторов производства без особых ограничений.
Основу регулируемого типа рынка составляют свободное предпринимательство и воздействие на него государства. Свободная хозяйственная деятельность, основываясь на инициативном, творческом, а порой и рисковом труде, наряду с преимуществами, предполагает определенные социально-экономические последствия. Задача государства - снять или как-то ограничить эти негативные последствия. В связи с этим в ход пускаются различные экономические рычаги: цена, прибыль, госзаказ, налоги и т.п.
Деформированный тип рынка чаще всего характеризуется чрезмерным государственным вмешательством в рыночный механизм саморегулирования. Он существует сам по себе и с помощью присущих ему основных элементов (прибыль, цена, конкуренция, спрос, предположение и др.), обеспечивает развитие экономики. Государство должно поддерживать это развитие, используя свои демократические рычаги для достижения оптимума между регулирующим воздействием и рыночным механизмом.
Содержательной с точки зрения теории и практики является оценка рынка по характеристикам совершенной и несовершенной конкуренции. Экономической основой данной типизации является обеспечение равновесия в целом на рынке, а также между отдельными производителями и потребителями. Главное в достижении этого равновесия - решение трех основных вопросов: что, как производить и для кого производить.
Рынок совершенной конкуренции схож по своей сути со свободным рынком. Здесь множество продавцов и покупателей. Производимая продукция характеризуется однородностью. Каждый из конкурирующих производителей имеет свободный доступ на рынок. Совершенная конкуренция исключает воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену. Она устанавливается в зависимости от спроса на товары и их предложение.
Тип описанного рынка - в значительной степени научная абстракция. Дело в том, что нарушение какого-либо из названных выше принципов рынка совершенной конкуренции - свидетельство его отрицания. В практике рыночного хозяйствования такие нарушения отнюдь не исключение. Тем не менее анализ рынка данного типа необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает господство в экономике монополий, олигополий и монополистической конкуренции. Это реально существующая современная рыночная экономика. Чистая монополия характеризуется производством какого-либо продукта только одной фирмой и высокой степенью контроля над ценами на него. Присущим для олигополий является производство продукта относительно небольшим количеством фирм, контролирующих частично цены. Монополистическая конкуренция предполагает множество производителей, дифференциацию выпускаемой продукции и слабый контроль над ценами.
В литературе, наряду с названными типами рынков, имеются и другие оценки его классификации. Например, структуру рынка разделяют по экономическому назначению объектов рыночных отношений. Речь идет о рынке потребительских товаров и услуг, средств производства, сырья и материалов, рынке труда, ноу-хау, ценных бумаг и др.
Как уже говорилось выше, современный рынок - это довольно развитая экономическая система. Он неодинаков по географическому положению. Его можно рассматривать как местный, региональный, национальный и мировой. Каждый из этих рынков имеет количественную и качественную характеристики.
Рынки различаются и по отраслевому принципу, например, автомобильный, компьютерный, нефтяной, зерновой и др. Структурная характеристика рынка по отраслевому принципу очень важна для оценки экономики, особенно национальной. В частности, высокая развитость зернового рынка в стране свидетельствует о ее продовольственной безопасности. Мощный нефтяной рынок гарантирует энергообеспеченность экономики.
Наконец, рынки отличаются по характеру продаж: оптовый и розничный. Существование первого из них сопряжено в основном с производственным предпринимательством. Хотя нельзя исключать и той значительной роли, которую играет в оптовом обращении товаров торговый капитал. Розничная торговля - удел многочисленных торговых предприятий и отдельных индивидуальных продавцов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 337.