Быстрый рост новых отраслей не может длиться вечно. Когда темпы роста снижаются, переход в стадию зрелости обычно приводит к существенным изменениям в конкурентной среде отрасли. Эту стадию характеризуют следующие признаки:
- Падение потребительского спроса порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Приобретают большое распространение ценовая конкуренция, рост расходов на рекламу и другие агрессивные методы борьбы;
- Потребители становятся более привередливыми и требуют больших выгод при осуществлении повторных покупок. Когда потребители освоили товар и ознакомились с аналогами конкурентов, им легче оценить различные товарные марки и использовать имеющуюся у них информацию для того, чтобы заставить продавцов сделать условия покупки более выгодными.
3. Конкуренция оказывает большое влияние на издержки и уровень обслуживания. Поскольку все производители начинают предлагать товар с теми характеристиками, которые предпочитают покупатели, выбор последних будет зависеть в большей степени от того, какой продавец предложит товар по оптимальному для покупателя соотношению цены и уровня обслуживания.
4. Возникновение серьезных проблем при расширении производственных мощностей. Каждая фирма должна отслеживать планы конкурентов по увеличению производственных мощностей и регулировать свои собственные объемы выпуска продукции, чтобы не допустить перепроизводства по отрасли в целом. В условиях медленного роста отрасли ошибка в определении того, насколько следует увеличить производственные мощности в течение короткого отрезка времени, может отрицательно повлиять на прибыли компании в будущем.
5. Усложнение инновационного процесса и процесса поиска новых способов применения. Для производителей становится сложнее разрабатывать новые товарные модификации, находить новые способы применения товара и поддерживать заинтересованность потребителей.
6. Усиление международной конкуренции. Растущие национальные фирмы начинают поиск возможностей сбыта на зарубежных рынках. Некоторые компании, ищущие пути снижения издержек, переводят свои заводы в страны с дешевой рабочей силой. Усиленная стандартизация товара и распространение ноу-хау в области технологий снижают входные барьеры и дают возможность предприимчивым иностранным компаниям стать серьезными соперниками на рынках многих стран.
7. Доходность отрасли падает периодически или постоянно и оказывает свое негативное влияние на размер прибыли в отрасли.
8. Ужесточение конкуренции порождает ряд слияний и поглощений среди бывших конкурентов, оставляет позади (вне отрасли) слабых, а в целом приводит к консолидации отрасли. Усиливающаяся конкуренция, сопровождающая стадию зрелости, обнаруживает слабость позиций фирм в конкурентной борьбе и вынуждает более слабых конкурентов вести борьбу за выживание, где побеждает сильнейший.
По мере того как развивается стадия зрелости и происходят изменения в условиях конкуренции в отрасли, фирмы могут направить свои стратегические усилия на укрепление своих позиций среди конкурентов.
В отраслях, находящихся на стадии зрелости, стратегический упор необходимо сделать на меры по повышению эффективности и поддержанию уровня прибыльности: сокращение параметрического ряда продукта, совершенствование производственного процесса, сокращение издержек, интенсификацию усилий по стимулированию продаж, расширение интернационализации и приобретение побежденных конкурентов.
Одной из наиболее серьезных стратегических ошибок, которую фирма может допустить, работая в находящейся в стадии зрелости отрасли, является компромисс между низкими издержками, дифференциацией и фокусированием, который в конце концов приведет фирму в состояние "застрявшей на полпути" с неопределенной стратегией, средним имиджем, неузнаваемой на рынке товарной маркой, без конкурентных преимуществ и без всякой надежды стать лидером отрасли.
При определении своей стратегии в тот период, когда отрасль находится в стадии зрелости, нельзя выбирать что-то среднее между низкими издержками, дифференциацией и фокусированием. В этом случае у фирмы не будет возможности создать у покупателей благоприятное мнение о фирме; вырваться в группу лидеров отрасли. Нельзя также жертвовать прочными конкурентными позициями ради сиюминутной прибыли, слишком медленно реагировать на изменение цен, наращивать большие мощности при замедлении темпов роста отрасли, увеличивать расходы на маркетинг.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 348.