В новых отраслях перед фирмами возникает ряд проблем:
- в связи с тем, что новый рынок плохо изучен, нельзя четко определить, как он будет функционировать, как быстро он будет расширяться и каких масштабов он достигнет. Недостаток статистической информации не позволяет четко определить тенденции его развития в будущем.
- большинство ноу-хау, как правило, запатентовано и тщательно охраняется. Некоторые фирмы накапливают патенты для обеспечения себе будущего конкурентного преимущества.
- очень часто не существует единого мнения о том, какая из технологий выиграет в конкурентной борьбе и какие товарные характеристики в наибольшей степени подойдут покупателю. Пока рынок не определится, каждая фирма стремится заставить рынок признать ее собственный стратегический подход к технологии, разработке товара, маркетингу и распределению продукции единственно верным;
- барьеры для выхода на рынок, относительно низкие даже для компаний новичков. Фирмы, не входящие в данную отрасль, но обладающие устойчивым финансовым положением и ищущие для себя новые возможности, будут стремиться в отрасли, если перспективы ее развития благоприятны.
- с ростом объемов производства эффект кривой опыта позволяет существенно снизить производственные издержки;
- фирмы ощущают недостаток информации о своих конкурентах, о том, как быстро продукция находит своего покупателя, какой отклик товар имеет у потребителя. Отсутствуют торговые ассоциации, собирающие и распространяющие информацию;
- так как все покупатели впервые используют данный товар, задачей маркетинга является убедить потенциального потребителя в необходимости покупки и преодолеть его тревоги в отношении характеристик и возможностей товара, а также обойти на этом пути конкурентов;
- большинство потребителей предполагают, что первое поколение товара будет быстро модернизироваться, и не спешат с покупкой, пока технология и товар не усовершенствуются.
- часто у фирм возникают проблемы в связи с поисками надежных поставщиков сырья и материалов;
- большинство компаний, ощущая нехватку средств для поддержания необходимого уровня НИОКР и для того, чтобы пережить трудные времена, заканчивают тем, что сливаются с конкурентами или их приобретают фирмы, работающие в других отраслях и желающие осуществлять инвестиции в растущий рынок.
Главным вопросом, встающими перед фирмами в новых отраслях, является выбор стратегии на первоначальном этапе. Эти стратегии ориентированы на низкие издержки либо на дифференциацию и являются обычно наиболее жизнеспособными. Стратегия фокусирования должна использоваться в тех случаях, когда фирма испытывает нехватку денежных средств и когда в отрасли слишком много технологических достижений, которые невозможно сразу освоить. Для компаний, испытывающих финансовые затруднения, выходом является создание стратегических союзов или совместных предприятий. В связи с тем, что новая отрасль устанавливает свои правила игры и входящая в нее стабильная в финансовом отношении компания, имеющая жизнеспособную мощную стратегию, может опередить их и стать признанным лидером отрасли.
Одной из проблем ведения бизнеса в новой отрасли является то, что постоянно приходится сталкиваться с рисками и оценивать возможности. Чтобы добиться успеха в новой отрасли, компаниям обычно следует придерживаться нескольких рекомендаций.
1. Сделать попытку выиграть первый этап борьбы за лидерство в отрасли, рискуя и используя смелую созидательную стратегию. Широкая или сфокусированная стратегия дифференциации, направленная на достижение превосходства в качестве товара, обычно является наилучшей для достижения начального конкурентного преимущества.
2. Активно поддерживать совершенствование технологического процесса, улучшение качества продукции и разработку привлекательных для потребителя характеристик товара.
3. Сделать попытку использовать любые преимущества первопроходца, выпуская больше моделей товара, улучшая его внешний вид, используя новые технологии и каналы сбыта, заранее обеспечивая производство сырьем, учитывая эффект кривой обучения.
4. Попытаться найти новые потребительские сегменты и новые способы применения товара, расширить географию деятельности. Необходимо сделать для первых покупателей выгодным в финансовом плане использование продукции отрасли первого поколения.
5. Постепенно перенести основной акцент рекламы с ознакомления потребителей с товаром на создание у них благоприятного впечатления от фирмы и торговой марки.
6. Быстро реагировать на появившиеся новые технологии, когда определены пути их дальнейшего развития. Однако такая стратегия связана с большим риском, так как несколько новых технологий конкурируют между собой, затраты на НИОКР высоки, а быстрое развитие науки и техники обесценивает ранее осуществленные инвестиции.
7. Использовать снижение цен для привлечения на рынок группы покупателей, чутких к изменению цен.
8. Прогнозировать и подготовиться к выходу на рынок финансово устойчивых аутсайдеров, использующих агрессивные стратегии. Это возможно в то время, когда предполагаемый риск от инвестиций в отрасль уменьшается.
Сиюминутную выгоду от изначальной победы в борьбе за лидерство благодаря темпам роста и рыночной доле фирме необходимо привести в соответствие с долгосрочной потребностью в создании длительного конкурентного преимущества и неуязвимой позиции на рынке.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 325.