Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товар и деньги.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы лекции.

1. Натуральное хозяйство, его черты и особенности.

2. Товарное производство: сущность, причины возникновения и характерные черты.

3. Товар и его свойства.

4. Сущность и происхождение денег. Функции денег.

5. Тенге в экономике РК: социально-экономические последствия и перспективы.

 

Н атуральное хозяйство, его черты и особенности.

От формы собственности зависит форма организации производства или форма хозяйствования и форма труда (и отношение к труду).

Форма хозяйствования это форма управления факторами производства, распределением и обменом продукта труда.

 Формы хозяйствования характеризуются следующими элементами: господствующей формой собственности, уровнем разделения труда, а также характером обмена и распределения продукта труда.

Исходя из различий этих элементов различают:

 натуральное хозяйство;

 товарное хозяйство;

 плановое хозяйство.

 Натуральная форма хозяйства  присуща странам, где преобладают патриархальные родоплеменных отношения, она характеризуется: низкой производительность ручного труда, примитивные средства производства, замкнутостью хозяйства и натуральным обменом продуктов труда как внутри страны, так и с другими государствами.

К натуральной форме хозяйства относятся:

общинное, рабовладельческое и ранняя стадия феодального хозяйства.

Элементы натурального хозяйства присущи слаборазвитым странам Третьего мира, БСС (бартер).

 

Товарное производство: сущность, причины возникновения и характерные черты.

Товарная форма хозяйства характеризуется высоким уровнем общественного разделения труда, множеством товаропроизводителей, развитой частной собственностью на средства производства и рабочую силу, свободной конкуренцией всех субъектов рынка. Обмен продуктами труда осуществляется путем продажи, т.е. с соизмерением затрат труда.

Товарное производство является основой рыночного хозяйства.

Элементарной формой существования рыночных хозяйств является товар. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

К товарной форме хозяйства:

· капиталистическое хозяйство (дикий капитализм, промышленный капитализм, монополистический капитализм, государственно-монополистический капитализм, социально-ориентированный капитализм). При капитализме товарные отношения становятся всеобщими. Т.е. все факторы производства, в т.ч. и рабочая сила становятся товаром. В этом главная особенность капиталистического хозяйства;

· социалистическое (ограниченное или деформированное товарное);

· постсоциалистическое хозяйство – хозяйство рыночной трансформации.

При социализме товаром являются материальные продукты: некоторые средства производства и продукты труда. Однако земля, фабрики, заводы, колхозы, совхозы и рабочая сила товаром не являлись. Поэтому социалистическое товарное производство характеризуется как деформированное, с ограниченной свободой.

 

Товар и его свойства.

    Результатом производства выступает продукт или благо.

Товар – продукт труда, вещь, изготовленная не для собственного потребления, а для обмена на другие товары.

    Свойство обмениваемости получило название меновой стоимости, что означает способность товара обмениваться на другой товар.

    Потребительная стоимость есть результат конкретного труда, т.е. определенный навык, умение, профессионализм.

    Т.е. в производстве товара принимают участия 2 вида труда – конкретный и абстрактный труд.

    Конкретный труд – труд специфического вида, который характеризуется применением специфических предметов и орудий труда, своеобразием производственного процесса, навыками работника и конкретным результатом, товаром определенной потребительной стоимости.

    Абстрактный труд – есть затраты человеческих усилий, энергии вообще, его мозга, мускулов, есть общественный труд вообще.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.

Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.

Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делится.

Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Цена – денежное выражение стоимости.

Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

Производство благ требует использования ресурсов.

Классификация благ.

1. Ограниченные и свободные.

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.

Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые и потребляемые.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

Значительный вклад в разработку трудовой теории стоимости сделал К. Маркс, разработав положение о Двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Еще до него экономисты пришли к выводу, что товар имеет два свойства: стоимость и потребительскую стоимость, но они не понимали, что эта двоединое свойство вызвана двойственным характером труда. Оппоненты К. Маркса и сегодня считают это утверждение абстрагированим, оторванным от практики.

Трудовая теория стоимости вошла в противоречие с прикладными исследованиями, практическими реалиями. Например, нередко цены не только отклоняются от стоимости, но и формируются вокруг «контролирующего стержня», который отличается от нее.

Согласно трехфакторной концепции, основой стоимости являются такие факторы производства - земля, капитал, труд. Один из родоначальников трехфакторной концепции французский экономист первой половины XIX вв. Жан-Батист Сэй (1767-1832) считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели, землевладельцы и рабочие. Участники производственного процесса не противоречат, а наоборот, дополняют друг друга. Каждый фактор производства создает свою часть стоимости: капитал - процент, труд - заработную плату, а земля - ренту.

Весомый вклад в теорию издержек производства сделали Фредерик Бастиа (1801-1850, Франция), Джеймс Милль (1773-1836, Англия), Джон Мак-Куллох (1789 - 1864, Англия), которые пытались синтезировать различные точки зрения на эту проблему. Рассматривая издержки производства как основу меновой стоимости и цен, они пришли к выводу, что новая стоимость создается не только живым, но и прежним трудом. Ценность блага зависит от количества труда, необходимого для его производства, но на нее также могут влиять другие факторы. Дж. Милль иллюстрирует это так называемым «парадоксом старого вина»: затраты на производство молодого и старого вина одинаковые, а цены существенно отличаются. Отсюда вывод - определяя ценности, необходимо учитывать не только трудовые затраты.

Принципиально новые подходы к определению и анализу стоимости начали формироваться в 70-е годы XIX в. Если трудовая теория стоимости и теория издержек производства давали ответ на вопрос - что является основой формирования стоимости в процессе производства, то представители нового направления отвечали на вопрос - что является основой спроса на товар, как формируется спрос, от чего зависит поведение, выбор покупателей. Эти проблемы стали центральными в их исследованиях и начали разработку теории предельной полезности, которая стала исходным пунктом маржинализма, т.е. теории предельных величин. Приверженцами этого направления были экономисты Уильям Джевонс (1835-1882, Англия), Карл Менгер (1840-1921, Австрия), Фридрих Визер (1851-1926, Австрия), Евгений Бэм-Баверк (1851-1914, Австрия), Леон Вальрас ( 1834-1910, Шейцария), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919, Россия) и другие.

Согласно теории предельной полезности, стоимость товара определяется его предельной полезностью, т.е. той ценностью товара, которую потребитель предоставляет последней единицы товара, потребление которой удовлетворяет его наименее требовательном потребность в этом товаре. Теория предельной полезности основой стоимости (ценности) считает не объективные факторы ее образования (производство товаров), а субъективный фактор - полезность, которую предоставляет благо потребитель. Поэтому эта теория ориентирована на изучение интересов и мотивов деятельности потребителей, что способствовало созданию теории потребительского поведения, которая стала неким компромиссом между различными направлениями экономической науки, в том числе и теории стоимости. Она была разработана английским математиком и экономистом Альфредом Маршаллом (1842-1924). Основой теории потребительского поведения является изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, которые определяют рыночные процессы. На этом основании Маршалл предложил компромиссную теорию цен, акцентируя внимание на значении количественных оценок побуждения мотивов и поступков людей, измерении их с помощью «денежной цены». Он считал, что издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта взаимно регулируются. Анализ потребностей, спроса и полезности позволяет построить модель равновесной цены.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 246.