Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и этапы становления экономической теории.

2. Предмет экономической теории и ее структура.

3. Методы познания экономических явлений и процессов.

Методы познания.

Метод экономической науки - совокупность приемов, способов и принципов с помощью которых выявляется сущность явлений.

· Особенность метода познания: Нет лакмуса, скальпеля, химикатов, микроскопов. Используется метод абстракции.

 Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей - упрошенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными.

· Путь познания: от простого созерцания к абстрактному мышлению и к практике научная абстракция (категория)

Метод Диалектического развития. Исходя из действия трех законов:

· закон перехода количественных изменений в качественные изменения;

· закон единства и борьбы противоположностей;

 Нет явлений без противоречий, именно их разрешение является импульсом развития

· закон отрицания отрицания

Все возвращается на круги своя. Спиралевидное развитие. Новое (технологии, оборудование, менеджмент) начинает новый этап развития фирмы, страны, мировой экономики, через определенный период устаревает.

Метод индукции и дедукции - восхождения от простого к сложному, от сложного к простому. Микроэкономика, макроэкономика.

Метод единства исторического и логического.

Метод единства анализа и синтеза.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построений в рамках моделирования экономических процессов.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа.

Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в таком виде, в каком они существуют, т.е. констатация фактов.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения, т.е. благоприятны или нет данные экономические явления. Он важен при формировании государственной экономической политики.

Экономическая теория выполняет четыре функции: познавательную, практическую, методологическую.

Познавательная функция выражается в изучении и объяснении сути экономических процессов.

Выработка нового знания помогает предвидеть будущее состояние экономики, что, в свою очередь, требует усилий по преобразованию действительности.

Эту роль выполняет практическая функция экономической теории. Практическая функция выступает в форме разработки принципов и методов рационального хозяйствования, научного обоснования экономической стратегии проведения реформ экономической жизни.

Практическая функция экономической теории тесно связана с экономической политикой. Принцип связи: «идеи – решения».

Экономическая политика – это целенаправленная система мер государства по регулированию хозяйства.

Методологическая функция выражается в том, что экономическая теория является теоретическим фундаментом для целой группы наук:

– отраслевых (экономика строительства, промышленности, сельского хозяйства и т. д.);

– функциональных (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и др.);

– межотраслевых (статистика, эконометрика, экономическая история, демография и т. д.).

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику данной дисциплины.

Тема 2. Общественное производство

План лекции: (1 час)

1. Производство и его роль в жизни общества.

2. Ресурсы и факторы производства.

3. Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.

4. Необходимость ресурсосберегающих технологий. Перспективы РК в развитии ресурсосберегающих технологий.

 

Вопросы лекции.

1. Собственность как экономическая категория. Субъекты и объекты собственности.

2. Юридические формы реализации собственности.

3. Национализация, разгосударствление и приватизация собственности. Современная экономическая система Казахстана.

4. Экономические системы: значение, сущность, типология.

 

Вопросы лекции.

1. Натуральное хозяйство, его черты и особенности.

2. Товарное производство: сущность, причины возникновения и характерные черты.

3. Товар и его свойства.

4. Сущность и происхождение денег. Функции денег.

5. Тенге в экономике РК: социально-экономические последствия и перспективы.

 

Товар и его свойства.

    Результатом производства выступает продукт или благо.

Товар – продукт труда, вещь, изготовленная не для собственного потребления, а для обмена на другие товары.

    Свойство обмениваемости получило название меновой стоимости, что означает способность товара обмениваться на другой товар.

    Потребительная стоимость есть результат конкретного труда, т.е. определенный навык, умение, профессионализм.

    Т.е. в производстве товара принимают участия 2 вида труда – конкретный и абстрактный труд.

    Конкретный труд – труд специфического вида, который характеризуется применением специфических предметов и орудий труда, своеобразием производственного процесса, навыками работника и конкретным результатом, товаром определенной потребительной стоимости.

    Абстрактный труд – есть затраты человеческих усилий, энергии вообще, его мозга, мускулов, есть общественный труд вообще.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.

Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.

Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делится.

Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Цена – денежное выражение стоимости.

Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

Производство благ требует использования ресурсов.

Классификация благ.

1. Ограниченные и свободные.

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.

Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые и потребляемые.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

Значительный вклад в разработку трудовой теории стоимости сделал К. Маркс, разработав положение о Двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Еще до него экономисты пришли к выводу, что товар имеет два свойства: стоимость и потребительскую стоимость, но они не понимали, что эта двоединое свойство вызвана двойственным характером труда. Оппоненты К. Маркса и сегодня считают это утверждение абстрагированим, оторванным от практики.

Трудовая теория стоимости вошла в противоречие с прикладными исследованиями, практическими реалиями. Например, нередко цены не только отклоняются от стоимости, но и формируются вокруг «контролирующего стержня», который отличается от нее.

Согласно трехфакторной концепции, основой стоимости являются такие факторы производства - земля, капитал, труд. Один из родоначальников трехфакторной концепции французский экономист первой половины XIX вв. Жан-Батист Сэй (1767-1832) считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели, землевладельцы и рабочие. Участники производственного процесса не противоречат, а наоборот, дополняют друг друга. Каждый фактор производства создает свою часть стоимости: капитал - процент, труд - заработную плату, а земля - ренту.

Весомый вклад в теорию издержек производства сделали Фредерик Бастиа (1801-1850, Франция), Джеймс Милль (1773-1836, Англия), Джон Мак-Куллох (1789 - 1864, Англия), которые пытались синтезировать различные точки зрения на эту проблему. Рассматривая издержки производства как основу меновой стоимости и цен, они пришли к выводу, что новая стоимость создается не только живым, но и прежним трудом. Ценность блага зависит от количества труда, необходимого для его производства, но на нее также могут влиять другие факторы. Дж. Милль иллюстрирует это так называемым «парадоксом старого вина»: затраты на производство молодого и старого вина одинаковые, а цены существенно отличаются. Отсюда вывод - определяя ценности, необходимо учитывать не только трудовые затраты.

Принципиально новые подходы к определению и анализу стоимости начали формироваться в 70-е годы XIX в. Если трудовая теория стоимости и теория издержек производства давали ответ на вопрос - что является основой формирования стоимости в процессе производства, то представители нового направления отвечали на вопрос - что является основой спроса на товар, как формируется спрос, от чего зависит поведение, выбор покупателей. Эти проблемы стали центральными в их исследованиях и начали разработку теории предельной полезности, которая стала исходным пунктом маржинализма, т.е. теории предельных величин. Приверженцами этого направления были экономисты Уильям Джевонс (1835-1882, Англия), Карл Менгер (1840-1921, Австрия), Фридрих Визер (1851-1926, Австрия), Евгений Бэм-Баверк (1851-1914, Австрия), Леон Вальрас ( 1834-1910, Шейцария), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919, Россия) и другие.

Согласно теории предельной полезности, стоимость товара определяется его предельной полезностью, т.е. той ценностью товара, которую потребитель предоставляет последней единицы товара, потребление которой удовлетворяет его наименее требовательном потребность в этом товаре. Теория предельной полезности основой стоимости (ценности) считает не объективные факторы ее образования (производство товаров), а субъективный фактор - полезность, которую предоставляет благо потребитель. Поэтому эта теория ориентирована на изучение интересов и мотивов деятельности потребителей, что способствовало созданию теории потребительского поведения, которая стала неким компромиссом между различными направлениями экономической науки, в том числе и теории стоимости. Она была разработана английским математиком и экономистом Альфредом Маршаллом (1842-1924). Основой теории потребительского поведения является изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, которые определяют рыночные процессы. На этом основании Маршалл предложил компромиссную теорию цен, акцентируя внимание на значении количественных оценок побуждения мотивов и поступков людей, измерении их с помощью «денежной цены». Он считал, что издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта взаимно регулируются. Анализ потребностей, спроса и полезности позволяет построить модель равновесной цены.

 

Вопросы лекции.

1. Сущность и виды рынка.

2. Конкуренция: понятие и виды.

3.Инфраструктура рынка. Основные элементы инфраструктуры современного рынка.

 

Сущность и виды рынка.

Самое простое понятие рынка - это место купли и продажи товаров. С развитием товарно-денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различные виды рынка товаров);

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

а) частная собственность;

б) свобода предпринимательства и возможность выбора;

в) личный интерес как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

е) ограниченная роль государства.

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

Можно выделит различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Подробнее об этих рынках пойдет в главе 8.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

 

Вопросы лекции.

1. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

2. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.

3. Равновесная цена. Нарушения рыночного равновесия.

4. Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности.

 

IV . Свободная конкуренция.

V . Развитая инфраструктура рынка. Банковская система, рынок ценных бумаг, система страхования рисков, информационные технологии.

В некоторых странах существуют школы развития предпринимательства, т.н. бизнес-инкубаторы, где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д.

Различаются виды предпринимательства: некоммерческое и коммерческое.

1. Некоммерческое предпринимательство. Это деятельность благотворительных фондов, культурно-просветительная деятельность, меценатство. Цель- достижение социального эффекта. Эта предпринимательская деятельность направлена на возмещение издержек рынка, нивелирование (сглаживание) издержек рынка, таких как социальное неравенство и социальная несправедливость. С позиций стратегической оценки эффект может быть более масштабным. В современном рынке Эффект имиджа, Имени, Марки высоко ценится, хотя цифрами трудно измерить. Кроме того есть прямая связь между спонсорством и рекламой. В экономической литературе редко эту деятельность связывают с предпринимательством.

2. Коммерческое предпринимательство и бизнес- это деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

    Определение фирмы (предприятия):

с организационно-экономической – предприятие – это организационно-экономическая единица, представляющая объединение работников в единую кооперацию труда для масштабной производственно-хозяйственной деятельности;

с социально-экономической – предприятие – это трудовой коллектив, объединенный общностью целей и задач, единством экономических интересов;

с технико-экономической – предприятие – это комплекс средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в ходе которого идет производство благ и оказание услуг.

Принципы деятельности фирм:

- экономическая свобода, самостоятельность в решении экономических задач;

- ориентация деятельности на коммерческий успех;

- материальная заинтересованность в результатах;

- хозяйственный риск и материальная ответственность;

- поиск новых, нестандартных решений.

Высшая цель фирмы – получение дохода и прибыли.

Другие цели:

- экономия ресурсов,

- качество продукции,

- рост ПТ,

- снижение затрат на ед. продукции и др.

Функция фирм:

- создание ценностей;

- обеспечение конкурентных преимуществ на рынке;

- выбор правильной рыночной стратегии.

 

Признаки фирмы:                                  форма собственности

                                                              величина фирмы  

        

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм:

 

q Индивидуальное, или частное предпринимательство;

q Товарищество, или партнерство;

q Корпорация (акционерное общество)

 

Индивидуальное предпринимательство это вид бизнеса, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность.

 

Преимущества: Недостатки:
Легко учредить Ограниченность финансовых средств
Значительная свобода действий Трудности совмещения функций контроля и управления
Стимул для эффективной деятельности Полная финансовая ответственность

 

Товарищество, или партнерство – это бизнес, которым владеют два и более человек. Также как и индивидуальное партнерство не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы.

Преимущества: Недостатки:
Легко учредить Возможность возникновения несогласованность действий в управлении
Широкие финансовые возможности Риск распада фирмы при выходе одного из владельцев
Широкая специализация в управлении Неограниченная финансовая ответственность

 

Корпорация – это есть совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую вкладом в акции.

Преимущества: Недостатки:
Широкие возможности привлечения капитала Возможности для экономических злоупотреблений
Ограниченная ответственность преимущества объединения капиталов Двойное налогообложение
Привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций Разделение функций собственности и контроля

    

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.

Малый бизнес В современной экономике образует самый крупный сектор экономики. Без существенных капиталовложений позволяет расширить производство потребительских товаров и услуг; вовлекает в производство материальные и финансовые средства населения; создает возможность для трудоустройства. Численность достигает 10-15 человек. За рубежом наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчерного предпринимательства.
Средний бизнес Выполняет менее заметную роль. Непрочен поскольку приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством. Исключение составляют фирмы монополисты в выпуске какой-либо специфической продукции (ремонт городских часов, ремонт инвалидной техники и т.д.). Численность работников составляет 50-500 человек.
Крупный бизнес Отличается большей прочностью, чем остальные формы предпринимательства. Монопольное положение на рынке позволяет производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Численность составляет свыше 500 человек.

 

Традиционные теории фирмы основываются на предположении о максимизации прибыли и дают возможность выработки различных прогнозов цен  объемов производства в зависимости от уровня конкуренции на том рынке, на котором работает фирма. Максимум общей прибыли в условиях совершенной конкуренции достигается при достижении равенства между ценой (Р) и предельными издержками (МС): Р = МС. Если Р > МС, то производство следует расширять. Если Р<МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до той степени, когда предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

В условиях несовершенной конкуренции для получения максимальной прибыли объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции. Если МR>МС производство следует расширять, если МR< МС производство следует сокращать, если МR =МС, то фирма получает максимальную прибыль.

Современные теории фирмы делают акцент на исторически сложившемся разделении собственности и контроля. Такое разделение при условии несовершенства товарных рынков и рынка капиталов позволяет менеджерам фирм преследовать и иные цели, отличные от максимизации прибыли. Управленческие теории фирмы анализируют последствия для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли. Другой современной альтернативой традиционной теории являются поведенческие теории фирмы, в которых предположение о максимизации чего бы то ни было заменено предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня.

 

3. Развитие предпринимательства в Казахстане.

Фермерская деятельность

Фермерство (крестьянское хозяйство) – одна из самых распространенных в настоящее время в Казахстане форм малого бизнеса.

Фермерским хозяйством называют семейно-трудовое объединение лиц, которое использует в своей деятельности сельскохозяйственные земли и производит продукцию сельского хозяйства, а также осуществляет ее переработку и реализацию.
Фермеры - физические лица, ведущие свой бизнес без образования юридического лица.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства – преимущественно родственники главы хозяйства - супруги, дети (родные и усыновленные по закону), родители и т.п. Некровная родня – «свойственники» - также имеют право быть членами фермерства.

Формы крестьянского (фермерского) хозяйства:
• семейное предпринимательство на базе общей совместной собственности;
• фермерское хозяйство в форме личного предпринимательства;
• фермерское хозяйство на базе общей долевой собственности (простое товарищество) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

Любой дееспособный гражданин Республики Казахстан (достигший 18 лет) имеет право возглавить крестьянское хозяйство и представлять его интересы и заключать правозаконные сделки. При болезни или вынужденном длительном отсутствии глава фермерского хозяйства может делегировать полномочия какому-либо другому члену хозяйства.

Опыт показывает, что самыми прибыльными являются фермерские хозяйства с узкой специализацией, а также те, в которых широко применяются передовые технологии и современные методы организации рабочего процесса.

 






Вопросы лекции.

1. Издержки производства и издержки капитала.   

2. Классификация издержек производства.

3. Предельные издержки производства. Закон убывающей отдачи.

4. Сущность прибыли и ее виды. Предельный доход.

 

Вопросы лекции.

1. Рабочая сила и рынок труда. 

2. Сущность и формы заработной платы.

3. Рынок капитала и процентный доход.

4. Рынок земли. Рента и ее виды. Цена земли и арендная плата.

 

1. Рабочая сила и рынок труда. 

 

Рынок труда (РТ) - это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Особенностями РТ являются:

§ большая продолжительность взаимоотношений продавцов и покупателей. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолётен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на РТ взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника;

§ большая роль, которую играют на РТ неденежные факторы – сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат и др.;

§ значительное воздействие, которое оказывают на РТ различные институциональные структуры – профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и др. Это связано с тем, что продавцы рабочей силы – наёмные работники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определённый уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

РТ может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.

Для такого рынка характерно:

§ наличие большого количества предприятий, конкурирующих между собой за то, чтобы нанять нужных работников;

§ наличие многочисленных рабочих нужной квалификации;

§ ни одно предприятие, ни один рабочий не имеет сильного влияния на РТ.

Совокупный спросна труд на рынке совершенной конкуренции определяется путём суммирования спроса на труд индивидуальных фирм. А фирма, решая вопрос о том, какое количество рабочих нужно нанять, должна определить цену спроса на труд, т.е. заработную плату. Цена же спроса на труд зависит от предельной производительности труда, т.е. прироста продукции, полученного в результате найма дополнительной единицы труда.

Т.о., спрос на труд на рынке совершенной конкуренции определяется двумя показателями заработной платы и стоимостью предельного продукта. Зависимость между величиной заработной платы (W) и размером спроса на рабочую силу (L) выражается в виде кривой спроса на труд (Dl) – убывающей линии (рис.1). Она показывает, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.

Совокупное предложение труда зависит от многих факторов, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны, доля в ней экономически активного населения, квалификация рабочих и т.д.

Предложение труда так же, как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь иная. Кривая предложения (Sl ) показывает, что при повышении заработной платы предложение труда возрастает, а при её снижении – падает. На графике – возрастающая линия (рис.2).

 

Рис. 1. Кривая спроса на труд.                    Рис. 2. Кривая предложения труда.

             
   

 

 



Вопросы лекции.

1. Понятие макроэкономики. Национальная экономика и ее основные цели.

2. Измерение результатов функционирования национальной экономики. Система национальных счетов.

3. Макроэкономические показатели, способы их измерения. Дефлятор ВНП.

 

Вопросы лекции.

1. Экономический рост, его факторы и показатели.

2. Типы экономического роста.

3. Цикличность экономики. Характеристика фаз цикла.

4. Экономический кризис. Классификация и периодичность кризисов.

 

1. Экономический рост, его факторы и показатели.

Экономическое развитие и экономический рост выражают движение экономики. Но если экономическое развитие включает спады и подъемы деловой активности в обществе, т.е. содержит положительную и отрицательную тенденцию, то экономический рост – это положительная динамика экономической жизни. Результатом экономического роста является увеличение ВНП (реального и потенциального) основы возрастания экономической мощи государства. Поэтому обеспечение экономического роста – центральная задача любого государства, приоритетная цель экономической политики.

Экономический рост измеряется: либо темпами роста реального увеличения ВНП (НД), либо темпами увеличения ВНП (НД) в расчет на душу населения.

Основная конечная цель экономического роста – повышение материального благосостояния населения, обеспечение социального прогресса и поддержание национальной безопасности.

Факторы экономического роста различают по способу воздействия их на производственные возможности: прямые и косвенные. Прямые – непосредственно определяют физическую способность к росту (5 основных факторов):

- количественное и качественное увеличение человеческого капитала (трудовых ресурсов);

- улучшение структуры и увеличение основного капитала (производственного капитала);

- совершенствование организации производства;

- рост объема вовлекаемых природных ресурсов;

- рост предпринимательской способности в обществе.

Косвенные – влияют на возможность превратить способность в действительность, чтобы у каждого потенциального инвестора появилось сильное желание вкладывать капитал и финансовые ресурсы (собственные и заемные). Их группируют (3 группы факторов):

- факторы предложения, к которым, например, относят: уменьшение монополизации рынка, снижение цен на производственные ресурсы, налогов на прибыль, расширение кредитов и т.п.;

- факторы спроса, например, рост расходов потребительских, государственных, расширение экспорта и др.;

- факторы распределения – повышение доходов собственников факторов производства, в соответствии с ростом их производительности, распределение ресурсов и др.

Наиболее важным условием, обеспечивающим рост реальных доходов и продукта является повышение производительности труда.

 

  2. Типы экономического роста.

Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный происходит за счет количественного увеличения прямых факторов роста. Интенсивный – в результате качественного совершенствования прямых факторов роста (прогрессивная технология, повышение квалификации работников и др.)

Экстенсивный тип экономического роста позволяет обществу быстро освоить природные ресурсы, расширяет занятость людей, но вместе с тем, это затратный характер развития производства, порождающий технический застой.

Интенсивный тип экономического роста основан на использовании достижений НТР, НТП. В условиях интенсивного типа рост объема производства превышает издержки производства, т.е. осуществляется за счет роста производительности труда.

В реальной жизни оба типа экономического роста переплетаются, дополняют друг друга. Расширение производства сопровождается улучшением качественных характеристик вновь вводимых производственных факторов. Поэтому характеризуя реальный тип экономического роста, отмечают его как преимущественно интенсивный или преимущественно экстенсивный, в зависимости от того, какие факторы роста превалировали в увеличении реального ВНП (НД).

Инвестиции в человеческий капитал - целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы.

Формирование теории человеческого капитала и эффективности инвестиций в человеческий капитал относится к 60-80-м гг. XX в., связано с работами Т. Шульца, Г. Беккера, Э. Денисона, Д. Минцера и др. За исследования поведенческих аспектов в максимизации выгод на уровне личной и семейной жизни человека, в т.ч. от получения образования Г. Беккер получил Нобелевскую премию.

Человеческий капитал стал рассматриваться как долговременный экономический ресурс, прибыльность использования которого с течением времени (по мере накопления знаний, опыта) возрастает.

Инфляция и ее виды.

Инфляция присуща экономике с бумажно-денежным обращением. Проявляется в форме повышения товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

    В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

§ Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

§ Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

§ Инфляцию спроса

§ Инфляцию издержек

§ Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

§ Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

§ Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

§ Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обычно рассчитывается государственными органами статистики.

§ Неожидаемая

§ Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Типы инфляции

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Причины инфляции

§ милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;

§ дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);

§ кредитная экспансия банка правительству (предоставление кредитов);

§ импортируемая инфляция;

§ инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

3. подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен;

4. импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

5. экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены

 


Вопросы лекции.

1. Сущность финансов и финансовой системы. Функции финансов.

2. Налоги и их сущность. Виды налогов.

3. Сущность и формы кредита. Принципы кредитования.

4. Денежно–кредитная политика: сущность, цели, инструменты.

 

Виды кредита

Прибыль банка = Ссудный процент — Депозитный процент

Как следует из представленной формулы, банк, торгуя кредитами, чтобы получать прибыль, должен поддерживать соотношение:

Ссудный процент ≥ Депозитный процент

Важнейшими источниками кредита выступают:

§ средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме амортизации;

§ часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты заработной платы и т.п.;

§ предназначенная для капитализации часть прибавочной стоимости, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

§ движение средств бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов;

§ образование доходов и накоплений населения.

Виды кредита по срокам:

Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный
Менее 1 года 1-3 (5) лет Более 3 (5) лет

Национальной экономики.

Вопросы лекции:

1. Сущность и цель государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

2. Сущность социальной политики, ее направления и функции.

3.  Причины дифференциации доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и этапы становления экономической теории.

2. Предмет экономической теории и ее структура.

3. Методы познания экономических явлений и процессов.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 217.