Сущность и происхождение денег. Функции денег.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, универсальное средство обмена.

    Эволюция форм денег:

1. товарные доденежные эквиваленты 2. Золотые, серебряные монеты 3. Билонные монеты 4. Бумажные деньги 5. Кредитные деньги

    С ростом п.с. и расширением рынка постепенно выделился один товар, который стал выполнять роль всеобщего эквивалента.

    Деньги выполняют следующие 3 функции: средство обращения, мера стоимости, средство сбережения (накопления).

1. Средство обращения - они должны обязательно признаваться каждым покупателем и продавцом.

2. Мера стоимости - денежная единица должна быть сопоставима для сравнения стоимости товаров и услуг.

3.  Средство сбережения (накопления) - обеспечение их владельцу покупательную стоимость в будущем.

Причем деньги должны выполнять эти функции одновременно.

    В зависимости от степени ликвидности выделяют следующие показатели:

М1 = банкноты, биллонные монеты + денежные средства на текущих счетах.

М2 = М1 + сберегательные и срочные вклады.

М3 = М2 + вклады в специализированные учреждения, особые виды накоплений.

    Денежное обращение – непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и мера стоимости, обслуживающих кругооборот товаров и услуг. 

 

Тенге в экономике РК: социально-экономические последствия и перспективы.

Важным событием 90-х годов ХХ столетия в РК стало введение в ноябре 1993 г. собственной валюты — тенге, что позволило сформировать суверенную денежную систему. Макроэкономической и финансовой стаби­лизации в Казахстане способствовало создание отечественной банковской системы, в короткое время ставшей лидером СНГ по уровню своего развития.

Государство в тот период проводило активную политику по созданию привлекательного инвести­ционного климата, гарантировав твердое соблюдение своих контрактных обязательств. В итоге уже в первые годы реформ приток зарубежных инвестиций насчитывал миллиарды долларов. В промыш­ленность пришли новейшие технологии и современный производственно-управленческий опыт.

 

Тема 4.  Рынок. Структура и инфраструктура рынка

Вопросы лекции.

1. Сущность и виды рынка.

2. Конкуренция: понятие и виды.

3.Инфраструктура рынка. Основные элементы инфраструктуры современного рынка.

 

Сущность и виды рынка.

Самое простое понятие рынка - это место купли и продажи товаров. С развитием товарно-денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различные виды рынка товаров);

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

а) частная собственность;

б) свобода предпринимательства и возможность выбора;

в) личный интерес как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

е) ограниченная роль государства.

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

Можно выделит различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Подробнее об этих рынках пойдет в главе 8.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 238.