Тема 6. Фирма как основа организации в рыночной экономике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы лекции.

1. Предпринимательство и его виды.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3. Развитие предпринимательства в Казахстане.

Эволюция взглядов на предпринимательство. Сущность предпринимательства. Условия развития предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательства. Классификация фирм и их роль в экономике.

Развитие предпринимательства в Казахстане.

Предпринимательство и его виды.

Предпринимательство - это свободная, инициативная деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляющего новые комбинации факторов производства с целью увеличения прибыли и достижения социально-экономического эффекта. Эта деятельность всегда сопряжена с разного рода рисками.

Немецкий исследователь Шумпетер связывал предпринимательство с изготовлением нового продукта, внедрением нового метода производства, освоением нового рынка сбыта и рынка ресурсов, проведением реорганизации.

Для предпринимательства характерно не только получение высокой прибыли, но и достижение высокого Имиджа.

Бизнес - это часть предпринимательства. Бизнес это делание денег по принципу “здесь и сейчас”. Здесь одна цель- получение выгоды. Но получение выгоды требует инициативы, новаторства, риска, т.е. всех факторов предпринимательства. Предпринимательство - это стратегический бизнес, т.е. учитывает долгосрочные условия деятельности, социально-экономические последствия.

Предприниматель предвидит и избегает негативные последствия своей деятельности. Бизнес - это дело, приносящее доход, который является приоритетным в сравнении с такими элементами предпринимательства как Имидж, рейтинг. Есть понятие “криминальный бизнес”, но нет понятия “криминальное предпринимательство”.

 

Условия, необходимые для развития предпринимательства и бизнеса:

I . Экономические:

· Частная собственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая форма собственности. 

· Свобода выбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта и чистой прибыли.

· Наличие условий для формирования первоначального капитала. ,

· Знания требований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Не все могут стать предпринимателями, нужны определенные способности.

· Свободный доступ к информации, ее достоверность.

 

П. Политические:

· Политическая стабильность

· Экономическая политика, направленная на развитие рыночных отношений.

 

Ш. Юридические:

· Правовое регулирование предпринимательства

· Правовая грамотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнения для всех субъектов общества.

 

IV . Свободная конкуренция.

V . Развитая инфраструктура рынка. Банковская система, рынок ценных бумаг, система страхования рисков, информационные технологии.

В некоторых странах существуют школы развития предпринимательства, т.н. бизнес-инкубаторы, где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д.

Различаются виды предпринимательства: некоммерческое и коммерческое.

1. Некоммерческое предпринимательство. Это деятельность благотворительных фондов, культурно-просветительная деятельность, меценатство. Цель- достижение социального эффекта. Эта предпринимательская деятельность направлена на возмещение издержек рынка, нивелирование (сглаживание) издержек рынка, таких как социальное неравенство и социальная несправедливость. С позиций стратегической оценки эффект может быть более масштабным. В современном рынке Эффект имиджа, Имени, Марки высоко ценится, хотя цифрами трудно измерить. Кроме того есть прямая связь между спонсорством и рекламой. В экономической литературе редко эту деятельность связывают с предпринимательством.

2. Коммерческое предпринимательство и бизнес- это деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

    Определение фирмы (предприятия):

с организационно-экономической – предприятие – это организационно-экономическая единица, представляющая объединение работников в единую кооперацию труда для масштабной производственно-хозяйственной деятельности;

с социально-экономической – предприятие – это трудовой коллектив, объединенный общностью целей и задач, единством экономических интересов;

с технико-экономической – предприятие – это комплекс средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в ходе которого идет производство благ и оказание услуг.

Принципы деятельности фирм:

- экономическая свобода, самостоятельность в решении экономических задач;

- ориентация деятельности на коммерческий успех;

- материальная заинтересованность в результатах;

- хозяйственный риск и материальная ответственность;

- поиск новых, нестандартных решений.

Высшая цель фирмы – получение дохода и прибыли.

Другие цели:

- экономия ресурсов,

- качество продукции,

- рост ПТ,

- снижение затрат на ед. продукции и др.

Функция фирм:

- создание ценностей;

- обеспечение конкурентных преимуществ на рынке;

- выбор правильной рыночной стратегии.

 

Признаки фирмы:                                  форма собственности

                                                              величина фирмы  

        

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм:

 

q Индивидуальное, или частное предпринимательство;

q Товарищество, или партнерство;

q Корпорация (акционерное общество)

 

Индивидуальное предпринимательство это вид бизнеса, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность.

 

Преимущества: Недостатки:
Легко учредить Ограниченность финансовых средств
Значительная свобода действий Трудности совмещения функций контроля и управления
Стимул для эффективной деятельности Полная финансовая ответственность

 

Товарищество, или партнерство – это бизнес, которым владеют два и более человек. Также как и индивидуальное партнерство не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы.

Преимущества: Недостатки:
Легко учредить Возможность возникновения несогласованность действий в управлении
Широкие финансовые возможности Риск распада фирмы при выходе одного из владельцев
Широкая специализация в управлении Неограниченная финансовая ответственность

 

Корпорация – это есть совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую вкладом в акции.

Преимущества: Недостатки:
Широкие возможности привлечения капитала Возможности для экономических злоупотреблений
Ограниченная ответственность преимущества объединения капиталов Двойное налогообложение
Привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций Разделение функций собственности и контроля

    

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.

Малый бизнес В современной экономике образует самый крупный сектор экономики. Без существенных капиталовложений позволяет расширить производство потребительских товаров и услуг; вовлекает в производство материальные и финансовые средства населения; создает возможность для трудоустройства. Численность достигает 10-15 человек. За рубежом наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчерного предпринимательства.
Средний бизнес Выполняет менее заметную роль. Непрочен поскольку приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством. Исключение составляют фирмы монополисты в выпуске какой-либо специфической продукции (ремонт городских часов, ремонт инвалидной техники и т.д.). Численность работников составляет 50-500 человек.
Крупный бизнес Отличается большей прочностью, чем остальные формы предпринимательства. Монопольное положение на рынке позволяет производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Численность составляет свыше 500 человек.

 

Традиционные теории фирмы основываются на предположении о максимизации прибыли и дают возможность выработки различных прогнозов цен  объемов производства в зависимости от уровня конкуренции на том рынке, на котором работает фирма. Максимум общей прибыли в условиях совершенной конкуренции достигается при достижении равенства между ценой (Р) и предельными издержками (МС): Р = МС. Если Р > МС, то производство следует расширять. Если Р<МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до той степени, когда предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

В условиях несовершенной конкуренции для получения максимальной прибыли объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции. Если МR>МС производство следует расширять, если МR< МС производство следует сокращать, если МR =МС, то фирма получает максимальную прибыль.

Современные теории фирмы делают акцент на исторически сложившемся разделении собственности и контроля. Такое разделение при условии несовершенства товарных рынков и рынка капиталов позволяет менеджерам фирм преследовать и иные цели, отличные от максимизации прибыли. Управленческие теории фирмы анализируют последствия для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли. Другой современной альтернативой традиционной теории являются поведенческие теории фирмы, в которых предположение о максимизации чего бы то ни было заменено предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня.

 

3. Развитие предпринимательства в Казахстане.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 257.