«Проблема прав ребенка и их защита, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной».
Свидетельством тому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия таких масштабных документов, как Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка 1989 Федеральная программа «Дети России» (1995 г.), направленная на выживание и жизнеобеспечение, и ряд других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г.) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению, в которой провозглашена приоритетность прав детей в обществе и обоснованы международные стандарты этой социальной политики. Президентом Российской Федерации изданы соответствующие Указы, а Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, направленных на социально-правовую защиту детей, будущего нашей страны. В соответствии с этими документами были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства и социально-правовой защиты детей. В 1996 году был принят новый Семейный кодекс, включивший в себя принципиально новые подходы к устройству, социальному обеспечению и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, принята Федеральная программа «Дети России», разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. Правительством Российской Федерации с 1991 года принято 249 постановлений, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации. В проблеме охраны и защиты детства условно можно выделить два главных аспекта: 1) социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и других детских учреждений); 2) психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, учебно-воспитательных учреждениях и т.п.). Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей, подростков и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный, прежде всего, на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к ним отношения, гармонизацию его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это, прежде всего, требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, в том числе и в первую очередь к детям. Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом: взрослыми и детьми, каждым человеком - необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. 46% опрошенных респондентов не скрывают, что «пользуются авторитарными методами воспитания, нарушая гражданские права детей» . Международные организации: ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ - в своих документах неоднократно подчеркивали эту важную роль информации и просвещения в утверждении прав и свобод человека. Информация и просвещение должны быть постоянным видом деятельности всех правительственных и неправительственных организаций. Для эффективности социально-правовой защиты детства (СПЗД) необходимо создание системы социальных институтов, изучающих проблемы детства, и подготовка специалистов, способных к практическому разрешению проблем СПЗД. В условиях подготовки специалистов по социальной работе в вузах требуется практико-ориентированное образование, способствующее достижению профессиональной компетентности студентов в вопросах СПЗД. Аспекты социально-бытовой, трудовой, медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации и защиты прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их семей . 25 ноября 1995 г. Правительством Российской Федерации был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и последующее 3 апреля 2000 года Постановление Правительства РФ № 123 «О социальной поддержке детей-инвалидов», где были определены основные направления социальной работы с данной категорией детей, и ряд других Постановлений Правительства РФ о неотложных мерах по социальной защите детей из раз- личных социальных категорий. Однако до сих пор так и не разработаны механизмы этой работы и, тем более, не представлены техники и технологии социально-правовой защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, не произошла комплексная реорганизации системы социально-правовой защиты несовершеннолетних именно на государственном уровне. Новые структуры встраиваются в действующую систему, приспосабливаются к ней, решают частные проблемы, и в результате обеспечивают ее дальнейшее существование с минимально возможными изменениями, даже не заботясь о привлечении молодых специалистов, выпускников социальных вузов. Основные причины такого положения мы видим в следующем: - отсутствие комплексного анализа существующей социальной ситуации. Решение проблем наркомании, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних невозможно без анализа их общего корня: социальной дезадаптация. В результате принимаемые меры не приводят к ожидаемому эффекту, а социальная дезадаптация проявляется в новых формах; - предлагаемые программы работы с несовершеннолетними группы риска исходят из административно-бюрократической логики (ведомственное разделение функций, вертикальная подчиненность по ведомственным линиям и т.д.), что значительно затрудняет реальное решение проблем социально-правовой защиты в отношении каждого конкретного ребенка, обычно носящих комплексный, межведомственный характер; - значительный разрыв между теорией и практикой: в настоящее время издается достаточно много литературы по теории и истории социальной работы, а по технологии и методике лишь незначительная часть; - в каждом регионе Российской Федерации вузы готовят специалистов но социальной работе для эффективного функционирования социальных учреждений нового типа, где этим специалистам можно было бы вести целенаправленную работу с детьми и молодежью по адаптации, реабилитации, даже по организации досуга детей и молодежи, приложить полученные знания и умения. Однако эта проблема не перестает быть актуальной именно из-за отсутствия необходимых механизмов работы с детьми по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности в рамках реализации Государственной системы профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности. В теории и практике социально-правовой защиты детства в образовательных и социальных учреждениях встречаются противоречия, трудности и проблемы: 1) количество детей, попавших в кризисные ситуации (бездомных, безнадзорных, беспризорных, малолетних правонарушителей, детей, оставшихся без попечения родителей, растет из года в год, но, кроме малоэффективной официальной государственной системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности, ничего альтернативного в последнее время не предложено; 2) актуальна проблема приемных семей, семейных детских домов, опеки, попечительства и усыновления именно как социальных институтов, имеющих в первооснове своей устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, и Правительством Российской Федерации издано немало постановлений о порядке устройства детей под опеку, на усыновление, в приемные семьи не только как граждан Российской Федерации, но и в семьи лиц без гражданства и семьи иностранных граждан; 3) юное материнство имеет тенденцию к росту, но нет научных и методических разработок, позволяющих вести его профилактику в школьных или специальных условиях (центрах, клубах, клиниках, лечебно-профилактических учреждениях, ), нет программ но половому воспитанию детей и подростков.
В Семейный кодекс РФ внесено две новые главы , регламентирующие процесс подготовки и установления опеки, попечительства и усыновления и их последствия, а вот о технологии этого сложного процесса, порождающего новые правоотношения между опекунами, попечителями и подопечными, между усыновителями и усыновленными, нет. Тогда как не только опекунам, попечителям, приемным родителям и усыновителям необходимо знать не только свои гражданские права в соответствии с Семейным кодексом, но и создать условия для соблюдения этих прав и тем более для предупреждения их нарушения. Свобода человека, права человека и гражданина, их генезис, социальные корни и назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества. Человек, его права и свободы в настоящее время объявлены высшей ценностью. Еще никогда не ставился вопрос так остро, как сейчас: без признания прав человека в полном объеме и без надежной системы его обеспечения государством нет демократии, нет свободы. При этом не имеет значения, в области каких отношений проявляют себя и реализуются эти права. Среди субъектов прав и свобод, закрепленных как в международных, так и в государственных правовых актах, особое место отводится детям. Ф.М. Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка. Повторять-то повторяют, да при этом мало руководствуются этой абсолютно нравственной мыслью. Политические, экономические и социальные преобразования, происходящие в мировом сообществе, привели к падению жизненного уровня большей части населения планеты, дальнейшему обострению социальной напряженности и возникновению нестабильности. Наиболее подвергнутыми негативному воздействию со стороны государства и общества оказались дети, как самая уязвимая, самая незащищенная часть человечества. В силу своего небольшого жизненного опыта, ограниченной правосубъектности, зависимости от родителей или заменяющих их лиц, они не имеют реальной возможности защищать свою жизнь и права столь же эффективно, как взрослые люди. Сказанное выше подводит к мысли, что дети нуждаются в особой охране и защите со стороны мирового сообщества и, в первую очередь, непосредственно государства и его органов. Проблема формирования безопасного для детей пространства становится особенно актуальной в современных условиях, когда преобладающей тенденцией общественного развития является мировая глобализация, понимаемая как формирование единого мира, мирового сообщества, функционирующего на базе общих законов развития, далеко не всегда учитывающая отдельную личность. Глобализация породила демографическую проблему, для решения которой насущным стало проявление политической воли и признание властью приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов ребенка. Проблема защиты и охраны детства поистине является судьбоносной, ибо беззащитные дети прерывают связь времен, выживание общества ставится под угрозу, в опасности находится сама человеческая цивилизация. Ребенок в любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь. Без этого любое общество обречено на гибель, поскольку постоянная забота о смене поколений — непременное условие сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. Бедственное положение детей — показатель тяжело больного общества и, чтобы вылечить его, необходимо "ускорение процесса реформирования законодательства в сфере защиты детства", что было рекомендовано еще в заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года. Для решения данной проблемы нужна целенаправленная государственная политика по обеспечению механизма реализации и защиты прав детей, для чего необходимо наличие политической воли и проявление в данном вопросе заботы первых лиц государств. Практическое значение работы состоит в том, что правовая охрана детства предстает как комплексная система, имеющая свой предмет, принципы и методы, позволяющие показать гражданское состояние и правовой статус подрастающего поколения
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 314.