«Развитие социального аспекта в воспитании в 18 веке»
К началу XVIII столетия зародились элементы новых социальных отношений и новых подходов к воспитанию человека. В XVII в., с которого идет отсчет Нового времени, появилась целая плеяда мыслителей, чьи педагогические взгляды отражали время рационализма и индивидуализма, по-новому представляли природу человека и воспитания. Повысился интерес к естественным наукам, изучению природы. Ф. Бэкон целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Он фактически признавал принцип природосообразного воспитания. Стремление к обязательному изучению естественных наук и реализации принципа природосообразности проявилось в творчестве выдающегося педагога Я. А. Коменского .Он впервые попытался обосновать и применить на практике методику общественного воспитания в школах. Я.А.Коменский считал, что школы должны быть воспитательно-образовательными учреждениями для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.
Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения и до 6 лет должна быть материнская школа, т. е. дети воспитываются в семье под руководством матери.
Вторая ступень — это школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет, где начинается подготовка к жизни в ходе усвоения знаний на языке своего народа, формируется общая картина мира, приобретаются необходимые навыки и умения.
Третьей ступенью образования являлась латинская школа (гимназия) для юношей 12—18 лет.
Четвертую, заключительную ступень школьного образования, по Я. А. Коменскому, составляли академии для молодых людей 18 — 24 лет.
Ведущую роль в переустройстве общества Коменский отводил социальному воспитанию в системе общественных учебных заведений.
Педагогическая система Дж. Локка ориентирована на воспитание джентльмена, делового человека и сочетает в себе несколько аспектов: физическое воспитание, нравственное воспитание и умственное образование, которые должны быть взаимосвязаны.
Ведущим Д.Локк считал нравственное воспитание, цель которого видел в выработке правильного представления о добродетели. Причем нравственное воспитание он связывал с воспитанием разума и полезностью, а также волей. Задачи нравственного воспитания определяли и образовательную программу. Ее цель Дж.Локк видел не только в сообщении начальных сведений по различным дисциплинам, но и в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям. В то же время образование у Дж. Локка выступало своеобразным средством развития нравственных качеств личности.
Определяя методы воспитания и обучения, Дж.Локк ратовал за формирование у ребенка устойчивых положительных привычек
Определенный вклад в развитие педагогических идей просвещения в XVIII в. внес английский мыслитель Дж. Беллерс, который развивал идею преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Выступая горячим сторонником общественного воспитания, Дж. Беллере считал, что такое воспитание способствует гармоническому развитию личности, выгодному для общества в целом.
Эпоха Просвещения (конец XVII —XVIII в.) охватила многие страны Западной Европы и Северной Америки. Развивая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения стремились обосновать необходимость изменения общества путем просвещения народа. В эту эпоху вопросы социального воспитания вновь выступили на первый план. В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре. Изменения отмечены в сфере образования и воспитания, повсеместно стали создаваться государственные общеобразовательные, профессиональные и воспитательные учреждения, были открыты Академия наук. Важное значение для развития этих процессов имели реформы Петра I в области просвещения. В обществе укреплялось понимание необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения. Появились новые государственные учебно-воспитательные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка. В первой четверти XVIII в. во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные) школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий.
В 1721 г. по инициативе известного церковного и общественного деятеля Феофана Прокоповича был открыт Дом сирот и бедных детей. Для них он написал специальную учебную книгу «Первое учение отрокам» с советами правильного воспитания детей. Развитие просвещения и воспитания в России Ф.Прокопович рассматривал как основное условие процветания государства, ибо был сторонником общественных форм воспитания и образования. В «Духовном регламенте» он разработал план устройства духовной академии, которая должна открывать своим воспитанникам дорогу не только к церковным, но и гражданским делам. Ф.Прокопович написал «Букварь», выдержавший 12 изданий. В предисловии к нему обоснована важность раннего воспитания детей.
О внимании к светскому воспитанию говорит и факт издания в этот период руководства «О правилах поведения светского юношества». Издание было подготовлено по указанию Петра I и впервые было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти». Руководство предварялось букварем и краткими нравоучениями из Священного писания. В основной части выделены два раздела: нормы этикета в разговоре и стиль поведения в разных ситуациях. Юноше рекомендовалось почитать родителей, быть вежливым
Вопросы воспитания в рассматриваемый период приобрели в России большое социальное значение и служили предметом острой общественной борьбы. Широкого и полноценного образования и воспитания для всех детей, независимо от сословной принадлежности, требовал А.Н.Радищев — просветитель, писатель, философ. Целью воспитания он определял формирование патриотизма, под которым понимал свободу, вольность, равенство всех людей. Радищев утверждал: способности людей различны и во многом зависят от воздействия природной и социальной среды. Подчеркивая социальный характер воспитания, А.Н.Радищев отмечал, что людям свойственны общественные инстинкты и стремления. Человек, писал, он, существо общественное и создан жить в обществе себе подобных1.
Основой индивидуального развития А. Н. Радищев считал природные задатки, а воспитание и окружающую среду — его движущей силой. Причем общественной среде и воспитанию он отводил важнейшую роль в формировании человека. Как, впрочем, и физическому, умственному, нравственному воспитанию.
Главный путь нравственного воспитания молодежи, по А. Н. Радищеву, связан с ее участием в борьбе с общественным злом, социальной несправедливостью. Поэтому важно воспитывать у молодежи любовь к добру и ненависть к злу.
Многие идеи А.Н.Радищева о воспитании были восприняты его последователями. В частности, идея о соотношении частного и общественного воспитания, сущность нравственного воспитания, роль примера в воспитании, поощрение и наказание, пути умственного воспитания были рассмотрены в педагогическом трактате А.Д.Бестужева «О воспитании».
В целом можно отметить, что в России в XVIII в., во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учебно-воспитательных учреждений, во-вторых, были сформулированы ценные идеи, о социальном воспитании граждан, в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и молодежи.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 247.