«Теория и практика социального воспитания после октябрьской революции 1917 г.»
К 1917 г. характер и особенности развития социально-педагогического процесса в России определялись логикой ее буржуазного развития, становлением индустриального общества, усиливающимся поворотом к социально-экономическим и политическим моделям западного типа. В воспитании и образовании нарастали либерально-демократические тенденции, раздавались требования необходимости учета и органичного сочетания общечеловеческих и национальных элементов. Наметились изменения старых стереотипов массового сознания, складывался новый менталитет, менялся характер социализации подрастающих поколений, сложились предпосылки развития социальной педагогики как новой среды знаний.
Переломным моментом в развитии социально-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель трудовой школы, «школы труда», которая была разработана на Западе и имела некоторое распространение в дореволюционной России.
В 1917— 1918 гг. было принято около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству; 9 (22) ноября 1917 г. учреждена Государственная комиссия по просвещению, ставшая в тот период центром педагогической мысли. В обстановке борьбы различных идей и мнений вырабатывались важнейшие документы по строительству новой системы воспитания и образования: «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (Декларация) (1918 г.), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) и др. Указывая на то, что дети должны активно участвовать во всей школьной жизни, пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную товарищескую взаимопомощь, «Основные принципы...» (Декларация) подчеркивали мысль, что дети, «готовясь стать гражданами государства, должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы», а занятия должны быть подчинены «трудовому знакомству с окружающей ребенка природой и общественной средой»'. В них также отмечалась необходимость обратить особое внимание на реализацию воспитательных функций школы, выработку характера, развитие воли.
Не менее актуальными были положения «Основных принципов...» о структуре и основах школьного самоуправления, призванного готовить учащихся к активному участию в демократических формах управления общественной жизнью; о роли педагогов, которые должны уметь быть «старшими братьями разновозрастной семьи, каковой является школа».
В процессе подготовки названных документов, а также разделов второй Программы партии (март 1919 г.), посвященных политике партии и Советского государства в области народного образования особенно остро встали проблемы взаимоотношения школы и общества, системы просвещения и пролетарского государства. Педагоги-марксисты ориентировались на то, что школа должна выполнять особые функции воспитания и непролетарских, и полупролетарских слоев населения. Такое расширение социальной функции учебно-воспитательных учреждений могло бы осуществиться только при условии самого активного включения школы в борьбу за победу нового общественного строя. Советское правительство стремилось всячески восстанавливать и развивать систему образования и воспитания; в государственном бюджете на долю просвещения в 1920 г. приходилось до 10% национального дохода.
В целом первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы, поскольку в них обосновывалась идея гуманного отношения к личности ребенка, объявленного высшей ценностью общества. Ставилась задача способствовать развитию воли, характера, интернационалистических чувств ребенка, исходить из его интересов и потребностей, из социальных инстинктов и влечений, направленных в общественное русло, воспитывающих нового человека.
В рассматриваемых документах отмечалось также, что только социализм может гарантировать развитие такого важного общественного качества, как коллективизм, обеспечить условия для воспитания добровольной дисциплины, готовности работать на пользу трудящихся всего мира. Отмечалось, что социализм, в отличие от буржуазного общества, способствует раскрытию природных способностей человека и его всестороннему развитию. Новая учебно-воспитательная система предусматривала создание не только органов школьного самоуправления. В феврале 1918 г Наркомпрос в целях углубления демократизации ввел в школе выборы учителей и административно-управленческого персонала.
Первые шаги школьной реформы вызвали в стране неоднозначное отношение. Так, В. В.Зеньковский отмечал, что коммунистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, так как разъединяет детей по классовому принципу. Он также отвергал идею атеистического воспитания, отрешавшую ребенка от духовности.
У оппозиционно настроенных педагогов, среди которых можно выделить С.И.Гессена, И.М.Гревса, И.А.Ильина, Н.О.Лосского и других возражение вызвала концепция трудовой школы. Они считали, что в такой школе может пострадать умственное развитие и гуманитарное воспитание ребенка.
Многие дореволюционные педагоги со страниц журналов «Новая школа», «Свободное воспитание и свободная школа», «Народный учитель», «Педагогическая мысль» выступали с позиции идеи независимости воспитания и школы от политики, «свободного воспитания» и др. И. И. Горбунов-Посадов говорил, что для него нет детей ни красных, ни белых, что все дети нуждаются в заботе об их развитии. Значительная часть теоретиков педагогики считали, что цели воспитания определяются самой природой ребенка, его возрастом, желаниями и потребностями, а необходимым условием свободного развития личности является аполитичность школы. В декабре 1917 г. — марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, которые были не удовлетворены происходящим в стране и настаивали на демократическом решении проблем образования и воспитания.
Лучшие представители научно-педагогической интеллигенции пытались противостоять «разрушительным началам» образовательной политики новой власти. Они не принимали критерии «классовости», отстаивали духовность человеческой природы, требовали от реформаторов сделать процесс становления новой школы более естественным и безболезненным.
Среди педагогов, не принявших Октябрьской революции, был С.Т.Шацкий. Он был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками, отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. В журнале «Свободное воспитание» (1918, № 3) С.Т.Шацкий опубликовал статью «Дети и общество», в которой еще раз говорил о необходимости соотнести цель воспитания с целью социального окружения, в котором происходит воспитательный процесс: в качестве строительного материала важно использовать в обучении и воспитании все лучшее в детской субкультуре.
Одновременно с перестройкой прежней школьной системы начался процесс складывания марксистской теории воспитания. Эту работу возглавили Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, М. Н. Покровский. Ими был проведен критический анализ буржуазной системы воспитания и школы. Руководствуясь классовым подходом в оценке общественных процессов, они рассматривали воспитание как социальное явление, подчеркивая зависимость его целей от общественного строя; как планомерное, целенаправленное воздействие, формирующее человека с коммунистическими взглядами, стремлениями, убеждениями и поступками, указывали на классовый и исторический характер воспитания, на значимость его конкретных условий, экономического развития и политики господствующего класса. Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что цели воспитания должны определяться идеалом человека, а для нового общества — человека, воспитанного в духе борьбы за коммунистическое общество.
Как известно, первым наркомом просвещения стал Л.В.Луначарский (1917). Его публикации были посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания. Наиболее отчетливо это проявилось в статье «О социальном воспитании» (1918). В ней была поставлена проблема нового воспитания, обсуждалось, кто должен воспитывать детей в новых условиях — семья или общество; для кого их нужно готовить — для семьи или для общества? Естественно, лично А.В.Луначарский отдавал предпочтение общественному над личным. Он считал, что с конца XIX в. вопросы социализации, подготовки человека к жизни в интересах общества выдвинулись на первый план, что обусловлено развитием капиталистических отношений в России, разрушением патриархальной семьи, использованием женского труда, когда государство вынуждено было брать воспитание детей на себя. Но такая система социального воспитания осуществлялась лишь в интересах буржуазной власти.
По А.В.Луначарскому, социальное воспитание в условиях социалистического государства должно быть организовано совсем по-другому. Противоречия между семейным и общественным воспитанием будут сняты. Целью воспитания станет социальное воспитание граждан в духе коммунизма, гармоническое развитие каждой отдельной личности. Более того, в процессе строительства нового общества, когда государство постепенно «отомрет», воспитание, считал А.В.Луначарский, станет по-настоящему общественным.
Семейное воспитание при социализме также должно стать социальным. Женщина, занятая трудом на общественном производстве, будет освобождена от тяжких семейных обязанностей. Дети будут собраны в специальных учебно-воспитательных заведениях, где их воспитанием займутся специально подготовленные педагоги. Именно в таких условиях можно создать систему «нормального воспитания», способную готовить гармонически развитых и социально-мыслящих людей.
А. В. Луначарский считал, что при радикальном переустройств школы труд должен играть в ней важную роль, что за ним нужно непременно сохранить его воспитательную силу. Статья 12 Положения о единой трудовой школе о превращении школы в школу коммуну указывала на то, что основой такого учебно-воспитательного заведения должен быть производительный труд.
Главным идеологом Народного комиссариата просвещени (Наркомпроса), проводником идеи коммунистического воспитания молодого поколения была, по сути, Н.К.Крупская. Ей принадлежали работы по вопросам социального воспитания детей.
Работы Н. К. Крупской, содержащие критический анализ буржуазной школы и педагогики, способствовали постепенному переходу дореволюционных ученых-педагогов (П. П. Блонского Н.Н.Иорданского, С.Т.Шацкого и др.) на классовые позиции социалистической педагогики. Сформулированные педагогами марксистами положения о цели воспитания, социальной функции школы, факторах воспитания личности и т.д. имели большое значение для развития методологии советской педагогической науки и системы воспитания того времени в целом. Так стремление С.Т.Шацкого заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудило его через два года после революции принять предложение Наркомпроса о сотрудничестве В 1919 г. он создает Первую опытную станцию по народному образованию. Это было уникальное учреждение, куда вошли 14 начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детски сады, читальни, и где исследовалось влияние среды на социальное развитие ребенка.
Определенное значение в рассматриваемый период имели взгляды на систему образования и воспитания П. П. Блонского. В 1918 г он создал «Курс педагогики» — «учебное пособие для высших учебных заведений, училищ, институтов, курсов». В 1919 г. в дв частях выходит его книга «Трудовая школа» — первый проект трудовой школы, создание которой развернулось в 1920-е гг. В не' предусматривалось осуществление учащимися разнообразной трудовой деятельности. Так, для школ I ступени предполагались раз личные виды самообслуживания, а также ручной труд. В школа II ступени организовывался труд учащихся на фабриках и заводах Однако такой подход приводил к перекосу в распределении учебного времени, ибо три четверти его уходило на трудовую деятельность и лишь одна могла использоваться на общеобразовательных занятиях.
Весной 1921 г. позиция П. П. Блонского существенно меняется В журнале «Народное просвещение» ученый опубликовал стать «Марксизм как метод решения педагогических проблем», в которой он полностью разрывает с прежними взглядами на построение трудовой школы.
С первых дней после Октябрьской революции 1917 г. одной из насущных социально-педагогических проблем была проблема формирования нового человека, получившая отражение в работах Н. К. Крупской и А. В.Луначарского. Они отмечали, что только при условии полного совпадения социальных целей школы с личными запросами и интересами ее воспитанников возможен естественный истинно психологический процесс формирования юной личности. Не ребенок для школы, а школа для ребенка — только выполнение этого требования позволит превратить школу в подлинный дом радости и свободного духовного развития.
С первых послереволюционных лет важнейшей социально-педагогической задачей стало гармоничное развитие детей, подростков и молодежи. Идея всестороннего развития личности привлекала многих педагогов. В ее основе лежали представления социалистов-утопистов о человеке будущего, концепции многих зарубежных и отечественных философов-идеалистов, различные религиозно-этические воззрения, а также народные представления о совершенстве человека, отразившиеся в сказаниях, былинах, легендах. Утверждалось, что при коммунизме, само определение которого происходит от латинского слова «общий», восторжествуют духовные, подлинно человеческие потребности, отвечающие общественной природе хомо сапиенс.
Уже в первых своих выступлениях послереволюционных лет А.В.Луначарский отмечал, что к «дорогим и неоспоримым идеалам коммунистической педагогики» относятся идеи всестороннего развития личности и политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом. Социальную роль образования он усматривал в создании физической и социальной среды, соответствующей материальным и духовным потребностям человека. Позиция А.В.Луначарского хоть и была близка взглядам Н.К.Крупской, все же отличалась большей гибкостью, акцентом на культурные ценности человечества. Ему была близка идея соединения марксизма с общечеловеческими и педагогическими ценностями. А. В. Луначарский считал, что всестороннее развитие личности возможно лишь в условиях бесклассового общества и, строя новое общество, мы тем самым закладываем фундамент для всестороннего развития человека. Кроме того, он был убежден, что задачи всестороннего развития личности решает не только школа. Большая роль в этом принадлежит самообразованию и самовоспитанию: музеям, библиотекам, театрам, народным университетам, курсам, обществу в целом.
По мнению Н. К. Крупской, реализовать идеи всестороннего развития личности сможет только пролетариат и только в условиях социалистического общества, когда «свободная», «истинно демократическая школа» обеспечит подготовку людей «умеющих строить общественную жизнь».
Цели и задачи новой школы были изложены Н. К. Крупской в январско-февральском номере журнала «Народное просвещение» за 1918 г. По ее мнению, важно было воспитывать всесторонне развитых людей с «общественными» инстинктами, которые имели бы цельное мировоззрение и понимали, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни, людей, подготовленных к труду, умеющих строить «разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь». Другими словами, Н. К. Крупская ратовала за идеал всесторонне развитой личности коммунистического типа.
Вообще проблемы воспитания постоянно находились в поле зрения советской власти. Уже в одном из первых документов нового государства «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) особо подчеркивалась воспитательная функция школы как государственного учреждения, выдвигалась главная задача — воспитание строителя социалистического общества и, в соответствии с этим, определялись наиболее важные морально-нравственные черты и качества, которые должны быть присущи гармонически развитой личности: настойчивость, трудолюбие, дух солидарности и пролетарского интернационализма. Трудовой принцип рассматривался как ведущий во всей целостной системе воспитания.
Важной задачей воспитания было в тот период формирование у детей общественной активности и самостоятельности, чему способствовала трудовая помощь школьников фронту и семьям красноармейцев. Ребята изготавливали перевязочные средства, чинили шинели и белье для армии, оказывали помощь семьям фронтовиков в обработке земли и уборке урожая, ремонте жилья.
Октябрьская революция 1917 г. внесла смятение и раскол в детское общественное движение, игравшее важную роль в социализации подростков. Идеологические структуры советского государства рассматривали существующие скаутские объединения как вредные, буржуазные и поэтому фактически запретили их. Одни скауты покинули Россию и создали новые отряды в изгнании. Другие, из числа оставшихся в России, заняли нейтральную позицию по отношению к советской власти. Третьи стали на сторону нового «режима», пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. В середине 1918 г. по инициативе школьно-санитарного отдела Наркомздрава, Наркомпроса и органов всевобуча были созданы отряды юных коммунистов (ЮКов), которые стремились в работе с детьми использовать метод «скаутинга». В законах юков выделялись такие ценностные ориентиры, как верность трудовому народу, честность, скромность, вежливость, сострадательность, бережливость, трудолюбие. Однако отряды юков, по выражению Н. К. Крупской, «слишком рабски подражали скаутизму» и просуществовали недолго. Они были распущены в 1919 г.
Определенная часть скаутов продолжала вести в основном замкнутую, внутриотрядную жизнь, но уже в нелегальных условиях. Впоследствии все они были репрессированы.
Одновременно проходил процесс создания новых пролетарских детских объединений, среди которых выделялись «Юные красноармейцы» на Урале, «Детский пролеткульт» в Туле, «Муравейник» в Перми и др.
Уже тогда, в первые послереволюционные годы, в воспитательную практику внедряли идеи коллективистского воспитания, причем с использованием общественно значимого труда, связи школьного коллектива с окружающей жизнью. Примером этого может служить педагогический опыт С. Т. Шацкого. Его школы в Первой опытной станции по народному образованию тесно сотрудничали с населением.
Ведущим принципом организации и развития детского коллектива являлось школьное самоуправление. В Костроме, например, даже существовал «ученический губисполком», объединявший ученические исполкомы школ города.
В воспитательной работе с детьми уже тогда заметное внимание уделялось внеклассной и внешкольной работе. Ее основной формой стала клубная работа. В детских клубах, создаваемых на предприятиях, при клубах взрослых и непосредственно в школах работали различные кружки.
Новые идеи и принципы социалистической педагогики проверялись и совершенствовались в опытно-показательных школах. Если в 1919 г. их было всего около 30, то в 1920/21 учебном году уже около 100. Многие такие учебные заведения имели неплохую материальную базу и кроме определенного уклона (сельскохозяйственного или индустриального) разрабатывали важные педагогические проблемы: организации школьного коллектива, связи умственного, трудового, физического и эстетического воспитания и т.д.
Интересным оказался опыт и Второй (Шатурской) опытной станции по народному образованию. Здесь кроме апробирования новых методов общественного воспитания была выстроена система непрерывного воспитания, начиная с дошкольного возраста и заканчивая взрослыми людьми. Основной задачей была подготовка «новых граждан, умелых и приспособленных ко всякому делу работников-творцов... с готовыми навыками к управлению и самоуправлению, с выработанным при помощи общественного воспитания и совместной координированной работы коллективистическим мышлением»1.
В 1920 г. состоялись две конференции работников опытно-показательных учреждений Наркомпроса, на них обсуждались проблемы школьного самоуправления, связи школы с жизнью, трудового воспитания и обучения, участия учителей и школьников в культурно-просветительной работе среди населения.
Определенное развитие в послереволюционные годы получили так называемые школы-коммуны и школы-клубы. Первые, как правило, имели интернаты и создавались преимущественно в сельской местности в бывших помещичьих усадьбах. Иногда они включали в себя детский сад и профессиональную школу.
В конце 1918 г. в промышленных центрах России появляются школы-клубы для подростков, работающих на предприятиях, там они получали возможность разумно организовать свой досуг. Работа проводилась по секциям, учитывающим интересы молодежи: хоровая, драматическая, резьбы по дереву, столярная, музыкальная, литературно-общественная, художественная и т.д. Кроме того, в клубах велась большая общественная работа: подростки посещали кружки по изучению Конституции РСФСР и политики советской власти, слушали лекции, участвовали в литературных вечерах, встречались с известными людьми.
К этому времени относится и создание школ рабочей молодежи для подростков и юношей до 18 лет. Помимо учебных занятий в них проводилась большая общественная и культурно-просветительная работа: лекции, концерты, вечера, встречи и т.д., действовали и свои органы самоуправления.
В 1917—1920 гг. кроме школ по первоначальному обучению взрослых грамоте существовали различные краткосрочные общеобразовательные курсы, школы взрослых повышенного типа, курсы среднего образования, народные университеты, школы I ступени, школы II ступени, высшие крестьянские школы, школы для рабочих подростков и т.д. Появлялись и совершенно новые типы образовательных учреждений для взрослых, такие, как рабфаки и совпартшколы.
Декретом О правилах приема в высшие учебные заведения от 2 августа 1918 г. всем гражданам страны предоставлялось право поступать в любое высшее учебное заведение без предъявления документов об образовании. С целью подготовки желающих учиться из среды рабочих и крестьян создавались подготовительные курсы, которые переросли затем в подготовительные факультеты при вузах. В 1919 г. были приняты сразу два постановления Нар-компроса РСФСР об организации рабочих факультетов, а 17 сентября 1920 г. обнародован Декрет О рабочих факультетах.
На основе опыта деятельности различных курсов и школ по подготовке агитаторов и инструкторов к работе с населением к 1920 г. сложился тип школы по подготовке организаторов хозяйственной, советской, партийной, культурной работы — совпартшколы, в деятельности которых основное место заняла общеобразовательная подготовка. И вообще в этот период большое вни мание уделялось андрагогике — науке о воспитании взрослых людей.
В первые послеоктябрьские годы сложилась единая государственная система внешкольного образования под эгидой Наркомпроса. В целях объединения всей просветительной работы 12 ноября 1920 г. был учрежден Главполитпросвет. Были определены и основные принципы деятельности учреждений внешкольного образования: общедоступность, планомерность, контроль со стороны населения и др.
Чтобы осмыслить первый опыт внешкольного образования взрослых, создавались научные центры — Институт внешкольного образования в Петрограде, ректором которого избрали известного деятеля внешкольного образования В. А.Зеленко, автора книги «Практика внешкольного образования в России» (1919); группа научных консультантов в Наркомпросе РСФСР; научная группа в Нижнем Новгороде и др. Издавались журналы и бюллетени по внешкольному образованию, проводились многочисленные конференции и совещания, прошел I Всероссийский съезд по внешкольному образованию (май 1919 г.).
После Октябрьской революции началась реорганизация высшего педагогического образования. В частности, в 1917—1919 гг. создавался новый тип высшей педагогической школы в регионах — педагогические институты. Основу составляли вузы, которые ранее не были педагогическими, в том числе и учительские.
В 1919— 1920 гг. в стране сложился единый тип высшего педагогического учебного заведения — институты народного образования, призванные готовить специалистов в области внешкольного и школьного дела.
Педагогические учебные заведения строились как педагогические центры, которые должны были вести общественно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Их задача состояла в подготовке педагогов, способных не только трудиться в школе, но и быть организаторами взрослой среды, проводниками культуры и грамотности.
Важнейших частью педагогического образования становится подготовка специалистов к активной общественной деятельности с детьми и взрослыми. С этой целью педагогическая практика проводилась как в школах, так и в детских домах, детских колониях, музеях, библиотеках, рабочих клубах, школах-коммунах, профорганизациях. Широко использовалась кружковая и экскурсионная работа, способствовавшая укреплению связи с жизнью.
Однако большинство детей в школе не учились. Революция 1917 г. и гражданская война привели к разрушению экономики, распаду общественных и семейных связей. В результате — рост числа сирот и беспризорных и вставшая перед страной задача срочного спасения детей.
В феврале 1919 г. начал свою работу Российский совет защиты детей, в функции которого вошли охрана здоровья, организация питания и снабжения одеждой, создание сети учебно-воспитательных учреждений, где воспитанники сочетали бы учебу с общественно полезной деятельностью и производительным трудом.
Если в 1919 г. количество беспризорных, находившихся в специальных детских учреждениях, составило 125 тыс. человек, то к началу 1921 г. — 540 тыс. детей.
В первые послереволюционные годы возникла идея о необходимости передачи государству всей социальной работы с детьми. По мнению Н.К.Крупской и А.В.Луначарского, именно государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение детей, чтобы изолировать их от влияния семьи. Все существо- ' вавшие прежде детские приюты передавались в ведение секций социального обеспечения губернских отделов народного образования.
В годы гражданской войны наиболее острой становится проблема массовой детской беспризорности: к 1920 г. в России насчитывалось свыше 4 млн. таких детей. Еще в январе 1918 г. Совнарком издал Декрет О комиссиях для несовершеннолетних, которым поручалась организация работы с беспризорными. Поначалу проблемы защиты детей возлагались на Наркомат социального обеспечения, но с конца 1918 г. эти функции были переданы Наркомпросу. В губерниях комиссии по несовершеннолетним находились в ведении отделов народного образования или отделов социального обеспечения и здравоохранения.
Для упорядочения работы в данном направлении в феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей при Наркомпросе, куда вошли представители наркоматов труда, продовольствия, здравоохранения, социального обеспечения. Однако эффективность работы Совета была незначительной. В условиях гражданской войны и разрухи у этого государственного органа явно не хватало сил и возможностей. Поэтому в 1920 г. была создана Комиссия при ВЦИК РСФСР по улучшению жизни детей, которую возглавил Ф. Э.Дзержинский. Сюда кроме представителей наркоматов вошли члены рабоче-крестьянской инспекции, ВЦИК, Всероссийского центра профсоюзов. И что очень важно, комиссия имела в губерниях сначала своих уполномоченных, а затем и отделы при местных Советах депутатов. Комиссия оказывала детям помощь продовольствием, жильем, топливом, одеждой; принимала решения, касающиеся охраны жизни и здоровья подрастающего поколения.
Огромная работа по спасению детей была проведена во время голода 1921 г. Началась массовая перевозка детей из бедственных районов в другие регионы, где создавались детские дома.
В целом революционные события 1917 г. коренным образом изменили всю общественную жизнь, в том числе и такие ее сферы, как образование и воспитание. Определенную ясность по вопросам строительства новой системы подготовки молодежи к жизни внесли «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.) и др. Названные правовые акты принципиально меняли внутренние и внешние стороны обучения и воспитания подрастающего поколения.
В отличие от прежней школы новые проекты Наркомпроса были больше обращены к жизни, труду, природе и обществу. Дети получали сведения об основных социальных институтах, знакомились с их происхождением и развитием, узнавали, как создавалась новая технологическая среда и как складывались новые социальные отношения.
Конечно, документы по новой школе несли на себе печать романтических устремлений и надежд идеологов большевистской партии на скорую победу мировой революции и коммунистическое преобразование жизни. Тем не менее в первые годы советской власти они способствовали утверждению демократических принципов единой трудовой школы — бесплатной и доступной всем. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, было установлено равенство мужчин и женщин в сфере образования и воспитания.
Новым звеном образовательно-воспитательной системы, отражающим социальные процессы в городе и на селе, стала сеть воспитательных учреждений для дошкольников: детские очаги и ясли, детские сады и площадки, детские дома и дома ребенка. Они охватывали дошкольной работой в первую очередь фабрично-заводские центры.
В 1917— 1921 гг. зарождалась советская педагогика, формулировались основополагающие принципы воспитания, которые опирались на марксистские идеалы коммунистического воспитания, а также на теоретический и практический опыт зарубежной и отечественной гуманистической педагогики.
Однако уже тогда в воспитательно-образовательной сфере проявились отдельные негативные черты, связанные с безраздельным господством коммунистической идеологии, с нетерпимостью к инакомыслию, классово-партийным подходом.
К сожалению, в результате преобразований лишилась возможности оказывать прежнюю социализирующую роль церковь. Советское государство взяло на себя безраздельную функцию социально-педагогической помощи нуждающимся детям и их семьям.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 234.