Тема Вашего зачетного выступления №18
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Теория и практика социального воспитания после октябрьской революции 1917 г.»

К 1917 г. характер и особенности развития социально-педаго­гического процесса в России определялись логикой ее буржуазно­го развития, становлением индустриального общества, усилива­ющимся поворотом к социально-экономическим и политическим моделям западного типа. В воспитании и образовании нарастали либерально-демократические тенденции, раздавались требования необходимости учета и органичного сочетания общечеловеческих и национальных элементов. Наметились изменения старых стерео­типов массового сознания, складывался новый менталитет, ме­нялся характер социализации подрастающих поколений, сложи­лись предпосылки развития социальной педагогики как новой среды знаний.

Переломным моментом в развитии социально-педагогическо­го процесса стала Октябрьская революция. Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель трудовой школы, «школы труда», которая была разработана на Западе и имела некоторое распространение в дореволюционной России.

В 1917— 1918 гг. было принято около 30 декретов и постановле­ний по народному просвещению и культурному строительству; 9 (22) ноября 1917 г. учреждена Государственная комиссия по про­свещению, ставшая в тот период центром педагогической мыс­ли. В обстановке борьбы различных идей и мнений вырабатыва­лись важнейшие документы по строительству новой системы вос­питания и образования: «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (Декларация) (1918 г.), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) и др. Указывая на то, что дети должны активно участвовать во всей школьной жизни, пользо­ваться правом самоуправления и проявлять постоянную товари­щескую взаимопомощь, «Основные принципы...» (Декларация) подчеркивали мысль, что дети, «готовясь стать гражданами государства, должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы», а занятия должны быть подчинены «трудовому знакомству с окружающей ребенка природой и общественной средой»'. В них также отмечалась необходимость обратить особое внимание на реализацию воспитательных функций школы, выра­ботку характера, развитие воли.

Не менее актуальными были положения «Основных принци­пов...» о структуре и основах школьного самоуправления, при­званного готовить учащихся к активному участию в демократи­ческих формах управления общественной жизнью; о роли педаго­гов, которые должны уметь быть «старшими братьями разновоз­растной семьи, каковой является школа».

В процессе подготовки названных документов, а также разделов второй Программы партии (март 1919 г.), посвященных политике партии и Советского государства в области народного образования особенно остро встали проблемы взаимоотношения школы и об­щества, системы просвещения и пролетарского государства. Пе­дагоги-марксисты ориентировались на то, что школа должна вы­полнять особые функции воспитания и непролетарских, и полу­пролетарских слоев населения. Такое расширение социальной фун­кции учебно-воспитательных учреждений могло бы осуществиться только при условии самого активного включения школы в борьбу за победу нового общественного строя. Советское правительство стремилось всячески восстанавливать и развивать систему образо­вания и воспитания; в государственном бюджете на долю просве­щения в 1920 г. приходилось до 10% национального дохода.

В целом первые документы советской власти о школе деклари­ровали демократические подходы, поскольку в них обосновыва­лась идея гуманного отношения к личности ребенка, объявленно­го высшей ценностью общества. Ставилась задача способствовать развитию воли, характера, интернационалистических чувств ре­бенка, исходить из его интересов и потребностей, из социальных инстинктов и влечений, направленных в общественное русло, воспитывающих нового человека.

В рассматриваемых документах отмечалось также, что только социализм может гарантировать развитие такого важного обще­ственного качества, как коллективизм, обеспечить условия для воспитания добровольной дисциплины, готовности работать на пользу трудящихся всего мира. Отмечалось, что социализм, в от­личие от буржуазного общества, способствует раскрытию при­родных способностей человека и его всестороннему развитию. Новая учебно-воспитательная система предусматривала создание не только органов школьного самоуправления. В феврале 1918 г Наркомпрос в целях углубления демократизации ввел в школе выборы учителей и административно-управленческого персонала.

Первые шаги школьной реформы вызвали в стране неодно­значное отношение. Так, В. В.Зеньковский отмечал, что комму­нистическое воспитание изначально не может быть человеколю­бивым, так как разъединяет детей по классовому принципу. Он также отвергал идею атеистического воспитания, отрешавшую ребенка от духовности.

У оппозиционно настроенных педагогов, среди которых мож­но выделить С.И.Гессена, И.М.Гревса, И.А.Ильина, Н.О.Лосского и других возражение вызвала концепция трудовой школы. Они считали, что в такой школе может пострадать умственное развитие и гуманитарное воспитание ребенка.

Многие дореволюционные педагоги со страниц журналов «Но­вая школа», «Свободное воспитание и свободная школа», «На­родный учитель», «Педагогическая мысль» выступали с позиции идеи независимости воспитания и школы от политики, «свобод­ного воспитания» и др. И. И. Горбунов-Посадов говорил, что для него нет детей ни красных, ни белых, что все дети нуждаются в заботе об их развитии. Значительная часть теоретиков педагогики считали, что цели воспитания определяются самой природой ре­бенка, его возрастом, желаниями и потребностями, а необходи­мым условием свободного развития личности является аполитич­ность школы. В декабре 1917 г. — марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, которые были не удовлетворены происходящим в стране и настаивали на демократическом решении проблем об­разования и воспитания.

Лучшие представители научно-педагогической интеллигенции пытались противостоять «разрушительным началам» образователь­ной политики новой власти. Они не принимали критерии «клас­совости», отстаивали духовность человеческой природы, требова­ли от реформаторов сделать процесс становления новой школы более естественным и безболезненным.

Среди педагогов, не принявших Октябрьской революции, был С.Т.Шацкий. Он был одним из организаторов забастовки учите­лей, организованной Всероссийским учительским союзом и на­правленной против захвата власти большевиками, отверг предло­жение участвовать в работе Наркомпроса. В журнале «Свободное воспитание» (1918, № 3) С.Т.Шацкий опубликовал статью «Дети и общество», в которой еще раз говорил о необходимости соотне­сти цель воспитания с целью социального окружения, в котором происходит воспитательный процесс: в качестве строительного материала важно использовать в обучении и воспитании все луч­шее в детской субкультуре.

Одновременно с перестройкой прежней школьной системы начался процесс складывания марксистской теории воспитания. Эту работу возглавили Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, М. Н. По­кровский. Ими был проведен критический анализ буржуазной си­стемы воспитания и школы. Руководствуясь классовым подходом в оценке общественных процессов, они рассматривали воспита­ние как социальное явление, подчеркивая зависимость его целей от общественного строя; как планомерное, целенаправленное воз­действие, формирующее человека с коммунистическими взгляда­ми, стремлениями, убеждениями и поступками, указывали на классовый и исторический характер воспитания, на значимость его конкретных условий, экономического развития и политики господствующего класса. Н. К. Крупская неоднократно подчерки­вала, что цели воспитания должны определяться идеалом челове­ка, а для нового общества — человека, воспитанного в духе борь­бы за коммунистическое общество.

Как известно, первым наркомом просвещения стал Л.В.Луна­чарский (1917). Его публикации были посвящены пропаганде ком­мунистических идей в области воспитания. Наиболее отчетливо это проявилось в статье «О социальном воспитании» (1918). В ней была поставлена проблема нового воспитания, обсуждалось, кто должен воспитывать детей в новых условиях — семья или обще­ство; для кого их нужно готовить — для семьи или для общества? Естественно, лично А.В.Луначарский отдавал предпочтение об­щественному над личным. Он считал, что с конца XIX в. вопросы социализации, подготовки человека к жизни в интересах обще­ства выдвинулись на первый план, что обусловлено развитием капиталистических отношений в России, разрушением патриар­хальной семьи, использованием женского труда, когда государ­ство вынуждено было брать воспитание детей на себя. Но такая система социального воспитания осуществлялась лишь в интере­сах буржуазной власти.

По А.В.Луначарскому, социальное воспитание в условиях со­циалистического государства должно быть организовано совсем по-другому. Противоречия между семейным и общественным воспита­нием будут сняты. Целью воспитания станет социальное воспита­ние граждан в духе коммунизма, гармоническое развитие каждой отдельной личности. Более того, в процессе строительства нового общества, когда государство постепенно «отомрет», воспитание, считал А.В.Луначарский, станет по-настоящему общественным.

Семейное воспитание при социализме также должно стать со­циальным. Женщина, занятая трудом на общественном производ­стве, будет освобождена от тяжких семейных обязанностей. Дети будут собраны в специальных учебно-воспитательных заведени­ях, где их воспитанием займутся специально подготовленные пе­дагоги. Именно в таких условиях можно создать систему «нормаль­ного воспитания», способную готовить гармонически развитых и социально-мыслящих людей.

А. В. Луначарский считал, что при радикальном переустройств школы труд должен играть в ней важную роль, что за ним нужно непременно сохранить его воспитательную силу. Статья 12 Положения о единой трудовой школе о превращении школы в школу коммуну указывала на то, что основой такого учебно-воспитательного заведения должен быть производительный труд.

Главным идеологом Народного комиссариата просвещени (Наркомпроса), проводником идеи коммунистического воспитания молодого поколения была, по сути, Н.К.Крупская. Ей принадлежали работы по вопросам социального воспитания детей.

Работы Н. К. Крупской, содержащие критический анализ буржуазной школы и педагогики, способствовали постепенному переходу дореволюционных ученых-педагогов (П. П. Блонского Н.Н.Иорданского, С.Т.Шацкого и др.) на классовые позиции социалистической педагогики. Сформулированные педагогами марксистами положения о цели воспитания, социальной функции школы, факторах воспитания личности и т.д. имели большое значение для развития методологии советской педагогической науки и системы воспитания того времени в целом. Так стремление С.Т.Шацкого заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудило его через два года после революции принять предложение Наркомпроса о сотрудничестве В 1919 г. он создает Первую опытную станцию по народному образованию. Это было уникальное учреждение, куда вошли 14 начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детски сады, читальни, и где исследовалось влияние среды на социальное развитие ребенка.

Определенное значение в рассматриваемый период имели взгляды на систему образования и воспитания П. П. Блонского. В 1918 г он создал «Курс педагогики» — «учебное пособие для высших учебных заведений, училищ, институтов, курсов». В 1919 г. в дв частях выходит его книга «Трудовая школа» — первый проект трудовой школы, создание которой развернулось в 1920-е гг. В не' предусматривалось осуществление учащимися разнообразной трудовой деятельности. Так, для школ I ступени предполагались раз личные виды самообслуживания, а также ручной труд. В школа II ступени организовывался труд учащихся на фабриках и заводах Однако такой подход приводил к перекосу в распределении учебного времени, ибо три четверти его уходило на трудовую деятельность и лишь одна могла использоваться на общеобразовательных занятиях.

Весной 1921 г. позиция П. П. Блонского существенно меняется В журнале «Народное просвещение» ученый опубликовал стать «Марксизм как метод решения педагогических проблем», в которой он полностью разрывает с прежними взглядами на построение трудовой школы.

С первых дней после Октябрьской революции 1917 г. одной из насущных социально-педагогических проблем была проблема фор­мирования нового человека, получившая отражение в работах Н. К. Крупской и А. В.Луначарского. Они отмечали, что только при условии полного совпадения социальных целей школы с личны­ми запросами и интересами ее воспитанников возможен естествен­ный истинно психологический процесс формирования юной лич­ности. Не ребенок для школы, а школа для ребенка — только выполнение этого требования позволит превратить школу в под­линный дом радости и свободного духовного развития.

С первых послереволюционных лет важнейшей социально-пе­дагогической задачей стало гармоничное развитие детей, подрос­тков и молодежи. Идея всестороннего развития личности привле­кала многих педагогов. В ее основе лежали представления социа­листов-утопистов о человеке будущего, концепции многих зару­бежных и отечественных философов-идеалистов, различные ре­лигиозно-этические воззрения, а также народные представления о совершенстве человека, отразившиеся в сказаниях, былинах, легендах. Утверждалось, что при коммунизме, само определение которого происходит от латинского слова «общий», восторжествуют духовные, подлинно человеческие потребности, отвечающие об­щественной природе хомо сапиенс.

Уже в первых своих выступлениях послереволюционных лет А.В.Луначарский отмечал, что к «дорогим и неоспоримым идеа­лам коммунистической педагогики» относятся идеи всесторонне­го развития личности и политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом. Социальную роль образования он усматривал в создании физической и соци­альной среды, соответствующей материальным и духовным потребностям человека. Позиция А.В.Луначарского хоть и была близка взглядам Н.К.Крупской, все же отличалась большей гиб­костью, акцентом на культурные ценности человечества. Ему была близка идея соединения марксизма с общечеловеческими и педа­гогическими ценностями. А. В. Луначарский считал, что всесто­роннее развитие личности возможно лишь в условиях бесклассо­вого общества и, строя новое общество, мы тем самым заклады­ваем фундамент для всестороннего развития человека. Кроме того, он был убежден, что задачи всестороннего развития личности решает не только школа. Большая роль в этом принадлежит само­образованию и самовоспитанию: музеям, библиотекам, театрам, народным университетам, курсам, обществу в целом.

По мнению Н. К. Крупской, реализовать идеи всестороннего развития личности сможет только пролетариат и только в услови­ях социалистического общества, когда «свободная», «истинно де­мократическая школа» обеспечит подготовку людей «умеющих строить общественную жизнь».

Цели и задачи новой школы были изложены Н. К. Крупской в январско-февральском номере журнала «Народное просвещение» за 1918 г. По ее мнению, важно было воспитывать всесторонне развитых людей с «общественными» инстинктами, которые име­ли бы цельное мировоззрение и понимали, что происходит во­круг них в природе и общественной жизни, людей, подготовлен­ных к труду, умеющих строить «разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь». Другими словами, Н. К. Крупская ратовала за идеал всесторонне развитой личности коммунистического типа.

Вообще проблемы воспитания постоянно находились в поле зрения советской власти. Уже в одном из первых документов но­вого государства «Основные принципы единой трудовой шко­лы» (1918) особо подчеркивалась воспитательная функция шко­лы как государственного учреждения, выдвигалась главная зада­ча — воспитание строителя социалистического общества и, в соответствии с этим, определялись наиболее важные морально-нравственные черты и качества, которые должны быть присущи гармонически развитой личности: настойчивость, трудолюбие, дух солидарности и пролетарского интернационализма. Трудо­вой принцип рассматривался как ведущий во всей целостной системе воспитания.

Важной задачей воспитания было в тот период формирование у детей общественной активности и самостоятельности, чему спо­собствовала трудовая помощь школьников фронту и семьям крас­ноармейцев. Ребята изготавливали перевязочные средства, чини­ли шинели и белье для армии, оказывали помощь семьям фрон­товиков в обработке земли и уборке урожая, ремонте жилья.

Октябрьская революция 1917 г. внесла смятение и раскол в дет­ское общественное движение, игравшее важную роль в социали­зации подростков. Идеологические структуры советского государ­ства рассматривали существующие скаутские объединения как вредные, буржуазные и поэтому фактически запретили их. Одни скауты покинули Россию и создали новые отряды в изгнании. Другие, из числа оставшихся в России, заняли нейтральную по­зицию по отношению к советской власти. Третьи стали на сторону нового «режима», пытаясь приспособиться к изменившимся ус­ловиям. В середине 1918 г. по инициативе школьно-санитарного отдела Наркомздрава, Наркомпроса и органов всевобуча были созданы отряды юных коммунистов (ЮКов), которые стремились в работе с детьми использовать метод «скаутинга». В законах юков выделялись такие ценностные ориентиры, как верность трудово­му народу, честность, скромность, вежливость, сострадательность, бережливость, трудолюбие. Однако отряды юков, по выражению Н. К. Крупской, «слишком рабски подражали скаутизму» и про­существовали недолго. Они были распущены в 1919 г.

Определенная часть скаутов продолжала вести в основном зам­кнутую, внутриотрядную жизнь, но уже в нелегальных условиях. Впоследствии все они были репрессированы.

Одновременно проходил процесс создания новых пролетар­ских детских объединений, среди которых выделялись «Юные крас­ноармейцы» на Урале, «Детский пролеткульт» в Туле, «Муравей­ник» в Перми и др.

Уже тогда, в первые послереволюционные годы, в воспита­тельную практику внедряли идеи коллективистского воспитания, причем с использованием общественно значимого труда, связи школьного коллектива с окружающей жизнью. Примером этого может служить педагогический опыт С. Т. Шацкого. Его школы в Первой опытной станции по народному образованию тесно сотруд­ничали с населением.

Ведущим принципом организации и развития детского кол­лектива являлось школьное самоуправление. В Костроме, напри­мер, даже существовал «ученический губисполком», объединяв­ший ученические исполкомы школ города.

В воспитательной работе с детьми уже тогда заметное внима­ние уделялось внеклассной и внешкольной работе. Ее основной формой стала клубная работа. В детских клубах, создаваемых на предприятиях, при клубах взрослых и непосредственно в школах работали различные кружки.

Новые идеи и принципы социалистической педагогики прове­рялись и совершенствовались в опытно-показательных школах. Если в 1919 г. их было всего около 30, то в 1920/21 учебном году уже около 100. Многие такие учебные заведения имели неплохую мате­риальную базу и кроме определенного уклона (сельскохозяйствен­ного или индустриального) разрабатывали важные педагогические проблемы: организации школьного коллектива, связи умственно­го, трудового, физического и эстетического воспитания и т.д.

Интересным оказался опыт и Второй (Шатурской) опытной станции по народному образованию. Здесь кроме апробирования новых методов общественного воспитания была выстроена систе­ма непрерывного воспитания, начиная с дошкольного возраста и заканчивая взрослыми людьми. Основной задачей была подготов­ка «новых граждан, умелых и приспособленных ко всякому делу работников-творцов... с готовыми навыками к управлению и са­моуправлению, с выработанным при помощи общественного воспитания и совместной координированной работы коллективи­стическим мышлением»1.

В 1920 г. состоялись две конференции работников опытно-по­казательных учреждений Наркомпроса, на них обсуждались проблемы школьного самоуправления, связи школы с жизнью, тру­дового воспитания и обучения, участия учителей и школьников в культурно-просветительной работе среди населения.

Определенное развитие в послереволюционные годы получи­ли так называемые школы-коммуны и школы-клубы. Первые, как правило, имели интернаты и создавались преимущественно в сель­ской местности в бывших помещичьих усадьбах. Иногда они вклю­чали в себя детский сад и профессиональную школу.

В конце 1918 г. в промышленных центрах России появляются школы-клубы для подростков, работающих на предприятиях, там они получали возможность разумно организовать свой досуг. Ра­бота проводилась по секциям, учитывающим интересы молоде­жи: хоровая, драматическая, резьбы по дереву, столярная, музы­кальная, литературно-общественная, художественная и т.д. Кро­ме того, в клубах велась большая общественная работа: подростки посещали кружки по изучению Конституции РСФСР и политики советской власти, слушали лекции, участвовали в литературных вечерах, встречались с известными людьми.

К этому времени относится и создание школ рабочей молодежи для подростков и юношей до 18 лет. Помимо учебных занятий в них проводилась большая общественная и культурно-просвети­тельная работа: лекции, концерты, вечера, встречи и т.д., дей­ствовали и свои органы самоуправления.

В 1917—1920 гг. кроме школ по первоначальному обучению взрослых грамоте существовали различные краткосрочные обще­образовательные курсы, школы взрослых повышенного типа, кур­сы среднего образования, народные университеты, школы I сту­пени, школы II ступени, высшие крестьянские школы, школы для рабочих подростков и т.д. Появлялись и совершенно новые типы образовательных учреждений для взрослых, такие, как раб­факи и совпартшколы.

Декретом О правилах приема в высшие учебные заведения от 2 августа 1918 г. всем гражданам страны предоставлялось право поступать в любое высшее учебное заведение без предъявления документов об образовании. С целью подготовки желающих учиться из среды рабочих и крестьян создавались подготовительные курсы, которые переросли затем в подготовительные факультеты при вузах. В 1919 г. были приняты сразу два постановления Нар-компроса РСФСР об организации рабочих факультетов, а 17 сен­тября 1920 г. обнародован Декрет О рабочих факультетах.

На основе опыта деятельности различных курсов и школ по подготовке агитаторов и инструкторов к работе с населением к 1920 г. сложился тип школы по подготовке организаторов хозяй­ственной, советской, партийной, культурной работы — совпарт­школы, в деятельности которых основное место заняла общеоб­разовательная подготовка. И вообще в этот период большое вни мание уделялось андрагогике науке о воспитании взрослых лю­дей.

В первые послеоктябрьские годы сложилась единая государствен­ная система внешкольного образования под эгидой Наркомпроса. В целях объединения всей просветительной работы 12 ноября 1920 г. был учрежден Главполитпросвет. Были определены и ос­новные принципы деятельности учреждений внешкольного обра­зования: общедоступность, планомерность, контроль со стороны населения и др.

Чтобы осмыслить первый опыт внешкольного образования взрослых, создавались научные центры — Институт внешкольно­го образования в Петрограде, ректором которого избрали извест­ного деятеля внешкольного образования В. А.Зеленко, автора кни­ги «Практика внешкольного образования в России» (1919); груп­па научных консультантов в Наркомпросе РСФСР; научная груп­па в Нижнем Новгороде и др. Издавались журналы и бюллетени по внешкольному образованию, проводились многочисленные кон­ференции и совещания, прошел I Всероссийский съезд по вне­школьному образованию (май 1919 г.).

После Октябрьской революции началась реорганизация выс­шего педагогического образования. В частности, в 1917—1919 гг. создавался новый тип высшей педагогической школы в регио­нах — педагогические институты. Основу составляли вузы, кото­рые ранее не были педагогическими, в том числе и учительские.

В 1919— 1920 гг. в стране сложился единый тип высшего педаго­гического учебного заведения институты народного образования, призванные готовить специалистов в области внешкольного и школьного дела.

Педагогические учебные заведения строились как педагогиче­ские центры, которые должны были вести общественно-педаго­гическую и научно-исследовательскую деятельность. Их задача со­стояла в подготовке педагогов, способных не только трудиться в школе, но и быть организаторами взрослой среды, проводниками культуры и грамотности.

Важнейших частью педагогического образования становится подготовка специалистов к активной общественной деятельности с детьми и взрослыми. С этой целью педагогическая практика про­водилась как в школах, так и в детских домах, детских колониях, музеях, библиотеках, рабочих клубах, школах-коммунах, профор­ганизациях. Широко использовалась кружковая и экскурсионная работа, способствовавшая укреплению связи с жизнью.

Однако большинство детей в школе не учились. Революция 1917 г. и гражданская война привели к разрушению экономики, распаду общественных и семейных связей. В результате — рост числа сирот и беспризорных и вставшая перед страной задача срочного спасения детей.

В феврале 1919 г. начал свою работу Российский совет защиты детей, в функции которого вошли охрана здоровья, организация питания и снабжения одеждой, создание сети учебно-воспита­тельных учреждений, где воспитанники сочетали бы учебу с об­щественно полезной деятельностью и производительным трудом.

Если в 1919 г. количество беспризорных, находившихся в спе­циальных детских учреждениях, составило 125 тыс. человек, то к началу 1921 г. — 540 тыс. детей.

В первые послереволюционные годы возникла идея о необходи­мости передачи государству всей социальной работы с детьми. По мнению Н.К.Крупской и А.В.Луначарского, именно государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспече­ние детей, чтобы изолировать их от влияния семьи. Все существо- ' вавшие прежде детские приюты передавались в ведение секций со­циального обеспечения губернских отделов народного образования.

В годы гражданской войны наиболее острой становится про­блема массовой детской беспризорности: к 1920 г. в России насчи­тывалось свыше 4 млн. таких детей. Еще в январе 1918 г. Совнарком издал Декрет О комиссиях для несовершеннолетних, которым по­ручалась организация работы с беспризорными. Поначалу проблемы защиты детей возлагались на Наркомат социального обеспечения, но с конца 1918 г. эти функции были переданы Наркомпросу. В губерниях комиссии по несовершеннолетним находились в ве­дении отделов народного образования или отделов социального обеспечения и здравоохранения.

Для упорядочения работы в данном направлении в феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей при Наркомпросе, куда вошли представители наркоматов труда, продовольствия, здравоохране­ния, социального обеспечения. Однако эффективность работы Со­вета была незначительной. В условиях гражданской войны и разрухи у этого государственного органа явно не хватало сил и возможнос­тей. Поэтому в 1920 г. была создана Комиссия при ВЦИК РСФСР по улучшению жизни детей, которую возглавил Ф. Э.Дзержинский. Сюда кроме представителей наркоматов вошли члены рабоче-кре­стьянской инспекции, ВЦИК, Всероссийского центра профсою­зов. И что очень важно, комиссия имела в губерниях сначала сво­их уполномоченных, а затем и отделы при местных Советах депу­татов. Комиссия оказывала детям помощь продовольствием, жи­льем, топливом, одеждой; принимала решения, касающиеся ох­раны жизни и здоровья подрастающего поколения.

Огромная работа по спасению детей была проведена во время голода 1921 г. Началась массовая перевозка детей из бедственных районов в другие регионы, где создавались детские дома.

В целом революционные события 1917 г. коренным образом изменили всю общественную жизнь, в том числе и такие ее сфе­ры, как образование и воспитание. Определенную ясность по вопросам строительства новой системы подготовки молодежи к жизни внесли «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.) и др. На­званные правовые акты принципиально меняли внутренние и вне­шние стороны обучения и воспитания подрастающего поколения.

В отличие от прежней школы новые проекты Наркомпроса были больше обращены к жизни, труду, природе и обществу. Дети по­лучали сведения об основных социальных институтах, знакоми­лись с их происхождением и развитием, узнавали, как создава­лась новая технологическая среда и как складывались новые со­циальные отношения.

Конечно, документы по новой школе несли на себе печать ро­мантических устремлений и надежд идеологов большевистской партии на скорую победу мировой революции и коммунистическое преоб­разование жизни. Тем не менее в первые годы советской власти они способствовали утверждению демократических принципов единой трудовой школы — бесплатной и доступной всем. Вводилось совме­стное обучение лиц обоего пола, было установлено равенство муж­чин и женщин в сфере образования и воспитания.

Новым звеном образовательно-воспитательной системы, отра­жающим социальные процессы в городе и на селе, стала сеть вос­питательных учреждений для дошкольников: детские очаги и ясли, детские сады и площадки, детские дома и дома ребенка. Они ох­ватывали дошкольной работой в первую очередь фабрично-завод­ские центры.

В 1917— 1921 гг. зарождалась советская педагогика, формулиро­вались основополагающие принципы воспитания, которые опи­рались на марксистские идеалы коммунистического воспитания, а также на теоретический и практический опыт зарубежной и оте­чественной гуманистической педагогики.

Однако уже тогда в воспитательно-образовательной сфере про­явились отдельные негативные черты, связанные с безраздель­ным господством коммунистической идеологии, с нетерпимостью к инакомыслию, классово-партийным подходом.

К сожалению, в результате преобразований лишилась возмож­ности оказывать прежнюю социализирующую роль церковь. Со­ветское государство взяло на себя безраздельную функцию соци­ально-педагогической помощи нуждающимся детям и их семьям.

Плотников П.В.-

Доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Дата: 2019-12-09, просмотров: 206.