Римское воспитание подразделяется на несколько этапов. На первом оно носило ярко выраженный практический характер. В этот процесс активно была вовлечена семья как важный социальный институт. Именно здесь хранилась верность традициям предков.
Семейное воспитание имело своей главной целью формирование нравственности. Значение дома, семьи подчеркивалось всюду. Абсолютную власть в семье имел отец. У древних римлян существовал обычай: родившегося ребенка клали к ногам отца и именно он решал, брать его или нет. Если отец поднимал ребенка, это означало, что он будет жить, его будут воспитывать. Первенец мужского рода получал имя родителя и считался его продолжением.
Отец нес ответственность за моральное и физическое воспитание сына. До 16 лет ребенок изучал домашнюю работу, осваивал искусство владения оружием. Отец руководил и религиозным воспитанием, так как римляне почитали домашних богов. Их изображения имелись дома, и глава семьи исполнял своеобразные жреческие обязанности.
Мать являлась равной участницей в управлении домом, сама растила своих детей, не передавая их в руки нянь. Особое внимание она уделяла воспитанию дочери, которая находилась под неусыпным вниманием матери вплоть до замужества.
В семье в детях воспитывали любовь к прошлому, почитание предков, национальных героев. Высоко ставилось почтение и повиновение богам, родителям и старшим вообще, скромность, любовь к родине. Не встать перед старшими считалось позором.
Таким образом, в системе домашнего воспитания римляне отдавали предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего. В этом проявлялся практический характер воспитания. Непосредственно подражая своим родителям и следуя героическому идеалу, римский юноша должен был стать благочестивым, почтительным, храбрым, мужественным и честным.
К нравственной дисциплине римской семьи добавлялось религиозное воспитание, поскольку в повседневной жизни религиозные верования сопровождали все важные моменты жизни ребенка.
Военный образ жизни Древнего Рима также отразился на характере воспитания: оно было довольно суровым. Детей воспитывали в строгой дисциплине, приучали к выносливости.
Зажиточные земледельцы и горожане обучали детей чтению, письму и законам. На первых порах обучение осуществлялось в семье. И лишь позже появились школы, которые в основном были частными.
Второй этап в развитии воспитания связан с завоеванием Римом Греции, когда влияние афинской культуры стало более заметным. Образованные римляне тогда, как правило, говорили на греческом языке, были восприняты философия и литература эллинов. Появляется особое понятие римской добродетели, которая означала не только мужество, верность долгу, умеренность в образе жизни, но и преданность государству, соблюдение законов и обычаев. Детям рассказывали о знаменитых битвах, крупных государственных деятелях, их знакомили с общественной жизнью страны. Однако составные части греческого воспитания — гимнастика, обучение музыке, пению, танцу — не прижились, несмотря на то что усвоению духовных богатств греков уделялось большое внимание.
Под влиянием эллинской традиции развивались и педагогические идеи. Сенека,например, в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию» раскрыл важность нравственного воспитания.
Из 12 книг трактата Квинтилиана «Ораторское образование» в педагогическом отношении немалый интерес представляют две его работы: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Воспитание, считал он, помогает ребенку стать лучше. Природная доброта человека и воспитание должны быть соединены. Цель этого процесса Квинтилиан видел в основательной подготовке к исполнению гражданских обязанностей, в формировании свободного человека. Квинтилиан писал о необходимости бережного отношения к ребенку, выступал против физических наказаний, рекомендуя учителю соблюдение меры в похвале и наказаниях.
В рамках рабовладельческого способа производства развитие частной собственности и товарно-денежных отношений обрекала человека на отчуждение. Такая тенденция проявилась довольно рельефно в период Римской империи. В этих условиях своеобразным средством протеста против существующей системы угнетения становится зарождающееся христианство.
Носителями новых идей являлись раннехристианские общины, которые возникли в восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. и дали начало третьему этапу развития воспитания. Для ранних христиан было характерно особое внимание к воспитанию детей, которое строилось на идее о приходе Спасителя и обретении счастья в Царстве Небесном. Ранние христиане проповедовали идеи равенства, отказа от собственности, высказывали глубокое уважение к труду.
В основу воспитания было положено собрание канонических сочинений Ветхого и Нового Завета, входящих в Библию. Древние библейские тексты Ветхого Завета II и I тысячелетий до н.э. и четыре Евангелия Нового Завета, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, попутно излагали цели воспитания и способы их достижения. В основе этого процесса лежало учение о любви ко всем людям как пути спасения и вечной жизни. Евангелие также давало людям нравственные ориентиры в форме заповедей.
В целом христианское воспитание являлось новой формой воспитания, складывающейся в период заката Римской империи.
Известным священнослужителем и руководителем школы христианского богословия в Александрии во II в. н. э. был Климент Александрийский. Он был автором дошедшей до нашего времени книги «Педагог», в которой обоснована идея о том, что помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством. Климент считал, что целью воспитания является включение ребенка в христианский образ жизни. Он описал также правила поведения ребенка.
Среди раннехристианских мыслителей этого периода наиболее известен Иоанн Златоуст, который особое внимание уделял воспитанию чувств и души человека. Христианскими методами воспитания он называл наставление и беседу.
В формировании христианской педагогики заметную роль сыграл современник Иоанна Златоуста Августин Аврелий (Блаженный). Он считал, что ведущее место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики. Августин утверждал, что одна из главных задач воспитания состоит в нравственном совершенствовании личности на основе христианских идеалов и ценностей. Само воспитание он понимал как средство помощи человеку в достижении вечной священной истины, помощи в слиянии с Богом.
Раннехристианская педагогическая концепция предусматривала доминирование семейно-религиозного воспитания. Процесс же образования в общественных учебных заведениях должен был контролироваться верующими родителями и духовными наставниками.
В целом можно отметить, что еще в античный период существовало направленное социальное воспитательное воздействие со стороны государства и общества на людей всех возрастных групп.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 257.